Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 02:51, лекция
Эффективность – это делать вещи правильно, что означает получение максимального эффекта, при минимальных затратах вводимых ресурсов.
Результативность – это делать вещи правильные вещи, т.е. это характеристика, отражающая насколько компании удалось добиться поставленных целей
Менеджмент имеет универсальную природу, что означает, что менеджмент необходим всем компаниям независимо от типов, размеров и сферы деятельности.
Определение менеджмента. Универсальная природа менеджмента.
Иерархия управленческого персонала
Основные функции менеджмента
Основы менеджмента
Менеджмент как вид профессиональной деятельности
Менеджмент – это
Менеджмент является эффективным инструментом достижения организационных целей, посредством осуществления функций планирования организации руководства и контроля. Менеджмент связан прежде всего с воздействием на тех людей, которые работают в организации и главная задача менеджмента в обеспечении координации и объединения рабочей деятельности других людей, чтобы эта деятельность была эффективной и результативно.
Эффективность – это делать вещи правильно, что означает получение максимального эффекта, при минимальных затратах вводимых ресурсов.
Результативность – это делать вещи правильные вещи, т.е. это характеристика, отражающая насколько компании удалось добиться поставленных целей
Менеджмент имеет
Одним из вопросов менеджмента является положение в организационной иерархии.
Менеджер- это член организации, деятельность которого связана с воздействием на других членов организации. Задача менеджера не в том, чтобы повысить свою эффективность, а в том чтобы повысить эффективность других людей.
В современном менеджменте выявляют 3 иерархических уровня менеджеров
Менеджер
Менежжер
среднего звена
Линейные
(мен.технического уровня)
Рядовые работники
Данная схема справедлива только для традиционных типов организационных структур
Линейные менеджеры
Менеджеры среднего уровня управляют линейными.
Менеджеры высшего уровня
– это люди, входящие в состав
руководства организации и
Рассмотренная нами схема отражает вертикальное разделение менеджеров и их положения в организационной иерархии.
Помимо вертикального разделения существуют горизонтальные различия, которые определяют положение менеджеров на одном горизонтальном уровне. Эти менеджеры отличаются различным набором функций , который они выполняют ( в рамках одной горизонтальной плоскости).
В современном менеджменте выделяют 4 основные функции:
Выполнение всех этих функций направленно на достижение организационных целей.
Независимо от уровня менеджера он в своей деятельности связан с выполнением всех перечисленных функций, разница состоит в том, что соотношение между этими функциями для менеджеров разного уровня будет различным.
Ролевые установки и навыки современного менеджера
Профессиональная деятельность менеджера может быть описана как с точки зрения функций (см предыдущуюлекцию), так и сточки зрения тех ролей, которые играет менеджер, осуществляя свою деятельность. Такой подход был предложен канадским специалистом Генри Минцбергом(1939 г-Канада), который пришел к заключению, что существует 10 различных, но тесно взаимосвязанных между собой ролевых установок управленческого персонала. При этом под ролевой установкой он понимается определенный тип поведения, а все ролевые установки образуют набор типов поведения управленческого персонала.
10 выделенных ролевых установок Минцберг разделил на 3 группы:
1 ) к первой группе относятся межличностные ролевые установки, сюда входят роли, которые связанные с работой с людьми и выполнением церемониальных и символических ролей
- 1 роль – роль номинального
лидера – символическая главы,
обязан исполнять ряд
-2- роль лидера – менеджер
отвечает за мотивацию и
-3- роль связующего звена – выступая в этой роли менеджер поддерживает контакты с внешними контрагентами, использует инфо, которая поступает из внешних источников
2 ) информационные ролевые установки- это группа ролевых установок, которая связана с получением, сбором, и распространением информации:
- 1 роль- менеджер как наблюдатель
– он ищет самую разнообразную
специальную информацию, в основном
текущего характера, которая
-2 роль – менеджер как распространитель - основная задача менеджера состоит в передаче полученной инфо или какой-то ее части другим членам организации. в данной роли происходит не механическая передача инфо, а инфо с определенной интерпретацией, комментариями
-3 – роль представителя , которая предполагает, что менеджер передает инфо о планах организации, а ее важных действиях за пределы организации.
