Менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 10:21, лекция

Описание работы

В настоящее время известно 4 важнейших подхода к изучению управления:
1 подход – подход на основе выделения различных школ
2 подход – подход к управлению, как к процессу
3 подход – системный подход
4 подход – ситуационный подход

Файлы: 1 файл

Менеджмент, лекции.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ  СПО Брянский автотранспортный техникум

 

 

 

 

 

Лекции по дисциплине «Менеджмент» для специальности 190701 «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте»

 

 

Группы: М-41,М-42,М-43

 

Преподавателя: Иванищевой Татьяны Евгеньевны

 

 

 

 

 

 

 

 

Брянск 2013

Эволюция взглядов на менеджмент.

В настоящее  время известно 4 важнейших подхода  к изучению управления:

1 подход  – подход на основе выделения различных школ

2 подход  – подход к управлению, как к процессу

3 подход – системный подход

4 подход  – ситуационный подход

1) В первой половине 20 века получили развитие 4 четко различимые школы управленческой мысли. Приверженцы этих школ полагали, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению цели организации. Но оказалось, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными. Хотя до сих пор определенные приемы этих школ находят применение.

Школа научного управления связана с работами Тейлора, Фрэнка и Лилии Гилбрейт. Они полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать операции ручного труда. Их работы посвящались в основном проблемам управления производством и, в частности, вопросам повышения эффективности производства.

Административная  школа – Анри Файоль. Целью этой школы было создание универсальных принципов управления, т.е. управление рассматривалось, как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Вторая категория классических принципов касалась структуры организации (принцип единоначалия).

Школа человеческих отношений и поведенческих  наук. Представитель этой школы – Мэри Фолетт и Элтон Мэйо. Мэри Фолетт была первой, кто определил менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Исследователи этой школы полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников будет возрастать, что ведет к повышению производительности труда. Развитие таких поведенческих наук,  как социология, психология, философия дополнили материалы ученых вопросами о том, как оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей, на основе применения этих наук.

Количественный  подход. Характеристикой этой школы является замена словесных рассуждений моделями, символами, формулами.

2) Процессный  подход. Согласно этому подходу, управление – это процесс, состоящий из взаимосвязанных функций: планирование, организация и контроль, мотивация. Связующие процессы – это принятие решений и коммуникация.

3) Системный  подход. Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Этот подход рассматривает организацию, как открытую систему, которая взаимодействует с внешней средой.

4) Ситуационный  подход. Его центральный момент – ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное время.

На современном  этапе происходят дальнейшее совершенствование  управленческой деятельности.

Определение «менеджмента».

Менеджмент  – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленный на достижение в ходе хозяйственной деятельности фирмы, действующей в условиях рынка, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Иначе говоря, менеджмент – это управление в условиях рынка.

Менеджмент как самостоятельный  вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджмент независим от собственности на капитал фирмы.

Менеджмент  объединяет работников разных специальностей: инженеров, проектировщиков, экономистов, бухгалтеров и т.д.

В современных  условиях все решения по финансовой организации, экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области организации управления, которые осуществляют также наблюдение и контроль за их выполнением.

Менеджмент как наука и практика управления стремится найти и разработать средства и методы, которые бы способствовали наиболее эффективному достижению целей организации, исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде.

Менеджмент как организация  управления фирмой. Это содержание понятия «менеджмент» соответствует нашему понятию внутрифирменного управления. В зависимости от конкретных функций организация делится на подразделения, выполняющие возложенные на них задачи (отделы, службы). Они состоят из людей, деятельность которых сознательно направляется на достижение общей цели.

Под органом управления часто понимают руководство, которое представляет фирму и действует от её имени.

Менеджмент как организация  работы людей, сотрудников, коллектива для достижения намеченной цели наиболее рациональным способом. Работу по управлению персоналом необходимо строить с таким расчетом, чтобы она соответствовала потребностям сотрудников и позволяла активизировать их работу, повышать производительность труда и, следовательно, эффективность производства.

Менеджмент как процесс принятия управленческих решений. Управленческие решения принимают на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе решения. Принятое решение подлежит конкретизации для исполнителей и контролю за исполнением.

Принципы и функции менеджмента.

Принципы  менеджмента – это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи между различными структурами управленческой системы.

Существуют  общие принципы управления:

  1. сочетание централизации и децентрализации в управлении;
  2. сочетание специализации и универсализации управления;
  3. устойчивость к внешней среде (макросфера и микросфера);
  4. экономичность;
  5. эффективность;
  6. гуманность;
  7. соответствие полномочий поставленным задачам.

Эти принципы характерны для любых предприятий.

Функции управления – это относительно самостоятельные специализированные и обособленные виды управленческой деятельности.

А. Файоль выделил 4 функции управления:

1. Планирование. Осуществляется на двух уровнях: стратегическом и оперативном.

Стратегическое  планирование осуществляется в несколько этапов:

  1. изучение среды организации:
    • изучение макроокружения (экономики, политики)
    • изучение непосредственного окружения (потребители, поставщики, конкуренты)
    • внутренняя среда (кадры, управление, финансы и т.д.)
  1. определяется миссия организации

Миссия  – это сформулированное утверждение, раскрывающее смысл существования организации, т.е. для чего она создана.

