Менеджмент финансово промышленных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - дать сравнительную характеристику ФПГ и холдингов.
Объект исследования – финансово-промышленные группы и холдинги.
Предмет исследования – деятельность крупного капитала.
Методы исследования - наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- показать сущность, состав, деятельность ФПГ;
- понятие, типы, управление холдингом;
- дать анализ и сопоставление ФПГ и холдингов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3-4
ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ…………..5-15
СУЩНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ, ЗАДАЧИ ФПГ………………………………………………………...5-9
УЧАСТНИКИ ФПГ………………………………………9-10
РЕГИСТРАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ, КОНТРОЛЬ И ОТЧЁТНОСТЬ ФПГ………………………………………10-14
АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФПГ………....14-15
ХОЛДИНГ : ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА……………………16-21
ПОНЯТИЕ ХОЛДИНГА…………………………………16-18
ТИПЫ ХОЛДИНГА………………………………………18-19
УПРАВЛЕНИЕ ХОЛДИНГОМ………………………….19-21
АНАЛИЗ И СОПОСТАВЛЕНИЕ ФПГ И ХОЛДИНГОВ..22-27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………28-29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

        - по степени диверсификации (многопрофильные, монопрофильные).[12]

       Формирование  любой ФПГ должно осуществляться на основе следующих общих принципов:

       1. Первоочередное создание ФПГ на базе технологически и кооперационно связанных предприятий, выпускающих платежеспособную и конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках продукцию.

       2. Использование холдинговых или  трастовых отношений как основы  организационно-экономического взаимодействия участников группы с управляющей компанией.

       3. Индивидуальный характер проектов  формирования каждой ФПГ на  основе единой нормативно-правовой  базы.

       4. Добровольность вхождения предприятий  в состав ФПГ (за исключением  случаев формирования ФПГ по решению Правительства), разнообразие форм консолидации пакетов акций, возможность формирования ФПГ из казенных предприятий.

       5. Использование разнообразных форм  интеграции финансового, промышленного  и торгового капитала.

       6. Формирование ряда ФПГ, как правило, не менее 3 на одном отраслевом (региональном) товарном рынке или наличие на нем конкурентов по соответствующим видам продукции (за исключением сферы производства ВВТ, стратегических видов сырья и материалов).

       7. Взаимоотношения между ФПГ и государством должны юридически регулироваться различными видами договоров (контрактов).

       8. Государственное содействие и  поддержка создания и функционирования  ФПГ, инвестиционные проекты и  программы, которых отвечают целям  и приоритетам социально-экономической политики.

       9. Использование как рыночных, так  и нерыночных способов консолидации  пакетов акций, принадлежащих  государству. 

       10. Создание на основе ФПГ новых  инвестиционных механизмов развития  промышленного производства, обеспечивающих  самофинансирование.

       11. Социально-экономическая обоснованность  проектов создания ФПГ, подтверждаемая  экспертизой. 

       12. Включение представителей органов  государственного управления в  структуру управления ФПГ. [12]

1.2. УЧАСТНИКИ ФПГ

       В статье 4. Закон Республики Беларусь «О финансово-промышленных группах» указывается, что участники финансово-промышленной  группы  -  юридические  лица, осуществляющие любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством  Республики  Беларусь,   и   производящие   товары (работы,    услуги),    а   также   банки   и   (или)   небанковские кредитно-финансовые организации.  Участниками финансово-промышленной группы могут быть иные организации, участие которых в соответствии с законодательством  Республики  Беларусь  обусловлено  их   ролью   в обеспечении   инвестиционного   процесса   в  финансово-промышленной группе.

