Методология разработки стратегии фирмы в условиях повышения конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 06:48, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе изложены основы признанной во всем мире технологии стратегического управления, предназначенного для управления в условиях высокой нестабильности и неопределенности внешней среды, а так же рассмотрена реальная ситуация на примере ООО «Енисей-Торг».
В процессе работы над курсовой работой я ставил перед собой следующие цели.
Описать проблематику работы организации в условиях быстро изменяющихся факторов внешней среды и их неопределенности на примере ООО «Енисей-Торг»
Описать ключевые методологические подходы процесса разработки стратегии развития организации.
Предложить ряд практических алгоритмов и моделей, используемых в стратегическом менеджменте
Предложить алгоритм разработки и внедрения стратегиии в практику ООО «Енисей-Торг» и формирования в ней устойчивой системы стратегического менеджмента.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 9
1.1. Стратегический менеджмент как тип упраления 9
1.2. Адаптация стратегии фирмы в условиях повышения конкурентоспособности 34
1.3. Программа и методы исследования 51
ВЫВОД 55
2.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ЕНИСЕЙ-ТОРГ»…………………………………………………………………………….56
. 2.1.Правовые аспекты ООО «ЕНИСЕЙ-ТОРГ» 56
2.1.2 Анализ жизненного цикла организации ООО «Енисей-Торг»61
2.1.3Анализ системы управления персоналом ООО «ЕНИСЕЙ-ТОРГ»6
2.2Исследование организационной среды ООО «Енисей-Торг»64
2.3 Анализ возможных стратегий фирмы в условиях конкурентоспособности
ВЫВОД .93
3.РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДРИЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО"ЕНИСЕЙ-ТОРГ"
3.1Разработка стратегий. Спейс анализ
3.2 Разработка стратегических альтернатив
3.3 Оценка конкурентной позиции стратегии
3.4 Составление плана – графика реализации стратегии и оценка эффективности проекта
3.5 Оценка эффективности проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

стратегический менеджмент курсовая работа Мочалов А[1].Э Мо-05-12.doc

— 1.31 Мб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ»

 

 

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

К У Р С О В  О Й    П Р О Е К  Т

по курсу «Стратегический менеджмент»

 

на тему: «Методология разработки стратегии фирмы в условиях повышения конкурентоспособности»

                            (на примере ООО «Енисей-Торг»)

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:             

  РУКОВОДИТЕЛЬ:

студентка 

 

группы

(звание, должность)

 № МО- 06-11

Вашко Т.А.

Белоусова С.С.

(Ф.И.О.)

 

«Работа допущена к защите»

 

«___»______________2009г.

 

(подпись руководителя)

 

«Работа защищена с оценкой»

 

«______________________»

 

«___»______________2009г.

 

_______________________


 

 

 

 

 

КРАСНОЯРСК 2009

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Стратегический менеджмент – наиболее современная модификация современного управления деловой организацией, обеспечивающая выработку долгосрочной стратегии для победы в конкуренции, создающая управленческий инструментарий, способный превратить концепцию стратегии в конкретный производственно-хозяйственный план, подлежащий реализации на практике.

Разработка и реализации методологии и конкретных форм стратегического  менеджмента – результат эволюции теории и методологии управления – вызваны глубокими объективными предпосылками, вытекающими из ускоряющихся темпов изменения среды деятельности организации.

Разработка стратегии  развития организации как концепция  стратегического менеджмента позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, то есть почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.

В данной курсовой работе изложены основы признанной во всем мире технологии стратегического управления, предназначенного для управления в условиях высокой нестабильности и неопределенности внешней среды, а так же рассмотрена реальная ситуация на примере ООО «Енисей-Торг».

В процессе работы над  курсовой работой я ставил перед  собой следующие цели.

    • Описать проблематику работы организации в условиях быстро изменяющихся факторов внешней среды и их неопределенности на примере ООО «Енисей-Торг»
    • Описать ключевые методологические подходы процесса разработки стратегии развития организации.
    • Предложить ряд практических алгоритмов и моделей, используемых в стратегическом менеджменте
    • Предложить алгоритм разработки и внедрения стратегиии в практику ООО «Енисей-Торг» и формирования в ней устойчивой системы стратегического менеджмента.
    • Привести пример использования методологии стратегического анализа на ООО «Енисей-Торг»
    • Более углубленно изучить проблему разработки стратегии развития организации в условиях повышения конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  основы разработки стратегии  в условиях повышения конкурентоспособности.

1.1 Стратегический  менеджмент как тип управления.

