Менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 10:21, лекция

Описание работы

В настоящее время известно 4 важнейших подхода к изучению управления:
1 подход – подход на основе выделения различных школ
2 подход – подход к управлению, как к процессу
3 подход – системный подход
4 подход – ситуационный подход

Файлы: 1 файл

Менеджмент, лекции.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

2) организаторские способности. Это индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализовывать. К ним относятся: склонность к творчеству, углублению знаний, инициативность, самообладание, контактность, стрессоустойчивость, честолюбие, воля.

3) психологическая компетентность. Менеджер должен иметь знания для самооценки и для самосовершенствования личности. Самооценка руководителя должна быть достаточно высокой, чтобы он мог уверенно проявлять социальную активность ( но не чрезмерная самоуверенность). Менеджер должен иметь навыки общения с людьми, психологопедагогическую подготовку. Кроме того, способность умело строить деловые отношения и регулировать психологический климат в коллективе – это один из главных признаков профессиональной пригодности менеджеров.

4) политическая культура. Это знание и умение вести за собой, сочетать власть и неформальное воздействие на людей.

Для менеджера  немаловажное значение имеет то, какое  впечатление он производит на окружающих, поэтому ему нужно знать правила этикета и уметь себя вести, в соответствие с ними. В стиле одежды следует учитывать свое положение в обществе, комплекцию, возраст и то, куда вы направляетесь.

Управленческая структура.

Для выполнение функций управления производством, создается управляющая система – структура организации. Существует несколько типов организационных структур:

    1. линейная структура

Директор

 

Линейная структура  предполагает, что во главе предприятия  и каждого подразделения находится руководитель, наделенный полномочиями и сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Его решения передаются по цепочке: сверху-вниз и являются обязательными для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Принцип единоначалия заключается в том, что в линейных структурах подчиненные выполняют распоряжения только одного начальника. Причем, должностное лицо не имеет права отдавать распоряжения исполнителям, минуя непосредственного руководителя. Преимущества такой структуры: единство и четкость распоряжений, повышенная ответственность руководителей, оперативность в принятии решений, получение исполнителями согласованных распоряжений.

Недостатки: высокие требования к руководителю, его перегруженность информацией, множественность контактов.

Такая структура  применяется в мелких и средних  организациях.

    1. линейно-функциональная структура

Директор


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Такая структура  включает в себя линейную и функциональную часть, что создает двойное подчинение для исполнителей.

Преимущества такой структуры: высокая компетентность специалистов, расширение возможности линейных руководителей по оперативному управлению, в результате их высвобождения от функциональной деятельности.

Недостатки: отсутствие единства действий, нарушение принципа единоначалия, длительная процедура принятия решений.

В современной  практике появился ряд новых структур, которые ориентируются на быструю  адаптацию к изменениям внешней  среды. К ним относятся:

1) проектная  структура. Создается как временное образование для решения конкретной задачи ( выпуск новых видов продукции, испытание нового изделия и т.д.). В таких случаях назначается должностное лицо, в качестве руководителя и набирается команда из квалифицированных работников.

2) матричная. Отличается тем, что члены проектной группы подчиняются не только руководителю проекта, Нои руководителю тех отделов, где работают постоянно. Основной недостаток этой структуры – это ее сложность. Главные проблемы возникают из-за двойного подчинения и повышенного уровня конфликтности. Такие структуры используются в химической промышленности, банковском деле, страховании, производстве вычислительной техники.

3) смешанная  структура.

Информация в деятельности менеджера.

Одним из важнейших  инструментом управления в руках  менеджера является информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организовывает, руководит и мотивирует подчиненных.

Многое зависит  от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось  наибольшее восприятие этой информации исполнителями.

Основными требованиями к качеству информации является: своевременность, адресность, достоверность, достаточность, надежность и т.д.

Информацию  можно классифицировать по следующим признакам:

    1. по форме передачи:
      • вербальная
      • невербальная
    2. по источникам поступления:
      • внутренняя
      • внешняя
    3. по способу передачи:
      • письменная
      • устная

и т.д.

При работе с  информацией следует различать  некоторые понятия:

    1. информационный поток – это упорядоченная по определенному признаку совокупность всех видов информации, используемой органами управления. Он должен обеспечивать прямое обращение потребителей к хранимой информации, наиболее полное удовлетворение их информационных потребностей, оперативный поиск и выдачу информации, предохранение от искажений.
    2. поток информации – это движение информации от источника до потребителя.
    3. объем информации – это количественная характеристика, измеряемая с помощью условных единиц (слова, сообщений, знаки, листы и т.д.)

Эта характеристика используется для определения информационной загруженности органов управления, а также принятия решений. При этом необходимо помнить, что увеличение объема информации не обязательно повышает качество решений. Поэтому в ходе сбора информации необходимо отличать неуместную информацию и релевантную информацию.

Релевантная информация – это данные, касающиеся конкретной проблемы, конкретной цели и конкретного периода времени.

Важную роль играет невербальная информация – жесты, мимика, интонация – это важнейшая часть делового общения. Основные виды такой информации: движение тела (жесты, позы, прикосновения, выражение глаз, лица), речь (интонация, грамотность), использование среды (манера поведения, расстояние при общении).

Невербальная  информация имеет бессознательную  основу, т.к. свидетельствует об эмоциях участников обмена информации и является надежным индикатором проявляемых чувств.

Работа с  информацией в течение рабочего дня занимает у менеджера около 80% времени (разговоры по телефону, совещания, чтение и т.д.), т.е. руководитель получает в течение дня гораздо больше информации, чем это необходимо.