            Участниками финансово-промышленной  группы признаются юридические  лица  любых   организационно-правовых   форм   и   форм собственности   -   резиденты и нерезиденты Республики  Беларусь, подписавшие договор  о  создании  финансово-промышленной  группы,  и учрежденная ими центральная компания (далее - юридические лица).   Участники финансово-промышленной группы для  координации  своей хозяйственной  деятельности  и  ведения  дел  учреждают  центральную компанию,  являющуюся  юридическим  лицом,  либо  с  согласия   всех участников  финансово-промышленной  группы  наделяют полномочиями по координации   их   хозяйственной   деятельности   и   ведению    дел финансово-промышленной    группы   одного    из   участников    этой финансово-промышленной группы (далее - головное предприятие). В этом случае головное  предприятие, кроме своей  деятельности как субъекта хозяйствования, обладает полномочиями центральной компании.

       Участие юридического     лица     более     чем     в     одной финансово-промышленной группе не допускается. Государственные предприятия  и  организации  или  предприятия и организации,  в уставном фонде которых имеется доля  государственной  собственности,  могут быть участниками финансово-промышленной группы с согласия  республиканского  органа  государственного  управления, объединения   (учреждения),  подчиненного  Правительству  Республики Беларусь,  местного исполнительного и  распорядительного  органа,  в ведении которого находятся эти предприятия и организации.   Дочерние предприятия      могут      входить   в  состав финансово-промышленной    группы    только   в   случае,   если   их предприятие-учредитель   является       участником  данной финансово-промышленной группы. Республиканские органы       государственного  управления, Национальный  банк  Республики  Беларусь  и местные исполнительные и распорядительные    органы     не     могут     быть     участниками финансово-промышленной группы.

         Запрещаются создание и деятельность  на  территории  Республики Беларусь  финансово-промышленных  групп  в  случаях,  если это может иметь целью  или  результатом  монополизацию  производства  и  (или) реализации  товаров  (работ,  услуг),  недопущение,  ограничение или устранение конкуренции, ущемление законных интересов потребителей, а также    в   других   случаях,   когда   создание   и   деятельность финансово-промышленной    группы    противоречат    законодательству Республики   Беларусь,   наносят  ущерб  суверенитету,  национальной безопасности,   территориальной    целостности,    политической    и экономической  стабильности  Республики  Беларусь,  нарушают права и свободы граждан.[10] 
 
 
 
 

1.3. РЕГИСТРАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ, КОНТРОЛЬ И ОТЧЁТНОСТЬ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП 
 
 

       В статье 6 Закон Республики Беларусь «О финансово-промышленных группах» сказано, что объединение юридических      лиц       приобретает       статус финансово-промышленной   группы   с   момента   ее   государственной регистрации в соответствии с требованиями настоящего Закона.

         Для  государственной  регистрации  финансово-промышленной группы центральная   компания   (головное   предприятие)   представляет   в уполномоченный Президентом Республики Беларусь республиканский орган государственного  управления (далее - уполномоченный республиканский орган государственного управления):

         - заявление о создании финансово-промышленной группы;

         - договор о создании финансово-промышленной группы;

         - нотариально    заверенные    копии   учредительных   документов участников  финансово-промышленной  группы  и  свидетельства  об  их государственной регистрации;

         - выписку из  реестра акционеров  акционерного  общества  (если финансово-промышленная группа создается способом, при котором одному из   участников   принадлежит  доля  в  имуществе  каждого  из  иных участников  или  все  либо  некоторые  из  этих  участников являются акционерными обществами);

          -    организационный проект финансово-промышленной группы;

           - заключение республиканского органа государственного управления, ведающего   вопросами   антимонопольной   политики,  о  соответствии указанных   документов   законодательству   Республики   Беларусь  о противодействии    монополистической    деятельности    и   развитии конкуренции.

         В случае необходимости Правительством  Республики Беларусь могут быть установлены дополнительные требования по составу представляемых документов. Решение  о  регистрации  финансово-промышленной  группы  или об отказе  в  ее регистрации принимается уполномоченным республиканским органом  государственного  управления  в  течение  30 дней с момента подачи заявления о создании финансово-промышленной группы.

