Менеджмент персонала инновационной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении теоретических основ менеджмента персонала на инновационных предприятиях и их практическое применение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность трудовых ресурсов предприятия с учетом квалификационной структуры персонала инновационного предприятия;
изучить мотивацию творческой деятельности персонала;
проанализировать стили руководства инновационной организацией;
рассмотреть теоретические основы деятельности проектной команды;
разработать аванпроект.

Файлы: 1 файл

.Менеджмент персонала инновационной организации.doc

— 349.00 Кб (Скачать файл)

Децентрализация личной власти руководителя не лишает соответствующей его должности полноты власти и ответственности за инновационную деятельность на предприятии. Это достигается с помощью структурной «жесткости» и поведенческой «мягкости». Структурная жесткость, или формальный стиль руководства, предполагает делегирование полномочий, официально закрепленных в документах; наличие системы стратегического и текущего планирования инновационных исследований; отлаженного механизма коммуникаций и обмена информацией. Поведенческая мягкость, или неформальный интерактивный стиль руководства, расширяет свободу научно-технических кадров в принятии решений, т.е. создает ситуацию, когда строгая регламентация управленческих функций нецелесообразна, поскольку сотрудники с высоким творческим потенциалом решают проблемы вне установленных парадигм. Со стороны руководителя требуется не контроль, а сотрудничество. Неформальный стиль руководства требует от менеджера больших усилий, высоких профессиональных навыков, авторитета и определенного имиджа.

Термин «имидж» (англ. image) означает образ, целенаправленно сформирован и закреплен в представлении об определенной человека (менеджера). В практическом применении этот термин близок к греческого слова «харизма», что означает одаренность, мудрость, авторитетность. Люди, которым была присуща совокупность таких свойств, во все времена производили на окружающих большое влияние и были лидерами. 19

Харизматичный лидер  способен мотивировать сотрудников  к деятельности, интенсивность которой  превосходит привычный уровень. Источниками воздействия харизматичных руководителей являются:

  1. четкое видение будущего, который подразделяется сотрудниками;
  2. создание системы корпоративных ценностей, которые поддерживаются всеми работающими,
  3. взаимное доверие лидера и сотрудников. Харизматичные руководители создают атмосферу перемен, нововведений, они являются носителями идей, возбуждающих, стимулируют людей работать не покладая рук, стремиться достигать высоких целей.

Итак, имидж современного руководителя любого уровня - это выбор  такой модели поведения, которая  ему приносит удачу. При этом специалисты рекомендуют учитывать:

  • соответствие поведения руководителя законодательству и правовым нормам;
  • конкретную ситуацию, в которой действует руководитель;
  • цели;
  • моральные критерии (честность, справедливость, добродетель, самокритичность);
  • психологические характеристики (позитивная энергетика, уверенность в себе, дружелюбие, манеры поведения и т.д.).

Искусство и техника  создания образа заключается в том, чтобы понять, что является привлекательным  для других, познать себя и привести в соответствие свой образ. Манипулирование характеристиками с целью создания позитивного впечатления называется имиджеванием. Специалист, задачей которого является создание образа руководителя (как любого) образцом, идеалом, привлекательным для подражания, называется имиджмейкером.

Специалисты по имиджеванию  выделяют три составляющих имиджа руководителя по инновационной деятельности:

- личную привлекательность (внешний вид, открытость, коммуникабельность), она всегда способствует успеху в профессиональной  деятельности менеджера;

- моральные качества – симпатия (понимание психических состояний других людей), рефлексивность (способность к сопереживанию, самосовершенствование), красноречие (способность вдохновлять, убеждать словом);

- технику самопрезентации (умение подать с лучшей стороны свои знания, опыт, умение устанавливать в коллективе отношения взаимного уважения, доверия, создавать творческий климат).20

Харизматических лидеров, которые имеют особые способности  по управлению внедрением инноваций, американские специалисты называют трансформируя руководителями. Они обладают способностью управлять трансформацией целей, структур и управления человеческими ресурсами. Во взаимодействии с сотрудниками они опираются не только на методы материального и морального поощрения, но и на такие факторы, как мировоззрение, общие ценности и идеи, создание общей платформы для привлечения на свою сторону сторонников перемен.