Поэтому необходимо научиться рационально использовать эту информацию. Так, например, процесс  чтения можно ускорить путем избавления от вредных привычек при чтении, отвлекающих факторов, совершенствование  самой методики чтения.

Личность. Структура личности.

Основа любой  организации – люди, поэтому установления органичного сочетания двух сторон (человека и организации) является одной  из важнейших задач менеджмента.

Все люди похожи друг на друга, но при этом каждый несет в себе что-то, что делает его исключительным, уникальным, т.е. человеком обладающим индивидуальностью. Индивидуальность человека складывается из 3-х начал:

    1. каждый человек в чем-то схож со всеми остальными
    2. каждый человек в чем-то одинаков с некоторыми индивидами
    3. каждый человек в чем-то непохож ни на кого

Индивидуальность  человека формируется под влиянием следующих факторов:

1. Наследственности и физиологических особенностей человека

2. Окружение человека (культура, семья, друзья)

3. Черты и особенности характера человека.

Основными чертами индивидуальности человека являются темпераменты.

Сангвиник.

Он быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается  с одного вида деятельности на другой. Не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции. Быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми.

Флегматик.

Он ровен  в поведении, медленно переключается  с одного вида деятельности на другой, долго адаптируется в новых условиях, малоактивен. Ему присуще терпение и самообладание.

Холерик.

Отличается  большой работоспособностью, активностью, энергией, нередко после подъема  наступает депрессия. Настроение холерика неустойчивое. Он вспыльчив, самолюбив, прямолинеен.

Меланхолик.

Такие люди повышенно  впечатлительны, отзывчивы, легко ранимы. Они медленно осваиваются в новой  обстановке, в экстренных ситуациях  наступает уныние и тоска.

Включение человека в систему общественных отношений, приобретение им социальных качеств наделяет его новыми субъективными характеристиками – он становится личностью.

В формировании личности важная роль принадлежит самому человеку, его самосознанию. Структура личности – это взаимосвязанная совокупность социальных свойств. Она включает в себя способности и потребности, интересы и убеждения, темперамент и характер, волю.

Менеджер должен умело оперировать этими понятиями, т.к. успех организации напрямую связан с тем, насколько успешно  он может задействовать весь человеческий потенциал.

Необходимо  также помнить, что индивидуальное поведение человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации.

Кроме того, при  изучении индивидуальности человека нужно  принимать во внимание его возраст.

Только изучение всех этих факторов, может помочь менеджеру эффективно управлять человеком.

Потребности – источник активности личности.

Человек испытывает потребность, когда ощущает физиологический  или психологический недостаток чего-либо.

Когда потребность  ощущается человеком, она побуждает в нем состояние устремленности служит мотивом к действию.

Потребности условно  делятся на:

    • первичные
    • вторичные

К первичным относится пища, сон, вода, дыхание и т.д. А вторичные потребности – это успех, уважение, любовь, эстетические потребности и т.д.

Путь к эффективному управлению человеком лежит через  понимание его потребностей, как  мотивов к действию.

Процесс мотивации  очень сложен, поэтому существует много теорий, которые пытаются дать объяснение этому процессу. Эти теории можно разделить на 2 группы: содержательные и процессуальные. Содержательные стараются определить потребности, побуждающие человека к действию. Процессуальные считают, что поведение личности зависит от его восприятия, ожиданий и возможных последствий выбранного им поведения.

Содержательные теории.

Наиболее известные  из них:

    • теория Маслоу
    • теория МакКлеланда
    • теория Герцберга

Теория Маслоу.

 

В соответствие с этой теорией существует 5 групп  потребностей:

1) физиологические потребности – это потребности в пище, воде, воздухе, сне и т.д.

Люди, которые  в основном работают, чтобы удовлетворить  эти потребности мало интересуются содержанием работы. Для управления такими людьми нужно, чтобы минимум  заработной платы обеспечивал выживание, и рабочие условия не слишком отягощали существование.

2) Это потребность в безопасности. Связана со стремлением людей находится в стабильной обстановке. Для человека, находящегося под влиянием этих потребностей важны гарантии работы, медицинское страхование, пенсионное страхование. Для управления такими людьми нужно создавать ясную и надежную систему социального страхования и оплачивать труд выше прожиточного минимума.

3) потребности  в принадлежности и причастности. Такой человек стремиться к участию в совместной деятельности. По отношению к ним руководство должно носить формы дружеского участия, чаще напоминать им, что их ценят в коллективе.

4) потребность  в самоутверждении. Люди этого склада стремятся к лидерству. Для управления ими надо использовать формы признания заслуг: присвоение званий, титулов, вручение наград и т.д.

5) потребность  самовыражения, т.е. потребность в творчестве. Для управления такими людьми надо стремиться давать им оригинальные задания, предоставлять свободу в выборе средств решения задач.

Задача этой теории состоит в том, чтобы определить как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности. И как воздействовать на самого человека, предоставляя ему возможность удовлетворять свои потребности.

Теория МакКлеланда.

Согласно этой теории людям присуще 3 потребности:

1) потребность успеха. Такие люди рискуют умеренно, любят ситуации, когда они могут взять на себя ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы результаты работы поощрялись конкретно.

2) потребность власти. Это желание воздействовать на других людей.

3) потребность причастности. Определяет заинтересованность человека в налаживании дружеских связей и оказании помощи другим.

Теория Герцберга.

Он выделял гигиенические факторы и мотивацию.

Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой выполняется работа. Отсутствие или недостаточность этих факторов вызывает у человека неудовлетворенность. Но и достаточность этих факторов не может мотивировать человека. К ним относятся: заработная плата, условия труда, отношения с коллективом и т.д.

Информация о работе Менеджмент