Менеджмент как вид профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 02:51, лекция

Описание работы

Эффективность – это делать вещи правильно, что означает получение максимального эффекта, при минимальных затратах вводимых ресурсов.
Результативность – это делать вещи правильные вещи, т.е. это характеристика, отражающая насколько компании удалось добиться поставленных целей
Менеджмент имеет универсальную природу, что означает, что менеджмент необходим всем компаниям независимо от типов, размеров и сферы деятельности.

Содержание работы

Определение менеджмента. Универсальная природа менеджмента.
Иерархия управленческого персонала
Основные функции менеджмента

Файлы: 1 файл

Osnovy_menedzhmenta.docx

— 60.54 Кб (Скачать файл)

5.концепция человеческих  ресурсов. Принципиальное отличие концепции человеческих отношений от концепции человеческих рк=есурсов, заключается в том, что в последней работники рассматриваются как важнейший ресурс организации, для эффективного использования которого необходимы дополнительные расходы которые будут способствовать повышению качества человеческих ресурсов.

Одним из первых представителей концепции человеческих ресурсов  являетс я Марк Грегор, который является автором теории х и у, эта теория была им сформулирована в начале 50х готов и согласной ей существуют 2 вида менеджмента:

- первый основан на  теории «х»

- на теории «у»

Теория «х» гласит: средний человек не любит трудиться и по возможности избегеает работы , следовательно, менеджмент вынужден использовать жесткие методы, которые позволят принудить человека к труду. Жесткие методы преобладают над мягкими методами управления, человек безынициативен и не принимает участие в решении ключевых производственных вопросов.

Теория у исходит из того, что для среднего человека физических и моральных сил на выполнение какой –либо работы также естественно как желание отдыхать, из этого следует, что работника можно и нужно стимулировать, чтобы дать возможность ему полностью раскрыться и реализовать имеющийся у него потенциал, в теории у работник ощущает свою значимость организации, причастность к общему делу, он выступает как новатор и инициатор полезнвх для организации дел, тем самым отдавая совй интеллектуальный потенциал на  благо организации.

Продолжением теории у  ( у _ дельта) бала теория Z в которой маркгрегор пытался соединить интересы организации и отдельного работника, однако он не закончил свои исследования, но их продолжил японский специалист Оучи

Дело макгрегора продолжил другой американский специалист Герцберг , который выделил 2 группы факторов, влияющих на поведение работника: первая группа- гигиенические факторы, которые удерживают  на работе (нормальные условия труда, зпл,  межличностные отношения и прочее). Отсутствие данных факторов выхывает у работников чувство неудовлетворенности работой, но их наличие не может в полной мере мотивировать работника к полной деятельности  и привить удовлетворение от работы.

Вторая группа : мотивирующие факторы или мотиваторы, к которым относится успех работника, продвижение по службе,  признание со стороны окружающих, деловой рост. Отсутствие данных факторов не вызывает неудовлетворенности, но их наличие значительно повышает желание работника трудиться производительно.

 

 

Системы

Класификация систем

Системы:  бывают абстрактные(непосредственного отображения (математические модели и  логоко-эвристические модели)  и генерализирующие ( концептуальнве модели и языки)) и реальные ( естественные (физические, биологические) и искусственные (технические, социальные, организационно-технические)

Классификацией называется разбиение на классы по ниаболее существенным признакам. Под классом понимается совокупность о.\бъектов, облшадающие некоторыми признаками общностями. Признак (или совокупность признаков) является основанием (критерием классификации)

 

Основание (критерий) классификации

Классы систем

По взаимодействию с внешней средой

 Открытые

Закрытые

Комбинированные

По структуре

Простые

Сложные

Большие

По характеру функций

Специализированные

Многофункциональные (универсальные)

По характеру развития

Стабильные 

Развивающиеся

По степени организованности

Хорошо организованные

Плохо организованные (диффузные)

По сложности поведения

Автоматические

 Решающие

Самоорганизующиеся

Предвидящиеся

Превращающиеся

По характеру связи между элементами

Детерменированные

Стохастические

По характеру структуры управления

Централизованные 

Децентрализованные

По назначению

Производящие

Управляющие

Обслуживающие


 

 

Свойство

Связанные с целями и функциями

Синергичность – максимальный эффект деятельности системы достигается

 

 

 

 

Свойство систем

Связанные со структурой

Структурность – возможна декомпозиция системы на компоненты, установление связей между ними

Иерархичность -  каждый компонент  системы может рассматриватьсякак система, сама система также может рассматриваться как элемент некоторой надсистемы ( супер система)

Связанные с ресурсами  и особенностями взаимодействия  со средой.