Важнейшая проблема для  любой организации, действующей  в условиях рынка – это проблема выживаемости и обеспечение непрерывности  развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств эта проблема решается различными организациями по своему, но в основе ее лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию конкурентных преимуществ. Содержание и организацию этой работы раскрывает концепция стратегического управления.

Сущность этой концепции заключена в ответе на вопрос «Как следует осуществлять управление организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды?». Ответ на этот вопрос включает не только необходимость проведения анализа и оценки среды и прогнозирования того, как она будет изменяться во времени, но и создания такой системы управления, которая бы постоянно поддерживала соответствие между средой и характером и результатами деятельности организации.

Организация действует  на определенном рынке (среде), выпускает  определенный товар с определенными издержками, зависящими от ее потенциала (производственного, научно-технического, организационного, экономического). Можно считать, что характер деятельности организации будет соответствовать среде, когда организация будет выпускать и реализовывать нужный данному рынку товар и при этом результат ее деятельности отвечал бы ожиданиям руководства. Это состояние обеспечивается качественным и своевременным выполнением всех производственных и управленческих функций: прогнозирования, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, а также соответствующим уровнем составляющих потенциала: квалификации работников, материально-технологической базы, технологии и др.

Системы управления конкуренцией ориентированы не на информационные технологии, а на стратегию конкуренции, на входящие в нее ключевые факторы успеха и соответствующее им поведение. Для понимания всего этого не нужно разбираться в информационных технологиях, — достаточно понимания конкурентного преимущества, к которому стремится компания. Понимать это обязаны менеджеры, управляющие производством. Если понимания нет, то не помогут не только электронные системы, но и да же медицина. Опыт говорит, что компаниям не хватает стратегического мышления, а вовсе не информационных технологий.

Основное назначение стратегии – создание комплекса  конкурентных преимуществ, для достижения бизнес – успеха в долгосрочной перспективе.

Причины, по которым российские предприятия имеют традиционную специфику:

  1. Низкая экономическая культура. Многие руководители выдвигались по партийной линии, не имея знаний и опыта.
  2. Следствие п.1, планирования сверху и полной несамостоятельности - отсутствие целей и стратегии.
  3. Нет профессионального владения инструментарием менеджмента и маркетинга в управлении. Как следствие, любой проект реформирования или консалтинга начинается не с диагностики и поиска подходов к решению, как на западе, а со структурирования задачи и выяснения для чего это надо и надо ли вообще. После выработки общего понимания начинается не стадия выполнения, а период обучения топ – менеджеров тем методам работы, которые западные консультанты априори считают самим принципом ведения бизнеса.

Одна из причин, по которым  методы анализа не распространены среди  руководителей и да же маркетологов – не знание математического аппарата, который используется. Например, мне пришлось разработать методику постановки элементов стратегического маркетинга на предприятии (а именно – анализа продуктового портфеля для разработки продуктово – маркетинговой стратегии и контроллинга) таким образам, что она позволяет поставить самостоятельную работу по элементам стратегического маркетинга, включая анализ, силами людей, которые не знают не только методов математического анализа, но и забыли таблицу умножения. Математике их учить не представляется возможным.

  1. Наследие гигантомании. В советской экономике приоритетным было развитие промышленности (так называемая группа “А”). В результате, в наследие досталась фондоемкая экономика, с отраслевыми и градообразующими монстрами. Огромный масштаб и низкая эффективность производства с одной стороны, и неудовлетворенность потребностей домашних хозяйств в элементарных товарах (пища и одежда) – только одно из последствий такого экономического уклада.
  2. Другое следствие – это нерыночная ориентация и “натуральное хозяйство” предприятий, входящих в крупные холдинги. Когда продукт производится и потребляется в одном производственно – экономическом образовании, не попадая на рынок и не оцениваясь им. Многим предприятиям по прежнему трудно перейти на гибкое по спросу производство, оценивать свою эффективность прибыльностью, а не масштабом и номенклатурой выпуска. Для начала, надо научиться использовать количественную информацию, которая абсолютно всегда доступна, точна и достоверна, а именно - внутреннюю информацию предприятия.

Указанные причины позволяют  утверждать, что крайне редкое применение стратегического подхода, матричного, и математических практических инструментов анализа и планирования, обусловлено, в основном, несовершенством информационно-экономического пространства.

Подход к  разработке корпоративной стратегии.

