Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 14:37, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение особенностей применения метода Дельфи при разработке и оценке альтернативных вариантов управленческих решений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать методы экспертных оценок при разработке управленческих решений;
2. Дать характеристика этапов метода Дельфи;
3. Изучить метод Дельфи при разработке и оценки альтернативных вариантов управленческих решений;
4. Рассмотреть практическое применение метода Дельфи при разработке альтернативных вариантов управленческих решений;
5. Выявить проблемы применения метода Дельфи.
Введение 3
1. Метод Дельфи, его особенности и характеристики
1.1 Методы экспертных оценок при разработке управленческих решений….5
1.2 Характеристика этапов метода Дельфи 7
2. Метод Дельфи при разработке и оценки альтернативных вариантов управленческих решений
2.1 Общая характеристика деятельности организации 14
2.2 Практическое применение метода Дельфи при разработке альтернативных вариантов управленческих решений 15
3. Проблемы применения метода Дельфи
3.1 Типичные проблемы согласования мнения экспертов……………………22
3.2 Рекомендации по использованию метода «Дельфи»……………………...25
Заключение……………………………………………………………….………28
Список использованной литературы……………………………………….…..30
Приложения……………………………………………………………….…… 33
- кто будет проводить экспертизу, и где будут находиться ее участники;
- какая должна поддерживаться
связь с ними в процессе
рассмотрения существующей
- какие существуют в
наличии альтернативные
Достоинства метода:
- метод Дельфи способствует выработке независимости мышления членов группы;
- обеспечивает спокойное и объективное изучение проблем, которые требуют оценки.
Недостатки метода:
- чрезмерная субъективность оценок;
- требует достаточно много времени и организационных усилий;
Ожидаемый результат.
Согласованный список идей с их сопутствующими сильными и слабыми сторонами.
Метод Дельфи относится к классу количественных методов групповых экспертных оценок. Опрос экспертов проводится в 3-4 тура, состоящих из серии анкет, вопросы конкретизируются от тура к туру. Для проведения этого метода необходимо также создать аналитическую группу, которая после каждого тура производит статистическую обработку полученной информации.
Прежде всего, аналитики определяют область предпочтительных количественных значений объектов.
Процедура экспертного опроса по методу Дельфи включает в себя несколько туров итераций, каждая из которых начинается с индивидуального письменного опроса и завершается машинной обработкой полученных данных.
1-й тур:
- эксперты высказывают свои мнения без какой-либо аргументации;
- анкеты возвращаются организаторам;
- результаты обрабатываются и представляются в обобщенном и деперсонализированном виде экспертам на 2-ой тур.
В качестве показателя группового мнения обычно используется значение центра распределения - медианы. Медиана является удобной характеристикой центра распределения случайных величин с несимметричным распределением, т.к. она мало чувствительна к крайним значениям выборки.
2-й тур:
- эксперты получают обобщенные результаты 1-го тура и с учетом дополнительной информации, могут изменить свою прежнюю оценку;
- эксперты высказывают мнения с обоснованием своей точки зрения;
- анкеты возвращаются организаторам;
- анализируются и обобщаются полученные результаты, аргументация включается в дополнительную информацию, которая сообщается экспертам в следующем туре. Кроме того, мнения, которые существенно отличаются от усредненного, также сообщаются экспертам с соответствующей аргументацией.
3-й тур:
- эксперты рассматривают перечень событий «групповой медианы», анализируют аргументы и дают новые оценки.
Как правило, после 3-го или 4-го тура ответы экспертов перестают существенно изменяться, что является основанием для прекращения опроса и принятия результатов последнего тура в качестве коллективного мнения, рекомендации или решения.
При использовании метода «Дельфи» следует учитывать следующее:
1. Группы экспертов должны
быть стабильными и
2. Время между турами опросов должно быть не более месяца.
3. Вопросы в анкетах должны быть тщательно продуманы и четко сформулированы.
4. Число туров должно быть
достаточным, чтобы обеспечить всех
участников возможностью
5. Должен проводиться
6. Необходимо иметь самооценку
компетенции экспертов по
7. Нужна формула согласованности оценок, основанная на данных самооценок.
Метод Дельфи применим практически в любой ситуации, требующей прогнозирования, в том числе, если для принятия решения недостаточно информации.
