Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - дать сравнительную характеристику ФПГ и холдингов.
Объект исследования – финансово-промышленные группы и холдинги.
Предмет исследования – деятельность крупного капитала.
Методы исследования - наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- показать сущность, состав, деятельность ФПГ;
- понятие, типы, управление холдингом;
- дать анализ и сопоставление ФПГ и холдингов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3-4
ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ…………..5-15
СУЩНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ, ЗАДАЧИ ФПГ………………………………………………………...5-9
УЧАСТНИКИ ФПГ………………………………………9-10
РЕГИСТРАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ, КОНТРОЛЬ И ОТЧЁТНОСТЬ ФПГ………………………………………10-14
АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФПГ………....14-15
ХОЛДИНГ : ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА……………………16-21
ПОНЯТИЕ ХОЛДИНГА…………………………………16-18
ТИПЫ ХОЛДИНГА………………………………………18-19
УПРАВЛЕНИЕ ХОЛДИНГОМ………………………….19-21
АНАЛИЗ И СОПОСТАВЛЕНИЕ ФПГ И ХОЛДИНГОВ..22-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………28-29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………
- наличие главной, центральной компании;
- государственная (федеральная или региональная) экспертиза организационного проекта;
- государственная регистрация в качестве финансово-промышленной группы;
- принадлежность участников ФПГ к тем сферам деятельности, которые определяют научный, производственный и экспортный потенциал страны.[8,с.42]
Рис.
1. Состав финансово-промышленной группы
[9]
В состав ФПГ входят разнообразные предприятия и учреждения, различающиеся и по форме, и по характеру оборота капитала, и по специфике организаций хозяйственной деятельности. Это предопределяет необходимость анализа и оценки звеньев ФПГ.
Таким
образом, важным условием долговременного
эффективного функционирования ФПГ является
соответствие их организационной и инвестиционной
стратегий. В целях активизации инвестиционной
деятельности, в том числе в инновационной
сфере, ФПГ должны создаваться прежде
всего на базе технологически и кооперационно
связанных предприятий, выпускающих продукцию,
обеспечиваемую платежеспособным спросом
и конкурентоспособную на внешнем рынке.
Речь идет о реализации накопленного научно-технического
потенциала и высокотехнологичных производств,
наращивании производства продукции глубокой
переработки топливно-энергетических
и сырьевых ресурсов, увеличении экспортной
направленности наукоемкой продукции
и создании необходимых организационно-экономических
предпосылок закрепления на мировом рынке.
1.4.АКТУАЛЬНОСТЬ
ФОРМИОВАНИЯ ФПГ
Таким образом, к конкретным предпосылкам, обуславливающим актуальность формирования ФПГ в приоритетных для нашей страны направлениях развития промышленного комплекса, можно отнести следующие:
1. Острая потребность в создании новой системы инвестирования промышленности, в формировании интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка.
При
образовании ФПГ открываются
новые возможности
2. Сложность и недостаток опыта самостоятельного выхода отечественных предприятий на внешний рынок.
Создание ФПГ облегчит предприятиям выход на мировой рынок. Сейчас нашим предприятиям и производственным объединениям противостоят мощные транснациональные монополии, имеющие сотни предприятий, значительную научную базу и экспериментальные производства.
3.
Необходимость укрепления и
В современных условиях приватизации (акционирования) производства ФПГ способны сохранить сложившиеся технологические цепочки (опасность разрушения которых в процессе приватизации весьма реальна), более того несколько усовершенствовать их, придав им завершенность и диверсифицированность.
4. Наличие серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и высоких технологий.[7,с.47]
ФПГ могут и должны сыграть значительную роль в формировании прогрессивной производственной структуры обрабатывающей промышленности, основанной на вертикальной интеграции и диверсифицированных комплексах.
В
рамках ФПГ при наличии научно-
Холдинговая
компания (холдинг) - это система
коммерческих организаций, которая включает
в себя «управляющую компанию», владеющую
контрольными пакетами акций и/или паями
дочерних компаний, и дочерние компании.
Управляющая компания может выполнять
не только управленческие, но и производственные
функции. Дочерним же признаётся хозяйственное
общество, действия которого определяются
другим (основным) хозяйственным обществом
или товариществом либо в силу преобладающего
участия в уставном капитале, либо в соответствии
с заключённым между ними договором, либо
иным образом .
Холдинговые компании возникают по всему
миру под влиянием общих для всех стран
процессов интеграции. [13]
Холдинги
образуются для определенной цели.
Это, как правило, завоевание новых
секторов рынка и/или снижение издержек.
Оба этих фактора повышают стоимость
компании, ее капитализацию и для достижения
этой цели необходима эффективная работа
всей системы, а не только управляющей
компании. Необходимо отметить, что
и стоимость акций холдинга тоже растет
только при эффективной работе всей системы
(всех ее частей - управляющей компании
и дочерних предприятий).