Пример. Джордж Фишер - трансформирующий лидер, менеджер, который никогда  не повышает голос, вывел в лидеры телекоммуникационной отрасли компании «Motorola» (мобильная связь, пейджеры). Теперь он работает в «Eastman Kodak». Опираясь на свои способности к концентрации на новых технологиях производства и дизайна, к предвидению технологических перспектив, Дж. Фишер планирует кратчайшей дорогой вывести «Kodak» в «мультимедийное будущее». Научная степень в прикладной математике и опыт работы в сфере электронных коммуникаций позволяет менеджеру расширять основную деятельность «Kodak» (производство кино и фотопленок) и одновременно сделать прорыв на цифровых технологиях. Дж. Фишер всегда доступен сотрудникам, его стиль руководства ориентирован на совместную деятельность. Его харизма, честность и манера общения буквально завораживают акционеров и сотрудников компании. Он неизменно придерживается морально-этических принципов, охотно делится властью и информацией, делегирует полномочия сотрудникам и способствует росту их самооценки.

Прогрессивные формы  руководства в инновационном  менеджменте обеспечивают простор для инициативы каждого участника инноваций, групповых решений и влияют на формирование инновационной культуры в организации.

В современной литературе существует довольно много определений  понятия культуры организации (организационная  культура, корпоративная культура, инновационная культура). Каждый автор  стремится дать свое определение  этого явления. Большинство авторов  сходится на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных базовых ценностей, норм, соглашений, философии управления, моделей поведения, разделяемые всеми членами организации, сознательно желают выполнять возложенные на них требования.

Общепринятое понятие  культуры (лат. cultura - обработке, выращивание) определяется как определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, что выражается в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, создаваемых ими материальных и духовных ценностях, их применении и распространении в процессе социально-экономической практики. 21

Инновационная культура - сравнительно новое понятие и  вид сознательной деятельности организации. Инновационная культура - это форма организационной культуры, которая возникла в конце XX в. как адаптация к ускорению изменений в производстве, бизнесе и обществе. Сегодня стало очевидным, что технократическая модель общественного прогресса себя исчерпала и вектор качественного развития, обновление цивилизации определяет именно инновационная культура.

Инновационная культура рассматривается как целостная  система произведенных в организации  и свойственных ее членам моделей  поведения, влияющие на моду, способ жизнедеятельности  организации. В этом смысле инновационная культура не является изначально определенным состоянием. Она - результат социальных взаимодействий и передается через обучение, многочисленные контакты между группами людей, поведение, установки, нормы, систему ценностных ориентаций, манеры одеваться, этику трудовых отношений, символы, стиль руководства, церемонии, коммуникации, язык.

Диапазон инновационной  культуры довольно широк: от создания условий эффективного использования  инновационного потенциала (личности, предприятия, организации) к его реформирования.

Инновационная культура обеспечивает восприимчивость людей  к новым идеям, их готовность и  способность поддерживать и реализовывать  инновации во всех сферах жизни. Формирование инновационной культуры связано  с развитием творческих способностей и реализацией креативного потенциала самого человека - ее субъекта.

Инновационная культура отражает целостную ориентацию человека, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях  и навыках, а также в образах  и нормах поведения.

Формирование инновационной культуры основывается на системе ценностей организации, которые представляют собой ряд идей, зачастую неписаных, обосновывающих цели и смысл работы организации. Понятие культурных ценностей шире формальное понятие целей организации. Культура состоит из правил, соблюдение которых дает положительный эффект.

Ценности, прежде всего, основываются на человеческих потребностях. По своей сути ценности организации - это трансформированные необходимости ее человеческого (персонального) среды. В то же время потребности людей неоднородны, что определяет сложную структуру системы внутрифирменных ценностей.

