Методические аспекты инновационного маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение инновации и организационных структур инновационного менеджмента в современном мире.
В зависимости от поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить понятие инноваций
2. выяснить роль инноваций в развитии предприятия
3. выявить организационные структуры инновационного менеджмента

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
1. Основные понятия и закономерности инновационного менеджмента…5
1.1. Понятие инновации и инновационного процесса………..………………5
1.2. Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента……….…………………………………………………….……...9
2. Методические аспекты инновационного маркетинга…………….……..14
2.1 Методы прогнозирования реакции потребителей на инновационный продукт………………………………………………….……………..….……14
2.2 Основные инструменты позиционирования инновационного продукта…………………………………………...………………..............….17
2.3 Оценка эффективности стратегии позиционирования инновационного продукта………………………………...…………………………….….….…22
Заключение……………………………………………………………....………27
Список используемой литературы……………………………….….......……29

Файлы: 1 файл

Курсовая Римма исправленная.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Российский Государственный Аграрный Заочный Университет»

(ФГБОУ ВПО РГАЗУ)

 

 

 

 

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Инновационный менеджмент

На тему: «Организационные структуры инновационного менеджмента».

 

 

Выполнила: студентка 4 курса

специальности «Финансовый менеджмент»

(направления «080200 Менеджмент»)

группы ФМ 1-11

Волкова Римма Викторовна

Подпись____________

 

Научный руководитель:

Доцент

Михалкина Евгения Германовна

Подпись___________

Оценка___________

Дата__________

 

 

 

 

 

 

 

 

Балашиха

2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….......3

1. Основные понятия  и закономерности инновационного менеджмента…5

1.1. Понятие инновации  и инновационного процесса………..………………5

1.2. Виды инноваций и  организационные структуры инновационного  менеджмента……….…………………………………………………….……...9

2. Методические  аспекты инновационного маркетинга…………….……..14

2.1 Методы прогнозирования  реакции потребителей на инновационный  продукт………………………………………………….……………..….……14

2.2 Основные инструменты  позиционирования инновационного  продукта…………………………………………...………………..............….17

2.3 Оценка эффективности  стратегии позиционирования инновационного продукта………………………………...…………………………….….….…22

Заключение……………………………………………………………....………27

Список используемой литературы……………………………….….......……29

 

Введение

Экономика сегодня активно развивается и диктует фирмам и организациям такие условия, в которых, они вынуждены постоянно эволюционировать, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса. В нашем обществе происходят изменения, и они настолько глобальны, что сейчас уже не обойтись простой реорганизацией труда. Чтобы соответствовать веяниям и нормам времени, предприниматели должны уметь заинтересовать потенциального клиента, привлечь его новым продуктом или услугой, которая будет решать возникающие у него проблемы, лучше предыдущей, но мало заинтересовать, гораздо важнее и сложнее удержать своего потребителя.

Вопросами разработки и внедрения новых проектов с точки зрения управления организацией и занимается инновационный менеджмент. Эта дисциплина уже показала себя как единственно возможный путь накопления и систематизации знаний и опыта по внедрению инноваций на предприятиях. Инновационный менеджмент помогает эффективно управлять процессами инновационной деятельности, связанными с созданием, освоением, производством, и распространением среди потребителей новых, прогрессивных продуктов и услуг. Все аспекты инноватики, от проведения фундаментальных исследований, до сбыта и свертывания проекта должны четко и эффективно управляться. Только такой подход позволит оценить, сделать правильный выбор и, в конечном итоге, извлечь выгоду из инновационной деятельности. Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.

Процесс экономических и политических преобразований, происходящих в нашей стране, привел к необходимости существенных изменений в деятельности хозяйствующих субъектов. Меняются прежние организационные структуры, меняются интересы, а с ними и механизмы поведения, и методы принятия решений. Происходящие изменения оказались настолько серьезными, что далеко не все хозяйственные образования смогли выбрать верный путь, адекватное общественной динамике направление развития. Условия переходного к рыночной экономике периода требуют повышенного внимания к управлению инновационной деятельности, обеспечивающей эффективное развитие производства. Инновационная деятельность является наиболее прогрессивной формой предпринимательства в рыночных отношениях. Рынок создает реальные возможности для развития научно-технического прогресса. Коренным отличием инновационной деятельности в условиях рынка является ориентация не на возможности производителя, а на запросы потребителя.

Объектом исследования являются инновации и организационные структуры инновационного менеджмента.

Предмет исследования: инновации и организационные структуры инновационного менеджмента в наше время.

Цель: изучение инновации и организационных структур инновационного менеджмента в современном мире.

В зависимости от поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. изучить понятие инноваций
  2. выяснить роль инноваций в развитии предприятия
  3. выявить организационные структуры инновационного менеджмента

 

1. Основные  понятия и закономерности инновационного  менеджмента

1.1. Понятие инновации  и инновационного процесса

Содержание инновационной деятельности, ее характерные черты и особенности находят отражение в таком базисном понятии, как инновации. Необходимо отметить, что это понятие и в российской и в зарубежной литературе часто определяется по-разному.