Существует несколько модификаций метода Дельфи, в которых основные принципы организации экспертизы имеют много общего. Различия связаны с попытками усовершенствовать метод за счет более обоснованного отбора экспертов, введения схем оценки их компетентности, улучшенных механизмов обратных связей и т.п. Для удобства обработки информации все модификации, как правило, предполагают возможность выражения ответа в виде числа, количественной оценки.
2. Метод Дельфи при разработке и оценки альтернативных вариантов управленческих решений
2.1 Общая характеристика деятельности организации
Муниципальное казенное предприятие города Новокузнецка «Дороги Новокузнецка», сокращенное фирменное наименование: МКП «Дороги Новокузнецка».
Юридический адрес: 654005, Российская Федерация, Кемеровская область, город Новокузнецк, ул. Рябоконева, 8.
Муниципальное казенное предприятие города Новокузнецка «Дороги Новокузнецка», создано Муниципальным образованием г. Новокузнецка, в лице Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Новокузнецка на основании Распоряжения Главы города Новокузнецка № 3447 от «28» ноября 2008г. «О реорганизации Муниципального учреждения города Новокузнецка «Дороги Новокузнецка».
На данном предприятие разрабатываются как долгосрочные, так и краткосрочные цели. Предприятие создано в целях осуществления отдельных дотируемых видов деятельности по содержанию, ремонту и благоустройству дорог, улиц и инженерных сооружений и других объектов внешнего благоустройства муниципального образования (город Новокузнецк).
Для достижения целей, Предприятие руководствуется действующими федеральными законами Российской Федерации, законами Кемеровской области, иными нормативно – правовыми актами, Уставом предприятия и осуществляет следующие виды деятельности:
- выполнение работ, а также оказание услуг и иных функций некоммерческого характера, связанных с текущим содержанием и ремонтом автодорог, тротуаров, площадей, ливневой канализации и объектов внешнего благоустройства города;
- целью создания предприятия является также защита территорий города Новокузнецка от воздействия паводковых, грунтовых, ливневых вод для безопасности жизнедеятельности населения и обеспечения бесперебойного функционирования стратегически важных и социально – значимых объектов инженерной защиты города.
2.2 Практическое применение метода Дельфи при разработке альтернативных вариантов управленческих решений
На данный момент перед МКП Дороги Новокузнецка встала самая серьёзная проблема - проблема качества ремонта и уборки дорог. Решить в полном объёме её пока не удалось. Есть огромное количество недоделок и недоработок.
Объективная проблема - острейшая нехватка специалистов, квалификация которых способна обеспечить качество ремонта дорог.
Субъективная проблема - наличие недобросовестных подрядчиков.
Высокое качество дорожного покрытия требует высокого качества применяемых материалов.
В последнее время в ремонте и строительстве автодорог стала очевидна перспективность литьевого метода укладки дорожных покрытий. Несмотря на все преимущества его распространение сдерживается недостатками имеющихся асфальтобетонных материалов, которые в свою очередь определяются применением для их изготовления обычных или модифицированных полимерами дорожных битумов.
- низкая сдвигоустойчивость литого асфальтобетона при повышенных температурах, практически не устранимая никакими подборами минерального состава, приводит к повышенному колееобразованию в процессе эксплуатации покрытий;
- недостаточная деформативность при низкой температуре приводит к снижению долговечности покрытий из-за образования трещин;
- ускоренное растрескивание прилегающих участков старых покрытий приводит к необходимости затрат на дополнительный ремонт до истечения нормативного срока службы. К тем же последствиям приводит и плохое сцепление с прилегающими участками, обусловленное низкой адгезией примененного вяжущего;
- плохое сцепление колеса автомобиля с поверхностью литого покрытия приводит к необходимости дополнительных, сложных в исполнении шероховатых поверхностных обработок не отличающихся долговечностью;
В чем заключается качественный ремонт асфальтированных дорог?
Проезжая на автомобиле по дорогам, где совсем недавно был произведен ремонт, нередко можно заметить вновь появившиеся ухабы, ямы и трещины в асфальтном покрытии. Казалось бы, не далее как три-пять месяцев назад был уложен новый слой асфальта, а дорога вновь требует ремонта. В чем же дело?
Основная причина плачевного состояния дорожного покрытия кроется в грубейших нарушениях технологии укладки асфальта при проведении ремонтных работ дорог. В целом, ремонт дорог является сложным и ответственным процессом, включающим несколько этапов. При этом проведение ремонта дорог должны осуществлять только специалисты, знакомые с технологическим процессом не "понаслышке".