- Основной особенностью ценностей является то, что они очеловечены, их существование возможно только тогда, когда они признаются и усваиваются каждым из участников человеческой среды организации. В этом заключается основное отличие ценностей от целей, которые определяются на основе авторитетных решений высшего руководства и принимаются в директивном порядке. По мнению Стивена Робинса сущность инновационной культуры организации раскрывается в таких характеристиках, как:

- мотивированность рабочих к знаниям и разработки инноваций;

- нацеленность на результат;

- работа в команде;

- стремление достичь высокого профессионализма;

- возможность общения с коллегами на семинарах, выставках, конференциях (вне работы);

- свобода выражения мнений, идей;

- свобода творчества.22

Ценности отдельного рабочего, отражающие его отношение  к предмету и процесса своей работы, составляют основу трудовой этики как  системы норм поведения. Отдельно выделяется этика группы, подразделения, филиала. Специфическая этика группы образует относительно автономную субкультуру в рамках данной организации.

Реально действующая  культура ежедневно реализуется  через различные конкретные формы, такие как: культурные ритуалы, процедуры, церемонии, коммуникации с использованием особой, присущей данной организации языковой культуры, символов.

Существуют три разновидности  культурных процедур в организации:

- процедуры, сопровождающие инновационно-производственный процесс, воплощая в определенные формы определенные профессиональные действия, например, процедура обсуждения идеи или способы взаимодействия с коллегами в творческой группе или производственными подразделениями. Эти процедуры называются рабочими;

- процедуры, обеспечивающие координацию инновационного процесса, например проведения производственных совещаний. Такие процедуры называются управленческими;

- процедуры, опосредующие завершения инновационного процесса, подведение итогов внедрения нововведений, получения результатов, вознаграждения участников разработок, изобретений. Это ритуалы вознаграждений и признание.

Культурные церемонии  воплощают ценности организации  в виде праздничных событий, которые  имеют как постоянный, повторим, так и случайный характер, например, награждение победителей конкурсов изобретательства или церемонии, связанные со значительными событиями в жизни фирмы.

В рамках культурных коммуникаций передается информация с помощью  различных средств - это истории, легенды, предания, сплетни и т.д. Как правило, они выражают в неявной форме основные ценности инновационной культуры. Информация о ценностях, вращающейся в культурных сетях, приобретает специфической формы, характерной для данной организации, т.е. культурное пространство разных фирм имеет свою, отличную от других, язык. В пределах каждого специфического пространства язык культуры унифицирована, то есть существует единая терминология для всех участников организации. Наличие собственного языка в инновационной культуре дает возможность наиболее внятно сформулировать суть ценностей организации, которые разделяют все.

Глава 3. Разработка технико-экономического обоснования инновационного проекта

3.1 Общая характеристика предприятия

ООО «Сухаревка» расположено по адресу:  г. Москва, Строгинский бульвар д. 4, предприятие было основано в 1998 г. Основной деятельностью ООО «Сухаревка» является оптово-розничная торговля профессиональной посудой и оборудованием для предприятий общественного питания: баров, ресторанов, кафе, столовых.

ООО «Сухаревка» - является одним из лидеров в сфере услуг  по комплексному оснащению предприятий  общественного питания на российском рынке за  счет широкого ассортимента продукции ведущих мировых производителей, а также оборудования собственного производства.

Программа поставок включает в себя: профессиональное оборудование, мебель, барные стойки, посуду, кухонный инвентарь.

Профессиональное оборудование представлено следующими направлениями: тепловое,  холодильное,  барное,  электромеханическое,

нейтральное.

Конкурентные преимущества компании – это высокотехнологичное  собственное производство изделий  из нержавеющей стали, а также  большой ассортимент предлагаемой продукции по всем направлениям деятельности.

Информация о работе Менеджмент персонала инновационной организации