Менеджмент как вид деятельности и система управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха.
Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими. Характерно, что до начала ХХ века практически никто не задумывался о системном управлении организацией. В первую очередь людей интересовали меркантильные интересы, а не проблемы развития и успешного функционирования организации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…3
I Теоретическая часть
1. Менеджмент как вид деятельности и система управления………………5
1.1. Менеджмент как вид деятельности………………………………………5
1.2 Система управления и её элементы……………………………………….7
1.3. Система и их свойства……………………………………………………12
1.4. Виды систем……………………………………………………………….17
II Практическая часть
1. ОАО «Росгосстрах»…………………………………………………………20
2. Виды страховой деятельности………………………………………….…..22
3. Система управления………………………………………………………....25
III Заключение………………………………………………………………...32
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсач менеджмент.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Допущен (а) к защите

Преподаватель ПЦК

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине:        «Менеджмент»

Специальность 080501 «Менеджмент (по отраслям)»

На тему: «Менеджмент как вид деятельности и

система управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011 г.

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3

I Теоретическая часть

1. Менеджмент как вид деятельности и система управления………………5

1.1. Менеджмент как вид деятельности………………………………………5

1.2 Система управления и её элементы……………………………………….7

1.3. Система и их свойства……………………………………………………12

1.4. Виды систем……………………………………………………………….17

II Практическая часть

1. ОАО «Росгосстрах»…………………………………………………………20

2. Виды страховой деятельности………………………………………….…..22

3. Система управления………………………………………………………....25

III Заключение………………………………………………………………...32

Список литературы…………………………………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха.

    Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими. Характерно, что до начала ХХ века практически никто не задумывался о системном управлении организацией. В первую очередь людей интересовали меркантильные интересы, а не проблемы развития и успешного функционирования организации.

     Ряд объективных и субъективных факторов способствовали появлению и оформлению науки об управлении как области научных исследований (например, преимущество техники; потребности большого бизнеса; эффективные способы работы). Но развитие науки об управлении не было последовательным, скорее концентрическим: по мере развития различных областей знаний выявлялись все новые факторы, влияющие на успех в деятельности организации. Кроме того, в ХХ веке чрезвычайно быстро менялся и сам мир. Научно-техническая революция, активизация правительств в вопросах влияния на бизнес и многое другое заставило обратить активное внимание на внешние факторы в управлении.

     Современные словари утверждают, что управление – это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Человечество выбрало всего лишь три принципиально различных инструмента управления:

- иерархия- организация, где основным средством воздействия являются отношения власти-подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ;

- рынок – сеть равнонаправленных отношений по  горизонтали, основанных на купле-продаже продукции, услуг, на отношениях собственности, на равноправии интересов продавца и покупателя;

- культура – вырабатываемая и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

Ни один из указанных механизмов не существует автономно. Все они переплетаются между собой при абсолютном доминировании иерархии или рынка.

До настоящего времени ещё не возникло управления, основанного преимущественно на культуре, хотя и рынку, и иерархии способствуют свои, почти полярные по характеру, культуры. Этим и определяется введение в современный русский язык, наряду с термином «управление», нового – «менеджмент».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I  Теоретическая часть

1.      Менеджмент, как вид деятельности и система управления

1.1  Менеджмент как вид деятельности

Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: «Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать»

Существуют 8 функций менеджмента:

      прогнозирование,

      целеполагание,

      планирование,

      организация деятельности,

      мотивирование персонала,

      контроль,

      учет,

      анализ.

Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера.

Современное понимание термина «Менеджмент», в том числе и включая то, которое приведено в Оксфордском словаре, определяет «менеджмент» как:

1) вид деятельности, процесс управления людьми в разнообразных организациях;

2) область человеческого знания, особое искусство, навык управления;

3) определенную категорию людей, осуществляющих работу по управлению, совокупность (группу) менеджеров отрасли, предприятия, подразделения.

Не существует организаций без менеджмента, но, тем не менее, менеджмент не является первичным (начальным) атрибутом организации. Необходимость в менеджменте наступает позже, когда сформированы основные цели и задачи, определены ресурсы, внутренние функции, структура объекта управления.

Главной задачей менеджмента при этом является «оживление» объекта управления, организация слаженного взаимодействия ресурсов, в том числе и трудовых (персонала).

Менеджмент является всеобъемлющим видом деятельности, т.е. в управлении нуждаются не только социально-экономические системы, но и сам процесс создания этих систем. Например,  для того, чтобы управлять организацией, её необходимо сначала создать, определить цели, миссию, задачи, ресурсы. Стадия создания организации – это стадия проектирования, результат которой прямым образом зависит от качества системы управления проектами.

Таким образом, необходимость в менеджменте возникает всегда, когда появляется потребность в коллективном, групповом осмысленном труде, поскольку сразу же возникает потребность в управлении им.

Труд менеджера или руководителя необходим в любой компании. Нельзя представить компанию без менеджеров. Не существует, да и не может практически существовать ни одной компании, в которой бы они отсутствовали.

