Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:24, курсовая работа
MBO - ManagementbyObjectives - Управление по целям — метод управленческой деятельности, предусматривающий предвидение возможных результатов деятельности и планирование путей их достижения, а также это систематический и организованный подход, позволяющий менеджменту фокусироваться на достижении целей и добиваться наилучшего результата с помощью доступных ресурсов.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
KPI -Ключевыепоказателиэффективности ………………………………………………………4
Сущность концепции управления по целям, ее достоинства и недостатки…………………………………………………………………………………………………….……7
Внедрение системы управления по целям в российских условиях..…………….13
Заключение………………………………………………………………………………………………….…..20
Список литературы……………………………………………………………………………….………….22
Сущность Управления по целям заключается в проработке и реализации «сквозной» системы целей и задач, которые стоят перед организацией и каждым ее работником. Постановка целей начинается с самого высокого уровня – сначала определяются цели организации, далее производится их декомпозиция до уровня подразделений, отделов и конкретных сотрудников. То есть цели всей организации переводятся на уровень конкретных действий конкретных работников. При этом цели для сотрудника формируются в совместном с ним диалоге – работник должен принять цели организации и понять, как его работа позволит ей их достичь.
Цели подразделениям и сотрудникам формируются по известному принципу SMART и количественно выражаются в виде Ключевых показателей эффективности (KPI) – показателей, измеряющих эффективность (результативность) сотрудников или процессов (функций) по заданным критериям.
Оптимальным числом целей (или KPI) для сотрудника является от 3 до 7. С помощью весов определяется их приоритетность, определяющая наибольшую важность для организации в данный период.
Всю систему целей работнику
обычно представляют в виде так называемой SMART-карты или
Пример Карты KPI (банковский служащий):
Организация |
ООО «ХХХ Банк» |
||
Должность |
Начальник управления кредитования | ||
Период |
2010 г. |
Председатель Правления __________________________
Начальник управления кредитования ________________
Результаты достижения поставленных
перед работником целей напрямую влияет
на его вознаграждение – обычно на основе
МВО выстраивают систему премирования.
Пример карты годового премирования на основе KPI:
Организация |
ООО «ХХХ Банк» |
|||||
Должность |
Начальник управления кредитования |
|||||
Период |
2010 г. |
Внедрение системы управления по целям в российских условиях
Управление по целям (МВО) предъявляет высокие требования к персоналу организации и прежде всего к ее руководству. Одной из главных особенностей МВО считается иерархия целей внутри организации.
Чем лучше работник понимает поставленные перед ним цели и чем точнее последние соответствуют его внутренним устремлениям, тем с большей вероятностью они будут достигнуты.
Поэтапный подход к внедрению метода управления по целям позволяет российским предприятиям и организациям постепенно совершенствовать систему управления
Использование зарубежного опыта
управления в российской экономике
сопряжено, как правило, с рядом
объективных и субъективных трудностей.
С одной стороны, сами по себе принципы
и методы управления, доказавшие свою
эффективность в ведущих
С другой стороны, внедрение новых
управленческих технологий лишь в редких
случаях ведет к эволюционному
развитию решившейся на это хозяйственной
организации. В большинстве случаев
всю ее систему управления приходится
кардинально менять с помощью
волевого (силового) воздействия руководства.
Между тем и самые
Управление по целям
Одной из таких технологий является управление по целям (managementbyobjectives - МВО). Он получил широкое распространение во второй половине XX в. В России его внедрение находится пока в зачаточном состоянии: хотя отдельные отечественные компании предприняли определенные попытки использовать принципы управления по целям, до полноценного функционирования рассматриваемой системы еще далеко.
МВО как раз тот случай, когда
целесообразность практического применения
сопряжена с целым рядом
В определенной степени решить названную
проблему может поэтапный подход
к внедрению МВО, который дает
возможность еще до завершения всех
организационных мероприятий
1 модуль - «Система вертикальной зависимости целей»;
2 модуль - «Система оценки деятельности персонала»;
3 модуль - «Система взаимосвязи между целями организации и личными целями персонала».
Система вертикальной зависимости целей
Одной из главных особенностей управления по целям считается существование иерархии целей внутри организации. П. Друкер, сформулировавший важнейшие принципы МВО, говорил, что каждый руководитель в организации от наивысшего до самого низшего уровня должен иметь четкие цели, которые обеспечивают поддержку целей более высоких начальников.