Коммуникативность -  существование сложной системы коммуникаций  со средой в виде иерархии

Адаптивность – стремление к состоянию устойчивого равновесия, которое предполагает адаптацию  параметров системы  к изменяющимся параметрам внешней среды (однако неустойчивость не во всех случаях является дисфункциональной для системы, она может выступать и в качестве условия динамического развития)

Надежность – способность  системы сохранять свой уровень  качества  функцонирования при установленных условиях  за установленный период времени

Интерактивность – это  наличие прямой и обратно связи

Обособленность -  свойство,  определяющее наличие границ   с окружающей средой

Циклы развития системы

Полный цикл развития системы  включает 5 этапов:

  1. Возникновение –
  2. \становление
  3. Зрелость
  4. Регрессивные изменения
  5. Ликвидация

 

21.11.12

Ситуационные подход к управлению

  1. Общая характеристика ситуационного подхода
  2. Развитие ситуационного подхода
  3. Основные ситуационные переменные

При большой значимости теории систем и системного подхода эти  концепции ничего не говорили о том, как же собственно управлять организацией, как выделить те элементы внутренней и внешней среды, которые наиболее важны, в связи с этим  с конца 50х готов и до середины 70х активно  стали говорить вопрос о ситуационном подходе в управлении. Ситуационность означает, что действия менеджеров определяются тем контекстом, теми условиями, в которых эти действия осуществляются. Ситуационная теории базируется на утверждении на том, что эффективность организации зависит от тех методов, способов управления , которые используются, а так же от того положения, в котором в данный момент находится организация.

Теория ситуационного  подхода утверждает, что не существует единственного универсального набора принципов управления которые будут одинаково эффективны везде и всегда, такой вывод вытекал из понимания того, что в разных условиях лучшие результаты приносят использование разных стратегий.

Центральным моментом ситуационного  подхода является ситуация. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в конкретный момент времени, поскольку в центре подхода ситуация, то особую значимость в менеджменте приобретает ситуационное мышление. Именно оно позволяет менеджеру определить те наиболее подходящие приемы, которые позволят достичь организационных целей в конкретной ситуации

2.Впервые о ситуационном подходе заговорила Мери Паркер Фоллет в конце 20х годов, она сформулировала закон ситуации, смысл которого заключается в том, что работа должна быть организованна таким образом, чтобы вместо отдачи приказов и подчиненный и начальник следовали тому, что требует от них ситуация. « Один человек не должен отдавать приказы другому, но они оба должны согласиться выполнять приказы по ситуации.» Различные ситуации требую различных типов знаний и человек, обладающий знаниями применительно только к одной ситуации в других ситуациях фактически оказывается бесполезным.

Чуть позже были сформулированы тезисы об основных принципах принятия управленческих решений, которые определяют 4 условия:

  1. Понимание подчиненными поступающих к ним распоряжений
  2. Вера подчиненных в то , что руководство действует в соответствии с интересами организации
  3. Вера в то , что интересы организации совпадают с интересами работников
  4. Физическая и психологическая способность подчиненных подчиняться.

 

3.Использование ситуационного  подхода при принятии решений  происходит в несколько этапов. На первом этапе необходимо  изучить положение, в котором  находится организация

На втором этане необходимо оценить свойства существующих моделей  и концепций управления.

На третьем  этапе необходимо осуществить выбор  той модели управления, которая окажется наиболее подходящей для конкретного  положения организации.

