Менеджмент как вид профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 02:51, лекция

Описание работы

Эффективность – это делать вещи правильно, что означает получение максимального эффекта, при минимальных затратах вводимых ресурсов.
Результативность – это делать вещи правильные вещи, т.е. это характеристика, отражающая насколько компании удалось добиться поставленных целей
Менеджмент имеет универсальную природу, что означает, что менеджмент необходим всем компаниям независимо от типов, размеров и сферы деятельности.

Содержание работы

Определение менеджмента. Универсальная природа менеджмента.
Иерархия управленческого персонала
Основные функции менеджмента

Файлы: 1 файл

Osnovy_menedzhmenta.docx

— 60.54 Кб (Скачать файл)

Основы менеджмента

Менеджмент  как вид профессиональной деятельности

  1. Определение менеджмента. Универсальная природа менеджмента.
  2. Иерархия управленческого персонала
  3. Основные функции менеджмента

Менеджмент – это самостоятельный  вид профессиональной деятельности, направленной на достижение любым хозяйствующим  субъектом, действующим в рыночных условиях, определенных намеченных целей, путем рационального использования различных ресурсов, с применением принципов, методов, способов управления.

Менеджмент является эффективным  инструментом достижения организационных  целей, посредством осуществления  функций планирования организации  руководства и контроля. Менеджмент связан прежде всего с воздействием на тех людей, которые работают в организации и главная задача менеджмента в обеспечении координации и объединения рабочей деятельности других людей, чтобы эта деятельность была эффективной и результативно.

Эффективность – это делать вещи правильно, что означает получение  максимального эффекта, при минимальных  затратах вводимых ресурсов.

Результативность – это  делать вещи правильные вещи, т.е. это  характеристика, отражающая насколько компании удалось добиться поставленных целей

Менеджмент имеет универсальную  природу, что означает, что менеджмент необходим всем компаниям независимо от типов, размеров и сферы деятельности.

Одним из вопросов менеджмента  является положение в организационной  иерархии.

Менеджер- это член организации, деятельность которого связана с  воздействием на других членов организации. Задача менеджера не в том, чтобы  повысить свою эффективность, а  в  том чтобы повысить эффективность других людей.

В современном менеджменте  выявляют 3 иерархических уровня менеджеров


                                Топ

                            Менеджер


                         Менежжер

                        среднего звена


                           Линейные

           (мен.технического уровня)


               Рядовые работники

 

Данная схема справедлива  только для традиционных типов организационных  структур

Линейные менеджеры непосредственно  управляют рядовыми сотрудниками, занятых  в производстве продуктов.

Менеджеры среднего уровня управляют  линейными.

Менеджеры высшего уровня – это люди, входящие в состав руководства организации и отвечающие за принятие управленческих решений  организации в целом.

Рассмотренная нами схема  отражает вертикальное  разделение менеджеров и их положения в организационной иерархии.

Помимо вертикального  разделения  существуют горизонтальные различия, которые определяют положение  менеджеров на одном горизонтальном уровне. Эти менеджеры отличаются различным набором функций , который они выполняют ( в рамках одной горизонтальной плоскости).

 

В современном  менеджменте  выделяют  4 основные функции:

  1. Планирование:
    • Определение целей
    • Разработка стратегии
    • Разработка различных планов
  1. Организация:
    • Определение видов работ, которые нужно выполнить, способы выполнения, работников, которые будут выполнять
  1. Руководство
    • Направление в нужное русло и мотивация работников
    • Разрешение конфликтов
  1. Контроль
    • Отслеживание хода работ и оценка полученных результатов

Выполнение всех этих функций  направленно на достижение  организационных  целей.

Независимо от уровня  менеджера он в своей деятельности связан с выполнением  всех перечисленных  функций, разница состоит в том, что соотношение между этими  функциями для менеджеров разного  уровня будет различным.

Ролевые установки  и навыки современного менеджера

  1. Ролевые установки
  2. Основные навыки менеджера

Профессиональная деятельность менеджера может быть описана  как с точки зрения функций (см предыдущуюлекцию), так и сточки зрения тех ролей, которые играет менеджер, осуществляя свою деятельность. Такой подход был предложен канадским специалистом Генри Минцбергом(1939 г-Канада), который пришел к заключению, что существует 10 различных, но тесно взаимосвязанных между собой ролевых установок управленческого персонала. При этом под ролевой установкой он понимается определенный тип поведения, а все ролевые установки образуют набор типов поведения управленческого персонала.

