Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 00:01, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении теоретических основ менеджмента персонала на инновационных предприятиях и их практическое применение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность трудовых ресурсов предприятия с учетом квалификационной структуры персонала инновационного предприятия;
изучить мотивацию творческой деятельности персонала;
проанализировать стили руководства инновационной организацией;
рассмотреть теоретические основы деятельности проектной команды;
разработать аванпроект.
Выбор той или иной формы мотивации определяется содержанием работы, принципами управления в данной организации, национальными традициями, корпоративной культурой. И если для Японии наиболее эффективной является ранговая мотивация, соответствующая национальным традициям коллективизма и широкому спектру выполняемых сотрудниками работ, то для предприятий США характерна мотивация по результатам, в основе которой лежат традиционный индивидуализм и система разделения труда.
В России материальную (экономическую)
мотивацию принято считать
Выделяют три группы работников: высококвалифицированные работники, работники со средней квалификацией, и низкоквалифицированные работники.13
По своему содержанию труд работников первой группы является творческим. Само содержание труда — это возможное и необходимое условие постоянного воспроизводства рабочей силы как способности к труду и интеллектуальной собственности работника. Содержание труда является для работников этой группы также условием приумножения своей интеллектуальной собственности, ее «удорожания», а, следовательно, и повышения стоимости рабочей силы.
Таким образом, для этой группы работников сливаются воедино два мотива к труду: материальный (труд как источник благосостояния) и духовный (труд как форма самовыражения). В этом случае труд сам по себе является для работника мотивом и определяется это содержательной стороной труда.
Труд работников второй группы, владеющих рабочей силой средней квалификации, по своему содержанию лишен творческого начала, он не вызывает интереса у работника, не формирует способности к труду.
Мотивы труда с самим трудом (его содержанием) здесь, как правило, не связаны. Они имеют сугубо материальный характер: оплата труда, сохранение рабочего места, либо связаны непосредственно с условиями труда, которые устраивают работника.
Третья группа — это малоквалифицированные работники. Низкий уровень квалификации просто не позволяет им заниматься сложным трудом. Содержание труда этой группы работников лишено разнообразия, самостоятельности в решениях (исключая какие-то экстраординарные ситуации), необходимости развития интеллекта. Основные мотивы трудовой деятельности здесь имеют ярко выраженный материальный характер: или оплата труда, или стремление сохранить рабочее место (разумеется, только при отсутствии дефицита рабочей силы, скажем, в условиях безработицы). Выполняемый труд, в силу его тяжести и непривлекательности для работника, мотивом деятельности не является.
Согласно
концепции иерархичности
Творческий труд сам по себе является основой внутренней (определяемой содержанием и значимостью работы) мотивации работника, особенно, если речь идет не просто о высококвалифицированных работниках, но об «интеллектуальных работниках», для которых наличие внутренней мотивации является одним из основных факторов эффективности труда.
Совершенно определенно, что творческий работник, начиная свою деятельность в организации, хочет делать ту работу, которую ему предлагают, то есть уже имеет внутреннюю мотивацию к труду. Необходимо, чтобы мотивация сохранилась.
Работник, заинтересованный в содержании труда, должен получать поддержку в своей инициативности, отвечать за результативность, понимать, что выполняет важную работу, самостоятельно контролировать ход выполнения работы, получать непосредственную информацию о результативности своего труда. Важен и фактор, обеспечивающий сотруднику профессиональный рост и повышение квалификации, и возможность самостоятельно контролировать условия труда.
Одной из основных потребностей человека является потребность в принадлежности к социальной группе, поэтому одним из важнейших мотивирующих факторов является воздействие групповых норм и взаимодействий, или чувство причастности к организации.
Отсутствие данных мотивирующих факторов может привести к демотивации работников, особенно творческих, и потере их эффективности.
Воздействовать на отношение людей к труду необходимо. Удовлетворяя потребности человека, среди которых одними из основных являются потребности в труде и потребности в социальной принадлежности, можно развивать сами потребности высокого порядка, и стимулировать работников на творческий, производительный труд.
В 2008 году в России была введена новая система оплаты труда, в основе которой лежит постановление Правительства РФ, согласно которому оплата труда работников бюджетной сферы с 1 декабря 2008 г. будет осуществляться не на основе Единой тарифной сетки, а по отраслевым принципам.