В последнее время корпоративный мир захлестнула
волна объединений, слияний и поглощений.
Объединяются все: автомобилестроители,
связисты, энергетики, компьютерщики,
финансисты.
Рассмотрим, какими путями коммерческие организации могут объединяться в холдинговые компании.
- (а) Холдинговые компании могут создаваться, например, посредством последовательного присоединения или получения контроля над компаниями, которые объединены одним видом бизнеса (машиностроение, пищевая промышленность, с/х и т.д.). Это так называемая «горизонтальная интеграция».
Основная цель таких холдингов - завоевание новых секторов рынка. В качестве примера здесь можно привести тот факт, что в начале года руководители ведущих Британских табачных компаний British-American Тobacco (BAT) и Rrothmans International, занимающих второе и четвертое места в мире по объемам продаж, объявили о планах создания единого концерна, который станет крупнейшим мировым производителем табачной продукции. Сумма сделки оценивается в 13 млд фунтов стерлингов. Новая компания с общим обьемом продаж 21, 32 млд долларов и мощностью 1 триллион сигарет в год будет контролировать около 17% мирового рынка.
- (б) Второй путь образования холдинговых
компаний - это объединение предприятий
единого технологического цикла (от сырья
до готовой продукции). Это так называемая
"вертикальная интеграция".
Главной целью такого объединения является
снижение общих издержек, достижение ценовой
стабильности, повышение стоимости компании.
Примером может служить объединение электростанции
и угольного разреза в Приморском крае
в конце прошлого года. Из Приморской ГРЭС
и Лучегорского разреза образовалась
компания ЛуТЭК, контрольный пакет которой
достался РАО ЕЭС России. Цели этого смелого
эксперимента были вполне определенны
- снизить себестоимость электроэнергии
(а это серьезная проблема в Приморском
крае) и справедливо распределить деньги
между энергетиками и угольщиками. Благодаря
этому объединению объем производства
вырос на 6%, себестоимость угля снизилась
на 3%, электроэнергии - на 17%, а прибыль
возросла на 59%.
- (в) Холдинговые компании могут создаваться
и путем последовательного создания предприятий
и последующего их присоединения к группе.
Именно так действовал "стальной король"
Эндрю Карнеги почти 130 лет назад. В своей
автобиографии он пишет о том, что только
после того, как созданное им предприятие
доказывало свою эффективность, он включал
его (тем или иным способом) в свою группу.
Такая политика позволяла ему избежать
больших потерь при неэффективной работе
или банкротстве нового предприятия. Тактики
последовательного присоединения придерживается
и компания Макдональдс. В качестве вклада
она передает торговую марку, технологию
менеджмента и т.д.
- (г) На практике имеются примеры объединения не только отдельных коммерческих организаций, но и холдинговых компаний. Например, объединение известного сталелитейного концерна Германии и аналогичного в Нидерландах было реализовано следующим образом. Их владельцы: компании KN Hoogovens NV и Hoesch AG создали на паритетных началах (50% х 50%) управляющую компанию Estel NV в которую в качестве своих вкладов передали по 100% акций концернов.
- (д) Транснациональные и национальные компании объединяются по аналогичным схемам. При объединении крупнейших бельгийского и индийского пивных концернов была реализована следующая схема. Учредив на паритетных началах управляющую компанию SUN-Interbrew (на базе Sun-Brewing) каждый получил по 34% акций. В качестве вклада в уставной капитал бельгийцы передали акции заводов Россар, Десна, товарную марку пива "Stella Artois" плюс 40 млн долларов. Индийцы - акции заводов и сбытовую сеть. Кроме того 32% акций новой компании будет продаваться по открытой подписке.
- (е) Значительное количество холдинговых компаний образовалось и путем «деления» больших компаний при их реструктуризации. Такой способ был характерен для многих Российских предприятий в начале 90-х годов при переходе на самоокупаемость. Трансформация приводила к созданию большого числа дочерних компаний (бывших производств) со 100% участием материнской компании.[14]
Все приведенные выше процедуры образования холдинговых компаний могут осуществляться следующим образом:
- путем скупки акций на вторичном рынке, которую осуществляет брокер;
- путем обмена акциями, специально эмитированными для этого каждым предприятием. Именно так поступил генеральный директор «Уралмаш заводов» Каха Бендукидзе для получения контроля над «Ижорскими заводами» (каждая группа являлась холдингом). Для этого он провел дополнительную эмиссию и обменял весь пакет дополнительной эмиссии на уже имевшийся пакет «Ижорских заводов». Из-за разницы в стоимости пакетов, он получил контроль над заводом за небольшой процент своих акций.
- путем создания специальной управляющей компании, куда учредители передают пакеты акций предприятий, которые они хотят включить в холдинг. При этом передаваемые акции предприятий обменивались на эмитированные акции этой компании.
-
путем передачи ключевых, для данного
бизнеса, патентов, авторских прав, ноу-
хау (пример- компания «МакДональдс»).