10 выделенных ролевых установок  Минцберг разделил на 3 группы:

1 ) к первой группе относятся межличностные ролевые установки, сюда входят роли, которые связанные с работой с людьми и выполнением церемониальных и символических ролей

- 1 роль – роль номинального  лидера – символическая главы,  обязан исполнять ряд постоянных  обязанностей, так как прием посетителей,подписание документов,  участие в различных встречах

-2- роль лидера – менеджер  отвечает за мотивацию и активизацию  работы персонала и выполняет  все связанные с этим обязанности.  Роль лидера выполняется везде,  где существуют подчиненные.

-3- роль связующего звена  – выступая в этой роли менеджер поддерживает контакты с внешними контрагентами, использует инфо, которая поступает из внешних источников

2 ) информационные ролевые  установки- это группа ролевых установок, которая связана с получением, сбором, и распространением информации:

- 1 роль- менеджер как наблюдатель  – он ищет самую разнообразную  специальную информацию, в основном  текущего характера, которая необходима  его повседневной деятельности

-2 роль – менеджер как распространитель -  основная задача менеджера состоит в передаче полученной инфо или какой-то ее части другим членам организации. в данной роли происходит не механическая передача инфо, а инфо с определенной интерпретацией,  комментариями

-3 – роль представителя , которая предполагает, что менеджер передает инфо о планах организации, а ее важных действиях за пределы организации.

3 ) ролевые установки, связанные с принятием решений

-1роль -  роль предпринимателя,  в рамках этой роли менеджер  изучает компанию и среду, в  которой она действует, ищет  новые возможности для развития, инициирует какие-то нововведения  и изменения в организации.

-2роль- менеджер как ответственный за отсутствие сбоев в работе в данной роли  менеджер принимает решения , если организация столкнулась с непредвиденными проблемами

-3 роль – менеджер как  распределитель ресурсов , на любом уровне деятельность менеджера предполагает распределение ресурсов

-4- менеджер как участник  переговоров

Менеджер независимо от типа организации и уровня на котором работает менеджер все менеджеры исполняют одинаковые роли, однако в зависимости от уровня, занимаемого менеджером в управленческой иерархии, удельный вес каждой из ролей будет различен

2!) навыки управления, навыки  менеджера

Работа современного менеджера разнообразна и для выполнения этой работы менеджер должен обладать определенными навыками.

Согласно Роберту Кацу выделяют 3 основных типа навыков:

  • Концептуальные
  • Межличностного общения
  • Технические навыки

 

 

Технические навыки  - навыки, включающие знания и мастерство в определенной специализированной области, технические навыки становятся менее важными по  мере того, как как уровень менеджера становится более высоким. Но даже самй главный руководитель должен обладать определенными знаниями в той области, в которой он работает.

Навыки межличностного общения  – это умение контактировать с  другими людьми как индивидуально, так и группе, поскольку менеджер, независимо от уровня контактирует с  людьми, то навыки межличностного общения  важны для всех категорий менеджеров и на всех уровнях управления.

Концептуальные навыки определяют способность менеджера думать, осмыслять  абстрактные ситуации, видеть организацию  как единое целое и понимать ее место в системе юолее высокого порядка, а также четко представлять всю систему взаимодействий и взаимоотношений, которые существуют внутри организации. Важность данного вида навыков нужна менеджерам высшего звена.

По классификации американской ассоциации менеджеров, навыки бывают 4 видов:

  1. Концептуальные
  2. Навыки коммуникации
  3. Навыки эффективности
  4. Межличностного общения

 

Классическое  направление в менеджменте

  1. Предпосылки формирования научных представлений об управлении
  2. Научный менеджмент. Фредерик Тейлор и его принципы управления
  3. Последователи Тейлора и современная оценка тейлоризма
  4. Школа административного менеджмента. Анри Файоль
  5. Концепция бюрократической организации. Макс Вебер

Предпосылками формирования научных представлений об управлении было бурное развитие промышленности в конце 19 столетия. Наиболее характерными особенностями развития промышленности было развитие механизации выполняемых работ, углубление разделения труда и увеличение размеров промышленных предприятий.

