Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - дать сравнительную характеристику ФПГ и холдингов.
Объект исследования – финансово-промышленные группы и холдинги.
Предмет исследования – деятельность крупного капитала.
Методы исследования - наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- показать сущность, состав, деятельность ФПГ;
- понятие, типы, управление холдингом;
- дать анализ и сопоставление ФПГ и холдингов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3-4
ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ…………..5-15
СУЩНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ, ЗАДАЧИ ФПГ………………………………………………………...5-9
УЧАСТНИКИ ФПГ………………………………………9-10
РЕГИСТРАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ, КОНТРОЛЬ И ОТЧЁТНОСТЬ ФПГ………………………………………10-14
АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФПГ………....14-15
ХОЛДИНГ : ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА……………………16-21
ПОНЯТИЕ ХОЛДИНГА…………………………………16-18
ТИПЫ ХОЛДИНГА………………………………………18-19
УПРАВЛЕНИЕ ХОЛДИНГОМ………………………….19-21
АНАЛИЗ И СОПОСТАВЛЕНИЕ ФПГ И ХОЛДИНГОВ..22-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………28-29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………
В соответствии с законодательством управление холдингом, как и любым акционерным обществом, осуществляется через собрания акционеров, советы директоров, исполнительную дирекцию. Однако для холдинговых структур основные акционеры четко определены и именно они осуществляют (через аппарат управления) управление всей группой. Есть особенности осуществления и разделения по частям группы объема управляющих процедур. На самом верхнем уровне холдинга (как и на всех уровнях сложных холдингов) объем управляющих функций может значительно меняться в зависимости от правовых возможностей и предпочтений собственников каждого уровня.
В разных типах объединений могут использоваться разные компоненты менеджмента. Минимальный объём управления (компонентов менеджмента) осуществляется в картеле: маркетинг и бизнес-планирование, общие для всех предприятий входящих в объединение; более высокий уровень управления в финансово-промышленных группах, где помимо маркетинга и бизнес-планирования осуществляется и управление финансами; в синдикате же по сравнению с предыдущей структурой вместо финансового менеджмента присутствуют такие компоненты как логистика и единая для всех предприятий, входящих в объединение, система управления; в промышленных и коммерческих группах финансовый менеджмент совмещается с логистикой и единой структурой управления. Самый высокий уровень организации осуществляется в концерне, где присутствуют все компоненты менеджмента: экономика, бизнес-план, маркетинг, учёт, финансы, логистика и структуры. Причём, надо сказать, что холдинг в процессе своего существования может менять объем элементов менеджмента - от картеля до концерна или наоборот.
Чаще
всего в сложном холдинге количество
управляющих функций увеличивается по
мере перехода на нижний уровень группы.
Формально процедура управления определена
законодательством. Для многих холдингов
основные акционеры управляющей компании
холдинга имеют большинство, как на собрании
акционеров, так и в советах директоров
и могут провести все необходимые им решения
в управлении.
В последнее время и в России стал использоваться
популярный на западе метод повышения
управляемости путем расстановки топ
менеджеров на ключевые должности холдинга.
Для обеспечения эффективного управления
повсеместно используются различные способы
мотивации (стимулирования) топ менеджеров.
Большинство компаний передают им долю
акций, стоимость которой растет при эффективной
работе предприятия, а сами менеджеры
являются партнерами. Другой способ предлагает
Ричард Брейли (автор монографии «Корпоративные
финансы») в своей статье «Опционы против
лимузинов». Это договор о праве менеджера
в определенный срок купить по фиксированной
цене определенное количество акций компании
и продать их по цене текущих рыночных
котировок (опцион). Помимо стимулирования
практикуется и заключение «жестких»
контрактов между советом директоров
(т.е. ключевыми акционерами) и топ менеджерами,
что позволяет контролировать их деятельность.
Таким образом, перечисленные выше организационные и правовые процедуры активно используются в России как приёмы менеджмента на всех этапах и уровнях функционирования холдингов.
Дифференцированный
подход государства и образованию
и поддержке холдинговых
В современных условиях получил значительное распространение такой метод, как взаимное холдинговое владение акциями, практикуемое между различными компаниями одной страны или разных стран. Интернационализация деятельности холдингов проявляется так же в том, что большинство крупных компаний стремятся открывать филиалы, представительства, дочерние общества в различных странах и регионах. При этом региональные подразделения управляются соответствующими региональными субхолдингами (чистыми или оперативными), подконтрольными головной компании холдинга. Как свидетельствует мировой опыт, холдинговые компании столь активно развиваются, что можно говорить о формировании сети холдингов, контролирующие крупнейшие корпорации. Характерно, что вопрос о месте размещения субхолдингов решается головной холдинговой компанией на основе учета комплекса факторов, где помимо чисто практических задач производственного и коммерческого характера немалое место занимает сравнительная характеристика уровней налогообложения в различных странах.
Холдинговая
компания называется диверсифицированной,
если ее дочерние общества не имеют
между собой функциональных и
технологических связей и относятся
к разнообразным отраслям экономики.