 

Реализация  ситуационного подхода предполагает выделение переменных, которые следует  учитывать при принятии управленческих решений, очевидно. Что определить и  выделить все переменные, влияющие на организацию не представляется возможным, поэтому для пракитческих целей следовало выделить только те факторы, которые наиболее значимы для организации и могут в большей степени повлиять на ее успех. Среди переменных, наиболее важных для организации исслеедоатели выделяют:

  • Технологии, используемые в организации
  • Окружающая среда или внешняя среда
  • Размер организации
  • Стратегия организационная
  1. Технология. Изучением влияния технологий на положение организации занималась Джоан Вудворд, которая провела исследование зависимости связи технологии и организации, основной вывод исследования заключается в следующем – успех или неуспех организации напрямую зависит от соответствия ее структуры, используемой в ней технологии.

Технология – это  совокупность предметов и процессов, которые задействованы в превращении  сырья, труда и информации в конечные продукты и услуги

Все изучаемые компании были разделены на 3 класса, первый класс  это штучное или мелкосерийное  производства, второй - массовое или  серийное и третий- непрерывное производство. Фирмы или компании, занятые индивидуальным или мелкосерийным производством, как правило, демонстрировали большую гибкость, наличие децентрализованного принятия решений и низкая норма управляемости. Компании, которые занимаются серийным производством, отличались более жесткими организационными структурами, в таких компаниях более четко выделено разделение труда на отдельные операции в общем технологическом процессе, решения принимаются централизованно, а норма подчинения или норма управляемости достаточно высока. Для третье группы предприятий были выявлены признаки более близкие к первой группе

  1. Окружающая среда. При исследовании окружающей среды как факторвъа, влияющего на менеджмент организации было выявлено два типа окружения: изменчивое окружение и стабильное окружение. Изменчивая среда характеризуется уровнем ее неопределенности ,до настоящего момента еще никому не удалось количественно выразить уровень неопределенности внешней среды. Наиболее распространенным подходом к оценке внешней среды явл двухпараметрическая оценка, включающая параметр динамичности и сложности среды, под динамичностью понимается скорость изменений, проходимых во внешней среде в единицу времени. Под сложностью внешней среды понимается количество субъектов, существующих во внешней среде и оказывающих влияние на организацию

 

 

28.11.12

 

4.12.12

Концепция соц ответственности бизнеса

  1. Две точки зрения на социальную ответственность
  2. Уровни соц ответственности и типы действий компаний
  3. Виды проектов соц ответственности
  4. «Позеленение» менеджмента

В последние годы вопросы  проф ответственности и соц этики заняли важное место в менеджменте компании и это отразилось в формировании новой концепции менеджмента, которая получила название социально-ориентированное концепция управления. Эта концепция является развитием концепции всеобщего менеджмента качества и отличается от последней большей социальной направленностью.

Ответственность- это отношение  зависимости человека от чего-то, воспринимаемого  как основа для принятия решений  и совершения определенных действий. В современном менеджменте понятие  социальной ответственности бизнеса  является самым дискуссионным, в следствие чего существует много толкований, которые можно разделить на 2 противоположные точки зрения.

Сторонники первой точки  зрения придерживаются классического  или чисто экономического понимания  социальной ответственности , на другой стороне приверженцы социально- экономической точки зрения на социальную ответственность.

Наиболее активным приверженцем классической точки зрения является Милтон Фридман. Во всех современных  компаниях  собственность отделена от управления. Согласно его теории, любой менеджер – это наемный  работник, а значит он несет ответственность  только перед собственником или  акционерами компании, которых волнует  исключительно эффективное использование  того капитала, который они инвестировали  в компанию, отвлечение ресурсов на различные соц блага приводит к подрыву рыночного механизма и наносит ущерб как акционерам, так и потребителям. Фридман считает, что социальная ответственность бизнеса в том и заключается, чтобы максимизировать прибыль акционеров.

Социально-экономический  подход предусматривает ответственность  менеджмента, выходящую за пределы  создания прибыли и включает действия по защите и повышению благосостояния общества.

 Разницу между рассмотренными  точками зрения можно проиллюстрировать  с помощью  следующей схемы,  отражающей  объекты ответственности 

Соц ответственность

 

низкая высокая


 

акционеры      работники       определенные сегменты общество в

  комп. общества целом

 

 

2.уровни соц ответственности

Самым низшим уровнем соц ответственности считается концепция соц обязательств, в соответствии с которой обязательства субъекта деятельности касаются только соблюдения законов и выполнения своих экономических обязательств перед обществом.

Информация о работе Менеджмент как вид профессиональной деятельности