В соответствии с данным постановлением «заработная плата работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации».14
В части применения этой нормы статьи к научно-технической сфере, можно рассматривать исключительно бюджетную сферу, при этом стимулирующие выплаты могут быть определены в соответствии с КТУ работника.
Так в соответствии с Приказом Федерального агентства по инновациям РФ от 05.09.2008 года №196 оплата труда научно-технического персонала производится следующим образом:
«размеры окладов научных
и научно-технических
Положением об оплате
труда работников учреждения может
быть предусмотрено установление научным
и научно-техническим
- повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности;
- персональный повышающий коэффициент к окладу.
Решение о введении соответствующих
повышающих коэффициентов к окладу
принимается руководителем
Повышающие коэффициенты к окладам устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.
Повышающий коэффициент к
Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен работнику с учетом уровня его профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов.
Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника.
Работникам, занимающим должности, ученые степени по которым предусмотрены квалификационными характеристиками, устанавливаются надбавки:
- 3000 рублей за ученую степень кандидата наук;
- 7000 рублей за ученую степень доктора наук.
Указанные надбавки не применяются в отношении работников, которым установлены оклады за звание действительного члена и члена-корреспондента государственных академий наук.
С учетом условий труда научным
и научно-техническим
Научным и научно-техническим
Ответственность за обеспечение мотивации инноваторов лежит на менеджменте организации и его руководстве. Сегодня эффективность инновационной деятельности зависит не только от ее организации, интеллектуального и информационного потенциала предприятия, но и в значительной степени от стиля руководства.
Под стилем руководства
принято понимать совокупность всех
методов, приемов, действий, которые
использует руководитель в своей
деятельности.
Каждый руководитель отличается собственным
индивидуальным стилем, однако это не
исключает возможностей обобщения стилей разных менеджеров.
Принято делить руководителей на «автократов» и «демократов», однако такое разделение весьма условно и трудно встретить представителей этих стилей в «чистом виде». Весьма важная роль ситуации. В конкретной ситуации руководитель тяготеет к тому или иному стилю работы в зависимости от целей и ряда других факторов: своей природной особенности, способностей, привычек, культуры, знаний.16
Индивидуальность стилей проявляется, прежде всего, в процессе общения менеджера с персоналом и тесно связана с категорией лидерства в управлении, то есть способностью руководителя влиять на отдельные личности или группы людей, побуждая их к деятельности для достижения целей организации. Стремясь к обеспечению лидерства, менеджер использует разнообразные способы воздействия на подчиненных и коллег. При этом руководителю в инновационной сфере необходимо понимать психологию творческого коллектива ученых, научно-технических работников, а с другой стороны, быть решительным, чтобы в зависимости от ситуации принимать решения и поддерживать или отклонять предложения по различным аспектам инновационного процесса, если это необходимо для исправления определенной ситуации.
По признаку целевой ориентации различают две категории стилей руководства в инновационной сфере: руководство, ориентированное на задачу, и руководство, ориентированное на сотрудников. Первая категория настроена на достижение поставленной цели инновационной деятельности путем строгого соблюдения процедур планирования, организации и контроля выполнения всех элементов управленческих функций. Такой стиль руководства практически не рассматривает расширение инициативе рабочих как непосредственная задача менеджмента.17 Руководители ориентируются в своей позиции на стабилизацию текущего производства и минимизацию риска и часто буквально «душат» новаторских идей, которые не вписываются в административные рамки. Практика дает многочисленные примеры неудач новых идей вследствие промедления со стороны непосредственных руководителей, которые одновременно отвечают за нововведения и текущее производство.
Следовательно, такой
стиль руководства тяготеет к
автократического формального и
называется трансакционных лидерством.
Действия трансакционных руководителей
заключаются в разъяснении
Руководство, ориентированное
на сотрудников, предусматривает создание
благоприятных условий для
Американские специалисты по вопросам управления считают, что при централизованной системе управления власть осуществляется в основном пятью методами:
1) с помощью поощрений;
2) наложением взысканий;
3) наделением специалистов
ограниченными и
4) с помощью авторитета профессиональных знаний;
5) с помощью личных
положительных качеств
Исходя из этого, все
больше развивается тенденция
Информация о работе Менеджмент персонала инновационной организации