       О   принятом   решении   уполномоченный  республиканский  орган государственного управления сообщает центральной компании (головному предприятию) финансово-промышленной группы в пятидневный срок.

       Решение  об  отказе в регистрации финансово-промышленной группы принимается в случаях:

         - нарушения установленного порядка  создания финансово промышленной группы;

        - несоответствия   документов,  необходимых для государственной регистрации, требованиям законодательства Республики Беларусь;

        - установления  обстоятельств, указанных в части восьмой статьи 4 настоящего Закона.

       Отказ в регистрации финансово-промышленной группы сопровождается письменным объяснением причин.

       Высшим  органом   управления   финансово-промышленной    группой (ст.8) является   совет  управляющих,  включающий  представителей  всех  ее участников. Объем   полномочий  совета  управляющих  финансово-промышленной группы  устанавливается  договором о создании финансово-промышленной группы.  Способ  управления финансово-промышленной группой устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.[10]

       Центральная компания  -  юридическое  лицо,  созданное  в целях представления  интересов  всех  участников   договора   о   создании финансово-промышленной   группы   в   форме  акционерного  общества. Центральная компания  учреждается всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы.  Вся деятельность центральной компании ведется исключительно для обеспечения деятельности финансово-промышленной группы.

            Контроль за деятельностью финансово-промышленных групп осуществляется уполномоченным государственным органом.   В   течение трех  месяцев после окончания финансового годацентральная   компания   (головное  предприятие)  представляет  всем участникам  финансово-промышленной  группы, а при наличии в ней доли собственности государства - республиканскому органу государственного управления,  объединению  (учреждению),  подчиненному  Правительству Республики   Беларусь,   в   ведении  которого  находятся  участники финансово-промышленной      группы,     отчет     о     деятельности финансово-промышленной   группы,   а   также   результаты   проверки деятельности финансово-промышленной группы аудитором (ст.14) [10]

         Государственный контроль за деятельностью финансово-промышленной  группы,  зарегистрированной  на   территории Республики   Беларусь,   осуществляется   в  порядке,  установленном законодательством  Республики   Беларусь.   Государственные   органы проводят   проверку  деятельности  финансово-промышленной  группы  в соответствии с законодательством Республики  Беларусь,  но  не  реже одного раза в два года.[10]

         Финансово-промышленная   группа   прекращает   деятельность   в случаях: 

          - истечения срока     действия      договора      о      создании финансово-промышленной   группы,   если   он   не   был  продлен  ее участниками;

        -    расторжения договора  о создании финансово-промышленной группы по  решению  всех  участников группы в порядке, предусмотренном этим договором;

        -   вступления   в   законную   силу   решения   суда  о признании недействительным  договора  о создании финансово-промышленной группы на территории Республики Беларусь;

         - вступления в   законную   силу  решения  суда  об  установлении нарушения  законодательства   Республики   Беларусь   при   создании финансово-промышленной группы или в процессе ее деятельности;

        -   принятия   Правительством   Республики   Беларусь   решения   о прекращении    деятельности    финансово-промышленной   группы   при установлении  обстоятельств, предусмотренных частью четвертой статьи 14 настоящего Закона.

       Имущественные,  хозяйственно-правовые  вопросы,  возникшие  при прекращении      деятельности     финансово-промышленной     группы, рассматриваются   в   соответствии  с  законодательством  Республики Беларусь (ст.14)[10]

       Таким образом, финансово-промышленная группа — это группа юридических лиц, включающая банки, другие финансово-кредитные учреждения и промышленные организации, созданная с целью реализации эффективных федеральных и региональных инвестиционных проектов и программ, а также для производства и реализации конкурентоспособной продукции.

       Отличительными  признаками финансово-промышленной группы являются:

         - обязательное наличие банков, прочих финансово-кредитных учреждений и промышленных организаций;

Информация о работе Менеджмент финансово промышленных групп