Необходимость выделения системы вертикальной зависимости целей в отдельный модуль объясняется тем, что мероприятия, направленные на четкое разграничение полномочий и установление взаимосвязи между различными уровнями управления, сами по себе могут принести практическую пользу. Их внедрение позволит повысить эффективность деятельности организации и будет способствовать решению ряда задач. В частности, даст возможность:
разграничить полномочия и зоны
ответственности между
упорядочить обмен информацией, более рационально использовать все имеющиеся ресурсы;
повысить уровень координации общих действий;
формализовать взаимоотношения по вертикали и горизонтали;
определить слабые и сильные стороны организации;
усилить ответственность персонала;
руководителям сделать более четкими и конкретными устанавливаемые подчиненным цели.
Основной принцип формирования
вертикальной зависимости можно
сформулировать следующим образом
- порядок выработки целей
С этим соглашаются практически все известные специалисты МВО. Однако существуют две, на первый взгляд, противоположные точки зрения относительно степени участия менеджеров среднего уровня в выработке собственных целей. Одни исследователи убеждены, что подчиненные руководители должны принимать в данном процессе самое активное участие, другие, напротив, считают, что степень такого участия должна быть незначительной. Впрочем, никакой противоречивости в этом нет: все в конечном итоге зависит от конкретного случая (специфики организации в целом, особенностей руководителей).
Система оценки деятельности персонала
У МВО много сторонников еще
и потому, что данный метод дает
возможность значительно
Причем внедрение
установление общих и понятных правил игры;
разрешение части существующих межличностных конфликтов и препятствие появлению новых;
повышение эффективности использования ресурсов;
упорядочивание кадровой политики; настройку системы мотивации персонала на достижение более высоких результатов;
стимулирование персонала к самосовершенствованию.
Конечно, применение количественных методов оценки деятельности имеет определенные недостатки, главный из которых отсутствие «внутренней» объективности. Можно изначально утверждать, что они всегда будут не в полной мере соответствовать всем организационным реалиям, поскольку любая методика количественных оценок - это лишь модель окружающей действительности. Впрочем, модельный характер имеет и свои преимущества. Абсолютизация, изначально делающая ту или иную методику количественной оценки недостаточно объективной, приводит к необходимости постоянного возвращения к ее анализу и работе над ее совершенствованием с учетом нового управленческого опыта. В итоге внутренняя неоднозначность придает всей системе формальных оценок динамический и самосовершенствующийся статус.
Система взаимосвязи между целями организации и личными целями персонала
Не раз было доказано, что чем
лучше работник понимает поставленные
перед ним цели и чем точнее
последние соответствуют его
внутренним устремлениям, тем с большей
вероятностью они будут достигнуты.
Практическая реализация данного принципа
в условиях конкретной организации
достаточно сложна, и именно это, как
правило, является главной преградой
на пути внедрения МВО. Наиболее действенный
способ решения названной проблемы
заключается в постепенном
На первый взгляд, может показаться,
что сам по себе модуль взаимосвязи
целей имеет вторичный характер
по сравнению с двумя другими
(«системой вертикальной зависимости
целей» и «системой оценки деятельности
персонала»), но это не так. Он может
принести не меньше пользы. Его сущность
заключается в возможности
Этапы внедрения МВО
Внедрять все три модуля одновременно, на мой взгляд, нецелесообразно. Поэтапное проведение этого процесса имеет много плюсов. В частности, оно не только позволит распределить расходы во времени, но и в случае возникновения непредвиденных ситуаций минимизировать убытки.
Рекомендовать какой-либо определенный
порядок, не имеет смысла - все зависит
от специфики конкретной организации.
Но здесь можно дать несколько
общих рекомендаций. Так, в компаниях
с высокой трудоемкостью
Но внедрение всех трех модулей еще не гарантирует перехода организации к управлению по целям. Это лишь первый этап, по итогам которого необходимо провести тщательный анализ и определить две вещи. Во-первых, по-прежнему ли организация нуждается в МВО. Во-вторых, насколько потребности в дальнейшем его внедрении обеспечены ресурсами. Возможно, что эффект, полученный от функционирования первичных модулей, достаточен, а последующая работа не принесет оправданной отдачи.
Сущность второго этапа
Лишь затем, после тщательного
анализа и оценки целесообразности
и сроков дальнейшей работы над внедрением
МВО дело доходит до третьего этапа.
Его главная особенность
Информация о работе Метод управления по результатам (целям) – Managementbyobjectives – MBO