Поскольку менеджеры работают в каждой компании и фактически решают одну и ту же общую задачу, то это позволяет утверждать, что менеджмент (управление, руководство) — это вид профессиональной деятельности. Причем менеджмент как вид человеческой деятельности, связанной с управлением людьми и организацией их целенаправленной совместной деятельности, носит всеобщий характер.

Профессиональные знания и навыки менеджера должны обладать определенной универсальностью, они в своей основе применимы, практически, в любой компании. Данное требование распространяется в основном только на менеджеров высшего звена (топ - менеджеров), знания которых можно считать универсальными и применимыми в любой отрасли, как производственной, так и непроизводственной сферы. Действительно, нет большой разницы между управлением крупной нефтяной компанией и, например, крупным автомобильным концерном. С понижением ранга менеджера происходит специализация его знаний по отношению к данной конкретной отрасли деятельности. Можно выделить две основные ступени менеджмента как вида человеческой деятельности:

1) высший (универсальный) менеджмент;

2) специализированный (отраслевой) менеджмент.

1.2. Система управления и её элементы

         Социальные системы являются упорядоченными, целостными; функционально и технологически неоднородными; иерархичными по структуре; динамичными с точки зрения состава и количества элементов.

         Обычно они постоянно развиваются, эволюционируя в направлении усложнения (хотя иногда могут временно стабилизироваться или даже дефадировать). Это развитие протекает под влиянием противоречивого взаимодействия внешних и внутренних факторов. Поэтому оно неравномерно (может быть прерывистым, скачкообразным) и не всегда предсказуемо.

         Важная особенность социальной системы (как и органической системы вообще) состоит в том, что небольшие изменения в одном из ее элементов могут вызвать «цепную реакцию», привести к серьезным последствиям для нее в целом. Это свойство широко используется в управлении: с помощью небольшого адресного воздействия в нужный момент легко достичь крупных результатов (об этом говорит так называемая теория рычага).

       Для того чтобы социальная система была устойчивой, правильно сориентированной, а следовательно, жизнеспособной, она должна обладать управляющим элементом (системой управления). Последний осуществляет ориентировку, интеграцию и контроль функционирования отдельных ее частей, поступления ресурсов, результатов и т. п., их коррекцию на основе обратной связи.

        Система управления организацией представляет собой весьма сложное образование, включающее следующие взаимосвязанные элементы:

• органы (субъекты) управления (должности, подразделения);

• коммуникационные каналы;

• набор методов, технологий, норм, правил, процедур, предписаний, полномочий, определяющих поведение работников и порядок выполнения тех или иных действий.

       Принципами построения системы управления являются:

• соответствие целям организации;

• сопряженность функций и полномочий;

• ориентированность на определенный уровень компетентности персонала;

• допущение неформальных связей;

• обеспечение эффективного контроля;

• гибкость и адаптивность.

Как и любая органическая система, система управления находится в постоянном развитии. Это развитие может быть экстенсивным (путем увеличения числа субъектов, связей между ними) и интенсивным (за счет рационализации функций, процедур и т. д.).

        Система управления характеризуется:

1) составом, соподчиненностью, информационной нагрузкой элементов, способом их взаимодействия;

2) уровнем централизации или децентрализации полномочий;

3) степенью специализации и регламентации функций;

4) стабильностью или изменчивостью поведения;

5) открытостью или закрытостью (восприимчивостью или невосприимчивостью к внешним влияниям);

6) техническим оснащением.

      Определенное соотношение субъектов управления, связанных между собой коммуникационными каналами, образует структуру этой системы, отражающую статику менеджмента, а совокупность методов, технологий и проч. — его механизм.

       Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, границы между которыми весьма условны. Они взаимодействуют с помощью механизма управления, который соответствующей частью принадлежит каждой из них.

      Под управляющей подсистемой можно понимать ту часть системы управления, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение. Она имеет иерархическую структуру во главе с направителем (центральным звеном). Им может быть индивид или коллектив (например, совет директоров).

     Понятию «управляющая подсистема» близко понятие «субъект управления», однако они не тождественны. В состав субъекта входят только те элементы подсистемы, которые связаны с выработкой решений (на каком бы уровне они ни находились).

      К управляемой подсистеме относятся элементы, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение того объекта, на который оно направлено.

     Объект управления представляет собой все те элементы организации, которые, воспринимая управленческое воздействие, подчиняют ему свое функционирование и развитие. В качестве объекта можно рассматривать рядовых исполнителей, процесс, отношения и т. д.

     Нужно иметь в виду, что объект управления отличается от субъекта не сам по себе как таковой (субстанциально), а выполняемыми функциями. Поэтому, например, одно и то же лицо в разных ситуациях может быть и тем и другим. Обычно субъект управления по масштабу меньше объекта и сложность его ниже, но он более активен и динамичен; объект же, наоборот, инертен. Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности (совокупности должностей), образующих подразделение управления. Но субъект может действовать и без такого оформления. Главное, чтобы он генерировал и реализовывал соответствующие решения.

Информация о работе Менеджмент как вид деятельности и система управления