Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 10:21, лекция
В настоящее время известно 4 важнейших подхода к изучению управления:
1 подход – подход на основе выделения различных школ
2 подход – подход к управлению, как к процессу
3 подход – системный подход
4 подход – ситуационный подход
2) организаторские способности. Это индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализовывать. К ним относятся: склонность к творчеству, углублению знаний, инициативность, самообладание, контактность, стрессоустойчивость, честолюбие, воля.
3)
психологическая
4) политическая культура. Это знание и умение вести за собой, сочетать власть и неформальное воздействие на людей.
Для менеджера немаловажное значение имеет то, какое впечатление он производит на окружающих, поэтому ему нужно знать правила этикета и уметь себя вести, в соответствие с ними. В стиле одежды следует учитывать свое положение в обществе, комплекцию, возраст и то, куда вы направляетесь.
Управленческая структура.
Для выполнение функций управления производством, создается управляющая система – структура организации. Существует несколько типов организационных структур:
Директор
Линейная структура предполагает, что во главе предприятия и каждого подразделения находится руководитель, наделенный полномочиями и сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Его решения передаются по цепочке: сверху-вниз и являются обязательными для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Принцип единоначалия заключается в том, что в линейных структурах подчиненные выполняют распоряжения только одного начальника. Причем, должностное лицо не имеет права отдавать распоряжения исполнителям, минуя непосредственного руководителя. Преимущества такой структуры: единство и четкость распоряжений, повышенная ответственность руководителей, оперативность в принятии решений, получение исполнителями согласованных распоряжений.
Недостатки: высокие требования к руководителю, его перегруженность информацией, множественность контактов.
Такая структура применяется в мелких и средних организациях.
Директор
Такая структура включает в себя линейную и функциональную часть, что создает двойное подчинение для исполнителей.
Преимущества такой структуры: высокая компетентность специалистов, расширение возможности линейных руководителей по оперативному управлению, в результате их высвобождения от функциональной деятельности.
Недостатки: отсутствие единства действий, нарушение принципа единоначалия, длительная процедура принятия решений.
В современной практике появился ряд новых структур, которые ориентируются на быструю адаптацию к изменениям внешней среды. К ним относятся:
1) проектная структура. Создается как временное образование для решения конкретной задачи ( выпуск новых видов продукции, испытание нового изделия и т.д.). В таких случаях назначается должностное лицо, в качестве руководителя и набирается команда из квалифицированных работников.
2) матричная. Отличается тем, что члены проектной группы подчиняются не только руководителю проекта, Нои руководителю тех отделов, где работают постоянно. Основной недостаток этой структуры – это ее сложность. Главные проблемы возникают из-за двойного подчинения и повышенного уровня конфликтности. Такие структуры используются в химической промышленности, банковском деле, страховании, производстве вычислительной техники.
3) смешанная структура.
Информация в деятельности менеджера.
Одним из важнейших инструментом управления в руках менеджера является информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организовывает, руководит и мотивирует подчиненных.
Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наибольшее восприятие этой информации исполнителями.
Основными требованиями к качеству информации является: своевременность, адресность, достоверность, достаточность, надежность и т.д.
Информацию можно классифицировать по следующим признакам:
и т.д.
При работе с информацией следует различать некоторые понятия:
Эта характеристика используется для определения информационной загруженности органов управления, а также принятия решений. При этом необходимо помнить, что увеличение объема информации не обязательно повышает качество решений. Поэтому в ходе сбора информации необходимо отличать неуместную информацию и релевантную информацию.
Релевантная информация – это данные, касающиеся конкретной проблемы, конкретной цели и конкретного периода времени.
Важную роль играет невербальная информация – жесты, мимика, интонация – это важнейшая часть делового общения. Основные виды такой информации: движение тела (жесты, позы, прикосновения, выражение глаз, лица), речь (интонация, грамотность), использование среды (манера поведения, расстояние при общении).
Невербальная информация имеет бессознательную основу, т.к. свидетельствует об эмоциях участников обмена информации и является надежным индикатором проявляемых чувств.
Работа с информацией в течение рабочего дня занимает у менеджера около 80% времени (разговоры по телефону, совещания, чтение и т.д.), т.е. руководитель получает в течение дня гораздо больше информации, чем это необходимо.
Поэтому необходимо
научиться рационально
Личность. Структура личности.
Основа любой организации – люди, поэтому установления органичного сочетания двух сторон (человека и организации) является одной из важнейших задач менеджмента.