Миссия организации  отражает цели и интересы собственников  организации, её сотрудников, покупателей, деловых партнеров.

  1. на основе миссии определяются долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели организации.

Долгосрочные до 10лет, среднесрочные 2-3 года, краткосрочные 1 год.

Краткосрочные цели нужно конкретизировать, учитывая цели организации.

  1. выбор стратегии.

Здесь определяется, как организация будет достигать  своих целей и реализовывать свою миссию. Из стратегического планирования вытекает оперативное, т.е. в соответствии с годовым планом по каждому направлению деятельности организации определяются объемные показатели. Годовой план детализируется поквартально и помесячно.

2. Организация управленческих процессов.

В рамках этой функции  выполняются следующие виды работы:

1) разработка организационной структуры в виде систематизации распределения видов работ так, чтобы они выполнялись эффективно.

2) делегирование  полномочий – это передача доверия сотрудникам и создания на этой основе распределенной ответственности.

3) уточнение отношений на работе так, чтобы установить благоприятные условия сотрудничества.

3. Мотивация.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации и личных целей.

Мотивация является результатом сложных совокупностей  потребностей. Для того чтобы мотивировать людей руководителю нужно определить их потребности, которые удовлетворяются  через хорошую работу.

4. Контроль.

Контроль – последняя функция процесса управления. Он устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов запланированным, выявляет отклонения и их причины.

Контроль бывает нескольких видов:

    • предварительный, текущий, итоговый
    • сплошной, выборочный
    • внутренний, внешний

Все функции  управления имеют две общие характеристики:

1) они требуют принятия решений;

2) для всех необходима коммуникация или обмен информацией.

Успешное выполнение всех этих функций требует применения различных методов менеджмента.

Методы  управления – это способы воздействия управляющей подсистемой на управляемую подсистему.

Существуют  общие методы, одинаковые для всех организаций.

  1. Экономические методы.

Основаны на сознательном использовании экономических законов.

Существует 2 группы экономических методов:

1) методы федеральных и региональных органов (налоговые системы, кредитно-финансовые механизмы);

2) методы предприятия (системы оплаты и поощрения труда, экономические нормативы).

  1. Административные методы.

Включают системы  законодательных актов страны и  региона, систему нормативных документов предприятия, приказы, распоряжения, указания и т.д.

    1. Социально-психологические методы.

Они направлены на управление социальными процессами в коллективе и включают в себя организацию выполнения поставленных задач, регулирование социально-психологического климата в коллективе.

Определение понятия «менеджер».

Менеджер  – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

Менеджеры подразделяются на 3 звена: высшее, среднее и низшее.

Менеджеры низшего звена руководят непосредственно рабочими.

Менеджеры среднего звена координируют и контролируют работу младших начальников. Они обычно возглавляют крупные подразделения.

Менеджеры высшего звена отвечают за принятие решений для предприятий в целом. Их работа не имеет четкого завершения и содержит значительный риск.

Основу для  мира менеджеров составляет организация.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Все организации  имеют общие черты:

1) все  организации имеют ресурсы (люди, капитал, материалы, информация);

2) зависимость  от внешней среды, т.е. организация полностью зависит от внешней среды, как в области ресурсов, так и в области сбыта продукции.

Существует  среда прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на организацию и испытывают на себе прямое воздействие организации (поставщики, потребители, конкуренты).

Среда косвенного воздействия – это факторы, которые могут не оказывать прямого воздействия на организацию, но все таки сказываются на ее работе (НТП, скульптура, события в других странах и т.д.).

3) разделение  труда. Существует горизонтальное и вертикальное распределение труда. Горизонтальное – это разделение труда на составляющие компоненты за счет образования отделов, подразделений, производств и т.д. Вертикальное разделение – это отделение работы по координации действий от самих действий, т.е. это иерархия власти.

4) необходимость  управления, т.е. для того, чтобы организация могла добиваться своих целей задач нужно скоординировать через вертикальное разделение труда.

В организации  менеджеры выполняют следующие функции:

1) устанавливают цели, т.е. они определяют конкретные задачи в каждой группе целей, решают что нужно сделать и доводят эти задачи до исполнителей.

2) организовывают, они анализируют виды деятельности, решения, отношения, потребности, необходимые для выполнения целей, разделяют их на управленческие совокупности и группируют в организационную структуру.

3) поддерживают мотивацию и коммуникацию, т.е. они составляют команды из людей, ответственных за различные виды работы через кадровые решения.

4) измеряют, устанавливают единицы измерения, добиваясь, чтобы у каждого были показатели. Они анализируют и оценивают результаты работы. Это функция контроля.

5) менеджеры способствуют росту людей, включая самого себя.

В современном  обществе к менеджеру предъявляют  высокие требования:

1) профессионализм. Он заключается в том, что менеджер должен овладеть специальными знаниями и навыками в области организации, производства и управления. Он должен иметь способности для работы с людьми в разных сферах.

Информация о работе Менеджмент