Такая холдинговая компания осуществляет
исключительно финансовое управление
деятельностью дочерних обществ, а все
управленческие вопросы решаются управленческим
персоналом каждого дочернего общества
самостоятельно.
3.
АНАЛИЗ И СОПОСТАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФПГ И ХОЛДИНГОВ
В
сложившихся экономических
Финансово-промышленные группы имеют ряд преимуществ перед другими субъектами рынка в экономическом и финансовом отношении:
· происходит укрепление технологической цепочки от добычи сырья до выпуска конечной продукции, усиливается интегрированность производства;
· диверсификация деятельности придает большую устойчивость предприятиям группы и повышает конкурентоспособность их продукции;
· создаются реальные предпосылки и возможности для структурной перестройки производства;
· появляются перспективы аккумулирования значительного капитала для достижения поставленных производственных и финансовых целей;
· возникают реальные возможности маневрирования финансовыми ресурсами как в рамках самой ФПГ, так и вне ее, расширения масштабов деятельности и сфер влияния;
· происходит перераспределение капитала между различными подразделениями ФПГ в соответствии со стратегическим выбором группы;
· увеличивается финансовая мощь группы, ее финансовая устойчивость и способность с максимальной эффективностью использовать авансированный капитал.[2,с.206]
Одним из основных преимуществ ФПГ является то, что в результате интеграции экономических, организационных, технологических и интеллектуальных потенциалов их участников обеспечиваются реальные механизмы самофинансирования, наращивание инвестиционных ресурсов для новых высокоэффективных производств. Именно поэтому ФПГ могут стать действительным инструментом реализации приоритетов структурной политики, развития перспективных отраслей производства, реализации достижений научно-технического прогресса и других программ.
Концентрация
в ФПГ значительных финансовых ресурсов
и научно-производственного
Кроме того, формирование ФПГ не потребует форсированной приватизации, распродажи акций физическим лицам. Достаточно акционирования и последующего размещения части акций среди юридических лиц - предприятий.
Создание
ФПГ в нашей стране следует
рассматривать как
ФПГ имеют следующие возможности:
Характерными чертами развития ФПГ являются:
Холдинг отличается от финансово-промышленной группы тем, что :
• Холдинг создается на основании решения управляющей компании (собственника), а ФПГ возникает на основании договора;
•
В холдинг могут входить только
унитарные предприятия и
• Участники холдинга могут участвовать одновременно в нескольких холдингах, а участники ФПГ могут быть участниками только одной ФПГ;
• От имени холдинга выступает управляющая компания (собственник), а управление в ФПГ осуществляется советом управляющих.
Функционирование холдинговых систем на рынке имеет ряд преимуществ перед отдельно взятыми компаниями:
- Возможность создания замкнутых технологических цепочек от добычи сырья до выпуска готовой продукции и доведения ее до потребителя;
- Экономия на торговых, маркетинговых и прочих услугах;
- Использование преимуществ диверсификации производства;
- Единая налоговая и кредитно-финансовая политика;
- Возможность варьирования финансовыми и инвестиционными ресурсами в рамках холдинговой системы.
Кроме того, каждое предприятие, войдя в холдинговую систему и получив акции холдинга в обмен на переданную ему свою долю акций, становится экономически заинтересованным в эффективной деятельности всех субъектов холдинга.
Холдинговые
компании могут объединять под своим
контролем, с одной стороны, промышленные
и торговые предприятия, финансовые
институты, а с другой стороны, функции
холдинговой компании с помощью
финансово-кредитных рычагов
Появляется тенденция к формированию так называемых холдингов-рантье, которые, управляя пакетами акций промышленных предприятий, не занимаются производственными вопросами, а специализируются на организации залоговых аукционов. Эти компании прилагают усилия для захвата контрольного пакета, а потом значительная доля этого пакета распродается на залоговых аукционах по заниженным ценам. Такие холдинги создаются не без участия государственного капитала, но в то же время не всегда приносят государственному бюджету реальную пользу.
Холдинг может контролировать значительное число компаний, различных по сфере деятельности и отраслевой принадлежности, суммарный капитал которых значительно превышает активы материнской компании.
Высшим органом управления холдинговой компании является общее собрание акционеров, а ее исполнительным органом – правление. Как правило, правление, состоящее из директоров дочерних компаний, направляет политику и контролирует деятельность холдинговой системы в целом в соответствии с теми пакетами акций, которыми оно владеет. Советы директоров дочерних предприятий назначаются руководством холдинга и действуют в качестве их доверенных лиц. В ведении головной компании холдинга находятся вопросы выработка стратегии, формулировка целей развития, осуществление координационных и коммуникационных связей между субъектами холдинговой системы, единое финансовое руководство в целях оптимального распределения и использования ресурсов и привлечения капитала, подбор и утверждение высшего управленческого персонала, аудиторская деятельность, управление всеми видами ресурсов. Тактические вопросы деятельности компании, находятся в ведении ее дочерних обществ, имеющих самостоятельность в принятии решений, касающихся их оперативной деятельности на рынке.