Все люди похожи друг на друга, но при этом каждый несет в себе что-то, что делает его исключительным, уникальным, т.е. человеком обладающим индивидуальностью. Индивидуальность человека складывается из 3-х начал:
Индивидуальность человека формируется под влиянием следующих факторов:
1. Наследственности и физиологических особенностей человека
2. Окружение человека (культура, семья, друзья)
3. Черты и особенности характера человека.
Основными чертами индивидуальности человека являются темпераменты.
Сангвиник.
Он быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой. Не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции. Быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми.
Флегматик.
Он ровен в поведении, медленно переключается с одного вида деятельности на другой, долго адаптируется в новых условиях, малоактивен. Ему присуще терпение и самообладание.
Холерик.
Отличается большой работоспособностью, активностью, энергией, нередко после подъема наступает депрессия. Настроение холерика неустойчивое. Он вспыльчив, самолюбив, прямолинеен.
Меланхолик.
Такие люди повышенно впечатлительны, отзывчивы, легко ранимы. Они медленно осваиваются в новой обстановке, в экстренных ситуациях наступает уныние и тоска.
Включение человека в систему общественных отношений, приобретение им социальных качеств наделяет его новыми субъективными характеристиками – он становится личностью.
В формировании личности важная роль принадлежит самому человеку, его самосознанию. Структура личности – это взаимосвязанная совокупность социальных свойств. Она включает в себя способности и потребности, интересы и убеждения, темперамент и характер, волю.
Менеджер должен
умело оперировать этими
Необходимо также помнить, что индивидуальное поведение человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации.
Кроме того, при изучении индивидуальности человека нужно принимать во внимание его возраст.
Только изучение всех этих факторов, может помочь менеджеру эффективно управлять человеком.
Потребности – источник активности личности.
Человек испытывает потребность, когда ощущает физиологический или психологический недостаток чего-либо.
Когда потребность ощущается человеком, она побуждает в нем состояние устремленности служит мотивом к действию.
Потребности условно делятся на:
К первичным относится пища, сон, вода, дыхание и т.д. А вторичные потребности – это успех, уважение, любовь, эстетические потребности и т.д.
Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его потребностей, как мотивов к действию.
Процесс мотивации очень сложен, поэтому существует много теорий, которые пытаются дать объяснение этому процессу. Эти теории можно разделить на 2 группы: содержательные и процессуальные. Содержательные стараются определить потребности, побуждающие человека к действию. Процессуальные считают, что поведение личности зависит от его восприятия, ожиданий и возможных последствий выбранного им поведения.
Содержательные теории.
Наиболее известные из них:
Теория Маслоу.
В соответствие с этой теорией существует 5 групп потребностей:
1) физиологические потребности – это потребности в пище, воде, воздухе, сне и т.д.
Люди, которые в основном работают, чтобы удовлетворить эти потребности мало интересуются содержанием работы. Для управления такими людьми нужно, чтобы минимум заработной платы обеспечивал выживание, и рабочие условия не слишком отягощали существование.
2) Это потребность в безопасности. Связана со стремлением людей находится в стабильной обстановке. Для человека, находящегося под влиянием этих потребностей важны гарантии работы, медицинское страхование, пенсионное страхование. Для управления такими людьми нужно создавать ясную и надежную систему социального страхования и оплачивать труд выше прожиточного минимума.
3) потребности
в принадлежности и
4) потребность в самоутверждении. Люди этого склада стремятся к лидерству. Для управления ими надо использовать формы признания заслуг: присвоение званий, титулов, вручение наград и т.д.
5) потребность самовыражения, т.е. потребность в творчестве. Для управления такими людьми надо стремиться давать им оригинальные задания, предоставлять свободу в выборе средств решения задач.
Задача этой теории состоит в том, чтобы определить как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности. И как воздействовать на самого человека, предоставляя ему возможность удовлетворять свои потребности.
Теория МакКлеланда.
Согласно этой теории людям присуще 3 потребности:
1) потребность успеха. Такие люди рискуют умеренно, любят ситуации, когда они могут взять на себя ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы результаты работы поощрялись конкретно.
2) потребность власти. Это желание воздействовать на других людей.
3) потребность причастности. Определяет заинтересованность человека в налаживании дружеских связей и оказании помощи другим.
Теория Герцберга.
Он выделял гигиенические факторы и мотивацию.
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой выполняется работа. Отсутствие или недостаточность этих факторов вызывает у человека неудовлетворенность. Но и достаточность этих факторов не может мотивировать человека. К ним относятся: заработная плата, условия труда, отношения с коллективом и т.д.