3 ) ролевые установки, связанные с принятием решений
-1роль - роль предпринимателя,
в рамках этой роли менеджер
изучает компанию и среду, в
которой она действует, ищет
новые возможности для
-2роль- менеджер как ответственный за отсутствие сбоев в работе в данной роли менеджер принимает решения , если организация столкнулась с непредвиденными проблемами
-3 роль – менеджер как распределитель ресурсов , на любом уровне деятельность менеджера предполагает распределение ресурсов
-4- менеджер как участник переговоров
Менеджер независимо от типа организации и уровня на котором работает менеджер все менеджеры исполняют одинаковые роли, однако в зависимости от уровня, занимаемого менеджером в управленческой иерархии, удельный вес каждой из ролей будет различен
2!) навыки управления, навыки менеджера
Работа современного менеджера разнообразна и для выполнения этой работы менеджер должен обладать определенными навыками.
Согласно Роберту Кацу выделяют 3 основных типа навыков:
Технические навыки - навыки, включающие знания и мастерство в определенной специализированной области, технические навыки становятся менее важными по мере того, как как уровень менеджера становится более высоким. Но даже самй главный руководитель должен обладать определенными знаниями в той области, в которой он работает.
Навыки межличностного общения – это умение контактировать с другими людьми как индивидуально, так и группе, поскольку менеджер, независимо от уровня контактирует с людьми, то навыки межличностного общения важны для всех категорий менеджеров и на всех уровнях управления.
Концептуальные навыки определяют способность менеджера думать, осмыслять абстрактные ситуации, видеть организацию как единое целое и понимать ее место в системе юолее высокого порядка, а также четко представлять всю систему взаимодействий и взаимоотношений, которые существуют внутри организации. Важность данного вида навыков нужна менеджерам высшего звена.
По классификации американской ассоциации менеджеров, навыки бывают 4 видов:
Классическое направление в менеджменте
Предпосылками формирования научных представлений об управлении было бурное развитие промышленности в конце 19 столетия. Наиболее характерными особенностями развития промышленности было развитие механизации выполняемых работ, углубление разделения труда и увеличение размеров промышленных предприятий.
Одновременно с развитием промышленности идет интенсивное развитие инфраструктуры, в том числе железнодорожного транспорта, телеграфной и телефонной связи. Действие всех указанных факторов привело к тому, что существенно усложнилось само производство, а также усложнились взаимосвязи между хозяйствующими субъектами.
В конце 19 века рынок был еще не насыщен товарами и поэтому рост доходов производителей в основном зависел от наращивания объемов продаж. Это предъявляло особые требования к мероприятиям по повышению производительности труда. В этих условиях использующиеся традиционные механизмы управления не позволяли достичь желаемых результатов, сама практика указала на потребность в определенной систематизации всего предшествующего опыта в управлении производством.
Q= W*T объем производства = производ труда*работники
В конце 19 века в США действовало много кружков и секций, в которых собирались реформаторы по оформлению промышленности, целью которых был как раз поиск ответов на вопрос как наиболее правильно организовать производство. Все эти реформаторы в основном представляли 2 направления:
- сторонники «машинной»
модели. Сторонники данного
-представители другого
направления составляли группу
реформаторов труда, они
Впервые идеи менеджмента как особого вида профессиональной деятельности была высказана в 1886 г. Американским бизнесменом Тауном, который выступал а собрании американского общества механиков и там он сделал доклад «Инженер в роли экономиста», в нем впервые озвучена мысль об необходимости подготовки специалистов управленцев. Само понятие научное управление появилось 1910 году и ввел его американский юрист Луиз Брендейс
2.Фредерик Тейлор 1856-1915. Тейлор
считается основателем
Основная заслуга Тейлора состоит в том, что он сформулировал 4 научных принципа управления (правила):
У тейлора было достаточно много сторонников, которые продолжили его исследования, наиболее известными из них является супруги Джилберйы, Генрих Гант, а также Эмерсон. Основгая область исследования ДЖилбертов – это изучение физической работы в производственны процессов, с использованием измерительных методов и приборов. На основе своих измерений они более правильно определяли рабочие нормы и давали рекомендации по устранению лишних движений, считается что Лилиан ДЖилберт, положила начало области управления, которое сейчас называвается управление кадрами, большое внимаение она также уделяла таким вопросам как подбор расстановка и подборка кадров. Генрих Гант известен своими исследованиями в области планирования и рационализации труда и до сих пор . Эммерсон известен тем, что в 1911 году он издал свой главный труд «12 принципов производительности» в этой работе он фактически в научный оборот понятие производительности труда и понятие эффективность «истинная производительность всегда дает максимальные результаты при минимальных условиях; напряжение наоборот дает крупные результаты, лишь при условиях ненормально тяжелых»
Информация о работе Менеджмент как вид профессиональной деятельности