Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 02:51, лекция
Эффективность – это делать вещи правильно, что означает получение максимального эффекта, при минимальных затратах вводимых ресурсов.
Результативность – это делать вещи правильные вещи, т.е. это характеристика, отражающая насколько компании удалось добиться поставленных целей
Менеджмент имеет универсальную природу, что означает, что менеджмент необходим всем компаниям независимо от типов, размеров и сферы деятельности.
Определение менеджмента. Универсальная природа менеджмента.
Иерархия управленческого персонала
Основные функции менеджмента
4)а.Административная школа менеджмента
Определение управления.
Основные принципы управления.
Основные функции управления.
Основным представителем
школы административного
Файоль считал, что все операции, осуществляющиеся на предприятии можно разделить на 6 основных групп. Эти 6 групп составляют 6 функций, которые реализуются на любом предприятии.
«Умение покупать и продавать так же важно, как уметь производить» Для осуществления этой функции, по мнению Файоля, необходимо глубокое знание рынка, основных конкурентов, их сильных сторон, умение предвидеть ситуацию, а также умение вести переговоры и заключать соглашения
Все эти операции образуют особую функцию, которую называют управлением. Согласно Файолю управлять – это предвидеть, организовывать, распоряжаться , координировать и контролировать.
Раскрыв 6 основных функций предприятия Файоль определил, что каждой функции соответствует специальная установка, эта установка представляет собой совокупность, знаний, навыков и умений. Эту совокупность он распределил на 5 групп:
Для каждой группы служащих перечисленные качества и навыки имеют разную степень важности в зависимости от выполняемых обязанностей.
Фаоль был первым, кто высказал идею о возможности и необходимости подготовки профессиональных административных кадров. Идея, высказанная в начале 20 века, была реализована лишь во второй половине 20 века, когда в образовательных учреждениях начали подготовку управленцев
4.б) Функция – указание на то, что надо делать, принцип – как делать
Файоль сформулировал 14 основных принципов управления, при этом он указывал, что число принципов не ограничено и как всякое правило принципы работают в течение того времени, пока они дают определенный результат
10.10.12
М. Вебер является автором теории идеальной бюрократии.
Бюрократия- это форма организации, которая характеризуется четким разделением труда, иерархии, наличием подробных правил и инструкциями и обезличиванием отношений. Если Тейлор искал ответ на вопрос как сделать, чтобы рабочий работал как машина, то Вебер искал ответ на вопрос, что нужно, чтобы вся организация работала как машина. Личность работника в концепции Вебера полностью отсутствовала, а все вопросы, связанные с карьерным ростом работника,с его обучением и личностью работника в организации должны были решаться в соответствии с правилами работника. Вебер считал, что бюрократическая система организации обеспечивает порядок, скорость, точность, определенность и предсказуемость.
Основными характеристиками в концепции Вебера явл следующие:
Школа гуманистического менеджмента
Гуманистический менеджмент - Это концепция менеджмента, в которых основное внимание уделяется психологии отношений ,изучению поведения и потребностей работников, взаимоотношения внутри организации и отдельных групп.
Выделяют 3 основные области:
Одним из первых, кто считал, что работник это «живая машина», которая тоже требует ухода был Роберт Оуэн (1771-1858), англичанин. Основными идеями Оуэна явл следующие:
Разработал концепцию идеального рабочего места, считая, что инвестиции а улучшение условий труда, являются одними из самых эффективных
Честер Бернард?, американец (1886-1961). Любое предприятие эта социальная организация, соц система, которая состоит из отдельных личностей, каждая из которых обладает индивидуальной мотивацией и необходимо взаимодействие всех элементов организации, чтобы организация могла нормально функционировать, причем основным связующем звеном в этом взаимодействии является менеджер. Работа менеджера и сводится к тому, чтобы контактировать с работниками и стимулировать максимальную отдачу с их стороны.
Барнерд уделял особое внимание ценности коммуникаций, это коммуникации должны соответствовать следующим требованиям:
Основной целью Барнерда было улучшение функционирования организации, в связи с этим было выделено 3 возможных напр улучшений:
Хьюго Мастенберг (начало 20 века). Он был первым, кто разработал теорию производственной психологии. Первый предложил использовать психологические тесты при отборе работников.
Мери Паркер Фоллет, первая, кто предложил, рассматривать организацию с точки зрения взаимоотношений группы и индивидуума. Она считала, что любая организация должна строиться на принципах групповой этики.
2.. Школа человеческих отношений появилась в 20-30ых годах 20ого столетия, ее появление связано с определенными достижениями в психологии и социологии, которые позволили рассматривать проблему повышения производительности труда, через поведение человека в трудовом процессе.
Исходным моментом всех концепция явл рассмотрение организации как социальной системы. Задача менеджера состоит в том, чтобы в дополнении к формальным отношениям (приказ-подчинение) между членами группы, коллектива развивались неформальные тесные плодотворные связи, именно такие связи были признаны весомой организационной силой, способствующей реализации организационных целей. Основное внимание таким образом было уделено горизонтальным связям в организации.
Четыре основных положения концепции:
Концепции человеческих отношений
Конец 20 начало 30 годов 20 века. В основы концепции ввели результаты Хотторнского эксперимента
Фредерик Герцберг 60-70е года 20века
Его теории движения за укрепление рабочих заданий и обогащение процесса труда
Крис Арджирис Влияние организационной структуры на поведение работника
Уоранд Бенис
Чтобы в дальнейшем использовать выводы, полученные по результатам Хоторнских экспериментов и собственно правильно понять эти выводы, исследователи обратились к науке о поведении, которая называется бихевиоризмом. Как наука бихевиоризм – начала развиваться в конце 19 начале 20 века, однако в управленческих концепция нашел применение только в 40-50 годы 20ого столетия, использование основных положений бихевиоризма позволило сделать изучение поведения работника на рабочем месте строго научным.
В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека как совокупности длительных реакций на различные воздействия внешней среды. Эти воздействия внешней среды опредлеяются как стимулы, которые и влияют на поведение работника. Главная связь, которая рассматривается в бихевиоризме «стимул- реакция»
Первой наиболее крупной концепцией, которая объясняла поведение работника является концепция Маслоу. Маслоу считается первым представителем бихевиористического направления в менеджменте. Которые на основе ключевых положений бихевиоризма разработал свою иерархию потребностей. Концепция Маслоу появилась в 40е годы.
Маслоу установил, что человеком движут существующие у него потребности, причем эти потребности располагаются в определенной иерархической последовательности. На самом низком уровне – физиологические потребности(пища, убежище, отдых, сексуальные потребности) – потребности, необходимые для выживания; второй уровень потребночти безопасности и уверенности в будущем- потребность человека в защите от возможных физических и психологических угроз от окружающего мира; третья группа потребностей – социальные потребности или потребности причастности; четвертая группа- потребность в уважении, у человека есть потребность в признании со стороны окружающих; пятый уровень – потребность в самовыражении – это потребность человека реализовать свой потенциал, потребность обеспечить рост себя как личности.
Согласно Маслоу потребности более высокого уровня удовлетворяются после того, как удовлетворены потребности более низкого уровня. Для менеджмента данная концепция важна тем, что для работника потребности высших уровней служат лучшим мотивирующим фактором, чем потребности низших уровней. Данная концепция отвечает на вопрос о том, что лежит в основе стремления людей работать. Для того чтобы мотивировать человека, менеджер должен дать возможность работнику удовлетворить его важнейшие потребности, посредством таких действий, которые способствуют достижению организационных целей.
Информация о работе Менеджмент как вид профессиональной деятельности