Основное правило укладки асфальта: температура воздуха осенью не должна быть ниже +10 С, а весной - не менее +5 С. При этом обязательно должна быть сухая погода. Требование объясняется тем, что при более низких температурах уплотнение асфальта качественно снижается, что сокращает период износостойкости покрытия. При этом даже реконструкция дорог на полную глубину старого покрытия не предотвратит быстрый износ асфальтного покрытия, если будет нарушено основное требование по атмосферной влажности и температурному режиму.
Что включают в себя этапы строительства дорог? В первую очередь, перед строительством дорог должны быть произведены геодезические и картографические расчеты, после чего вскрывается верхний слой почвы и производится укладка специальной многослойной подушки. После перечисленных этапов осуществляется укладка асфальта (одно-, двухслойного), а затем производится уборка окружающей территории (облагораживание).
Этапы ремонта дорожного покрытия более сложные, поскольку включают:
- полную разборку поврежденного покрытия;
- подготовку основания дорожного покрытия (щебень или слой асфальта);
- нанесение битумной эмульсии;
- укладка слоя из щебня или асфальта;
- укладка однослойного или двухслойного асфальта;
- проливка швов битумом;
- уборка окружающей территории от строительного мусора.
Компания, выполняющая дорожные ремонтно-строительные работы, должна обладать собственным парком специализированной техники: самосвалы, катки, асфальтоукладчики, бульдозеры, автобетононасосы, виброплиты, нарезчики швов, мусоровозные машины и пр. Штат сотрудников должен включать профессионалов со стажем более пяти лет в области дорожных ремонтно-строительных работ с удостоверениями по каждому виду работ.
Для решения данной проблемы с учетом соблюдения условий перечисленных выше, необходим правильный выбор наиболее оптимальных управленческих решений, в связи с этим на предприятии МКП «Дороги Новокузнецка» решено провести экспертное исследование методом Дельфи. Исходя из его результатов, будут предприняты ряды мер по улучшению качества ремонта и строительства дорог города Новокузнецка.
Как уже говорилось в первой главе, сущность метода Дельфи состоит в последовательном анкетировании экспертов различных областей науки, техники и формировании массива информации, отражающего индивидуальные оценки экспертов, основанные на строго логическом опыте. Данный метод предполагает использование серии анкет, в каждой из которых содержаться информация и мнения, полученные из предыдущей анкеты.
Сбор и обработка индивидуальных мнений экспертов о прогнозах развития объекта исследования производится исходя из следующих принципов:
- вопросы в анкетах ставятся таким образом, чтобы можно было дать количественную характеристику ответам экспертов;
- опрос экспертов проводится в нескольких этапов, на каждом последующем этапе вопросы и ответы все более уточняются;
- после каждого этапа всех опрашиваемых экспертов знакомят с результатами опроса;
- эксперт обосновывают оценки и мнения, отклоняющие от мнения большинства;
- статическая обработка ответов производится последовательно, от этапа к этапу, с целью получения обобщающих характеристик.
И так, для начала нужно сформировать группу экспертов, например это могут быть: директор МКП «Дороги Новокузнецка», асфальтобетонщик, бетонщик, машинисты, специалисты в области разработки асфальтобетонного материала, инженеры-технологи, мастера дорожного ремонта высших разрядов со стажем работы не менее пяти лет.
Опрос экспертов производится в четыре этапа с промежутками в два месяца.
Разумеется, еще до первого этапа должны быть проведены подготовительные мероприятия с экспертами.
Первый этап. Целью первого этапа является составление перечня событий для прогноза в области ремонта и строительства автодорог.
Первая анкета может быть полностью бесструктурной и допускать любые ответы.
Эксперты в письменной форме называют изобретения, программы, методики, разработки рекомендаций в области новейших технологий асфальтобетонного покрытия, которые, по их мнению, должны быть сделаны в последующие 5-10 лет. При этом требуется доказать, что потребность в данных открытиях ощущается уже в настоящее время, поэтому их реализация должна осуществиться в течение запланированного периода.
После того как прогнозы группы возвратились к организатору, он должен объединить их, идентифицировать и составить перечень, который становится основой второй анкеты.
Второй этап. Экспертам направляют свободный перечень событий и просят оценить даты, когда могут произойти эти события. Эксперты приводят соображения, по которым они считают свои оценки правильными, т.е. указать причины того, почему, по их мнению, то или иное событие не должно произойти раньше или позже прогнозируемой ими даты.