  1. Фундамент и сама суть стратегического менеджмента состоит в особом типе мышления. Стратегический менеджмент характерен высоким значением творчества в нем и маленьким количеством рутины. Креативность и умение абстрагироваться от текучки, дар видения будущего предприятия (“vision”) и его моделирования, умение дать его представление в количественных и качественных показателях. Это те качества самого стратега, которые делают возможным или не возможным стратегическое управление, которое нельзя заменить использованием отдельных элементов стратегического подхода.

Одна из причин, по которой  бурно процветавший в США стратегический менеджмент вошел в кризис (80, 90-е  годы) – попытка жестко его формализовать и подменить примитивно алгоритмизированным подходом, более подходящим для зубчатой передачи, нежели мысли и способу коммутации нейронов. Частая ошибка в подходе к пониманию и внедрению стратегического менеджмента, которая просматривается да же в используемых в компаниях и прессе определениях, - замещение стратегического управления стратегическим планированием.

Само стратегическое планирование является подсистемой, элементом  стратегического управления. Этот элемент  несопоставимо приземленнее, проще для понимания, является следствием стратегического подхода, а не его способом. Планы создают плановики в соответствии со стратегией и внутренними ресурсами, а стратегию – топ –менеджмент, который будет ее разрабатывать в условиях высокой неопределенности, реализовывать и адаптировать к изменениям окружающей среды, в следствии ее динамичного изменения.

Важно понять саму концепцию  подхода к созданию стратегии: это  видение будущего и направление  для достижения поставленной цели –  взгляд из будущего на сегодняшние ресурсы компании, а не экстраполяция текущего состояния и внутренних ограничений на следующий период. Мы имеем дело не с логикой, а с интересами.

Признак отсутствия стратегического  подхода – концентрация организации  на внутренних ресурсах. Тем самым игнорируются все возможные угрозы из вне (они воспринимаются только как свершившийся факт) и упускаются благоприятные тенденции. Стратегический подход состоит в превращении любых изменений в позитивные возможности и их использовании, а план при этом не догма, а система организации труда, которая адекватно адаптивна к изменениям внешней среды.

Компания получает ресурсы  из вне, выпускает конечный продукт  ориентированный на внешнего потребителя  и ведет конкуренцию на рынке. Компания вынуждена быть внешне ориентированной. Следовательно, самым важным процессом для деятельности компании, является анализ внешней среды, с которого я бы и начал рассмотрение своей модели стратегического развития.

После сбора  данных для анализа и получения  информации для моделирования будущего, формулируется стратегия. Здесь важно уяснить, что для каждого предприятия создается своя уникальная стратегия, не терпящая стереотипов и стандартных решений (первый признак эффективной стратегии: “ее полная иррациональность”- С.А. Попов, Модульная программа для менеджеров).

Цели должны быть привязаны к срокам. Эффективная  стратегия должна иметь не только количественную и качественную оценку своих целей, но и отображать экономический  рост предприятия: иметь как соотношения увеличения объемов продаж и прибыльности, так и темпы этих изменений.

Второй признак  эффективной стратегии по модулю Попова – “ее предельная рациональность”, т.е. ее необходимо структурировать  и представить в виде детального плана с периодами, промежуточными показателями достижения задач на период и ответственными за них.

Функциональные  стратегии.

Далее, при разработке стратегии создается подсистема функциональных стратегий, разрабатываемых  для основных направлений деятельности компании. К основным функциональным стратегиям, которые разрабатываются как отдельные блоки в рамках главной стратегической концепции, относятся:

А. финансовая стратегия;

Б. продуктово - маркетинговая;

В. производственная;

Г. стратегия  управления персоналом.

1. Маркетинг  и продуктово – маркетинговая стратегия.

Реализация маркетинговой  стратегии направлена на создание комплекса  конкурентных преимуществ и эффективное  использование предприятием возможностей со стороны рынка для достижения его стратегической цели.

Для эффективной реализации стратегии развития предприятия необходимо разработать продуктово - маркетинговую программу, которая позволит оптимально совмещать производственные возможности и конъюнктурные условия рынка, определить продуктовый профиль предприятия. Провести сегментацию рынка и дифференциацию портфеля продукции на товарные группы, производство которых будет осуществляться с учетом оптимальной загрузки мощностей и распределения сырья. Приоритетными при этом будут группы с наибольшей рентабельностью, а группы с меньшей рентабельностью, необходимые для обязательного ассортимента, будут производиться по остаточному принципу.

Разработка и  реализация маркетинговой программы, также как и вся стратегия, учитывает ключевые факторы успеха в отрасли, которые должны быть установлены и четко сформулированы.

Информация о работе Методология разработки стратегии фирмы в условиях повышения конкурентоспособности