Инновация - это полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке. (Кук Я., Майерс П.)

Инновация - это процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. (Твисс Б.)

Инновация - это объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. (Медынский В.Г., Ильдеменов С.В.)

Инновация - это процесс, включающий такие виды деятельности, как исследования, проектирование, разработка и организация производства нового продукта, технологии или системы. (Месси Д., Квинтас П., Уилд Д.)

Инновация - это новый продукт или услуга, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии. (Миндели Л.Э.)

Инновация - это научно-технический результат в товарной форме. (Кирпичников М.П.)

Этот перечень определений инновации можно было бы еще продолжать. Однако приведенные здесь примеры позволяют выявить наиболее существенное различие между разными определениями инновации, которое заключается в существовании двух основных подходов:

1. Инновация - Результат творческого  процесса

2. Инновация – Процесс внедрения  новшеств

После достаточно долгих и горячих дискуссий относительно того, какой из этих подходов более совершенен, выработался своеобразный международный стандарт понятия инновации как вполне определенной управленческой категории.

Формированию этого международного стандарта во многом способствовали две работы, известные как "Руководство Фраскати" и "Руководство Осло". Первый из них постоянно корректируется и совершенствуется группой национальных экспертов по науке и инновациям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Первый вариант Руководства (которое представляет собой рекомендации по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях) был принят в итальянском городе Фраскати в 1963 г. (отсюда и название документа). Несмотря на то, что группой экспертов ОЭСР постоянно разрабатываются новые рекомендации, за документом сохраняется это название. Второй документ, способствующий формированию общего подхода к понятию инновации, был принят в Осло в 1992 г. и представлял собой методику сбора данных о технологических инновациях.

В настоящее время понятия "инновация", принятого в документах, придерживаются большинство теоретиков и практиков в области управления. Именно оно взято за основу и при выработке нормативно-правовой базы по инновациям в нашей стране, при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности. Следуя этому понятию, под инновацией (синоним - нововведение) следует понимать:

Инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применимых и способных удовлетворить определенные потребности.

Другими словами, инновация - это результат реализации новых идей и знании с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей. .Это значит, что если, например, разработана новая идея, отраженная на схемах, чертежах или досконально описанная, но ее не используют ни в одной отрасли или сфере и на рынке она не может найти потребителя, то эта новая идея, это знание, хотя и представляет собой результат творческого труда, не является инновацией. Отсюда следует, что основными свойствами инновации являются: новизна, практическая применимость, реализуемость, т.е. способность удовлетворить определенные потребности и запросы потребителей. Таким образом, сама по себе новая идея, как бы досконально она ни была описана и формализована, - это еще не инновация (нововведение), если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или технологиях. Только реализованные в новой продукции или применяемых технологиях новые идеи называются инновациями. В условиях рыночной экономики такой неотъемлемый критерий инновации, как практическая применимость новой идеи, оказывается тесно связанным с критерием ее коммерческой реализуемости.

Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций).

Таким образом, понятие "инновационный процесс", шире понятия "инновация", так как инновация (нововведение) является одним из компонентов инновационного процесса.

В общем виде основные составляющие инновационного процесса могут быть представлены следующим образом (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1 Основные составляющие инновационного процесса.

Составляющая

Описание

Новация – новая идея, новое знание

Новые идеи, которые могут быть получены в результате научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, других видов творческой, интеллектуальной деятельности

Инновация или нововведение

Внедрение новшества, т.е. достижение практической применимости нового знания с целью удовлетворения определенных потребностей

Диффузия инновации

Распространение уже однажды освоенной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях


Инновация, будучи конечным результатом творческого труда, получившим реализацию в виде новой продукции либо технологического процесса, сама является товаром. Необходимо подчеркнуть, что, когда речь идет о конечном результате разработки, который реализуется в виде нового продукта, то купить эту инновацию - значит купить не сам предмет, вещь, а совокупность знаний, информации этом продукте и его производстве. Другими словами, инновация - это интеллектуальный товар, что во многом определяет характер проблем управления инновационными процессами.

Характер третьего компонента инновационного процесса - диффузии инноваций - зависит от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности хозяйствующих субъектов быстро реагировать на нововведения и т.п. Так как диффузия включает все, что вовлечено в процесс распространения, продвижения и продажи инновации, то ее иногда ошибочно идентифицируют с маркетингом инновации. Однако маркетинг - это та часть процесса диффузии, над которой инновационная организация имеет контроль, например процесс продвижения, рекламы инновации, процесс ценообразования для этого интеллектуального товара. Но существует и другая часть процесса диффузии, над которой организация не имеет контроля, - это, например, информирование об инновации в результате рассказа конечного потребителя своим знакомым о преимуществах или недостатках какого-то инновационного продукта или публикация об инновации в прессе, интернет блогах.

Таким образом, инновация – это использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления, а инновационный процесс - это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии и дальнейшее распространение нововведения.

1.2. Виды инноваций и  организационные структуры инновационного  менеджмента

Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций.

Информация о работе Методические аспекты инновационного маркетинга