Одновременно с развитием  промышленности идет интенсивное развитие инфраструктуры, в том числе железнодорожного транспорта, телеграфной и телефонной связи. Действие всех указанных факторов привело к тому, что существенно  усложнилось само производство, а  также усложнились взаимосвязи  между хозяйствующими субъектами.

В конце 19  века рынок был  еще не насыщен товарами и поэтому  рост доходов производителей  в  основном зависел от наращивания  объемов продаж. Это предъявляло  особые требования к мероприятиям по повышению производительности труда. В этих условиях использующиеся традиционные механизмы управления не позволяли достичь желаемых результатов, сама практика указала на потребность в определенной систематизации всего предшествующего опыта в управлении производством.

Q= W*T  объем производства = производ труда*работники

В конце 19 века в США действовало  много кружков и секций, в которых  собирались реформаторы по оформлению промышленности, целью которых был  как раз поиск ответов на вопрос как наиболее правильно организовать производство. Все эти реформаторы  в основном представляли 2 направления:

- сторонники «машинной»  модели. Сторонники данного направления  считали, что управление предприятием  должно быть таким же точным  и прогнозируемым как конструирование  машины

-представители другого  направления составляли группу  реформаторов труда, они считали, что основное внимание в управлении производством должно быть сосредоточено на взаимоотношении работодателей и рабочих,  комфорта на производстве, обеспечение комфортных жилищных условий.

Впервые идеи менеджмента  как особого вида профессиональной деятельности была высказана в  1886 г.  Американским бизнесменом Тауном, который выступал а собрании американского общества механиков и там он сделал доклад «Инженер в роли экономиста», в нем впервые озвучена мысль об необходимости подготовки специалистов управленцев. Само понятие научное управление появилось 1910 году и ввел его американский юрист Луиз Брендейс

2.Фредерик Тейлор 1856-1915. Тейлор  считается основателем современного  менеджмента, однако, одновременно  с ним в области управления  проводились исследования много  другими специалистами, которые  во многом разделяли взгляды  Тейлора. Известность к Тейлору  пришла в 1912 году после его  выступления перед представителями  американского конгресса по вопросам  цехового менеджмента. Основные  идеи Тейлора нашли отражение  в его работе «Управление циклом»  и «Принципы научного менеджмента»  в этих работах тейлор сформулировал ряд положений , которые в последствии получили название тейлоризма. Основная заслуга Тейлора состоит в том, что он предложил научную систему знаний о законах рациональной организации труда. Помимо сформулированных принципов управления Тейлор вошел в историю как специалист предложивший дифференцированную систему оплаты труда а также как специалист исчисления себестоимости продукции с использованием математических методов.

Основная заслуга Тейлора  состоит в том, что он сформулировал 4 научных принципа управления (правила):

  1. Создание научного фундамента, заменяющего старые практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида деятельности
  2. Отбор рабочих и менеджеров должен осуществляться на основе научных критериев, с использованием инструментов профессионального отбора и профессионального обучения
  3. Сотрудничество администрации и рабочих в деле практического внедрения научной организации труда
  4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей между рабочими и менеджерами

У тейлора было достаточно много сторонников, которые продолжили его исследования, наиболее известными из них является супруги Джилберйы, Генрих Гант, а также Эмерсон.  Основгая область исследования ДЖилбертов – это изучение физической работы в производственны процессов, с использованием измерительных методов и приборов. На основе своих измерений они более правильно определяли рабочие нормы и давали рекомендации по устранению лишних движений, считается что Лилиан ДЖилберт, положила начало области управления, которое сейчас называвается управление кадрами, большое внимаение она также уделяла таким вопросам как подбор расстановка и подборка кадров. Генрих Гант известен своими исследованиями в области планирования и рационализации труда и до сих пор . Эммерсон известен тем, что в 1911 году он издал свой главный труд «12 принципов производительности» в этой работе он фактически в научный оборот понятие производительности труда и понятие эффективность «истинная производительность всегда дает максимальные результаты при минимальных условиях; напряжение наоборот дает крупные результаты, лишь при условиях ненормально тяжелых»

Информация о работе Менеджмент как вид профессиональной деятельности