Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 06:48, курсовая работа
В данной курсовой работе изложены основы признанной во всем мире технологии стратегического управления, предназначенного для управления в условиях высокой нестабильности и неопределенности внешней среды, а так же рассмотрена реальная ситуация на примере ООО «Енисей-Торг».
В процессе работы над курсовой работой я ставил перед собой следующие цели.
Описать проблематику работы организации в условиях быстро изменяющихся факторов внешней среды и их неопределенности на примере ООО «Енисей-Торг»
Описать ключевые методологические подходы процесса разработки стратегии развития организации.
Предложить ряд практических алгоритмов и моделей, используемых в стратегическом менеджменте
Предложить алгоритм разработки и внедрения стратегиии в практику ООО «Енисей-Торг» и формирования в ней устойчивой системы стратегического менеджмента.
ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 9
1.1. Стратегический менеджмент как тип упраления 9
1.2. Адаптация стратегии фирмы в условиях повышения конкурентоспособности 34
1.3. Программа и методы исследования 51
ВЫВОД 55
2.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ЕНИСЕЙ-ТОРГ»…………………………………………………………………………….56
. 2.1.Правовые аспекты ООО «ЕНИСЕЙ-ТОРГ» 56
2.1.2 Анализ жизненного цикла организации ООО «Енисей-Торг»61
2.1.3Анализ системы управления персоналом ООО «ЕНИСЕЙ-ТОРГ»6
2.2Исследование организационной среды ООО «Енисей-Торг»64
2.3 Анализ возможных стратегий фирмы в условиях конкурентоспособности
ВЫВОД .93
3.РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДРИЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО"ЕНИСЕЙ-ТОРГ"
3.1Разработка стратегий. Спейс анализ
3.2 Разработка стратегических альтернатив
3.3 Оценка конкурентной позиции стратегии
3.4 Составление плана – графика реализации стратегии и оценка эффективности проекта
3.5 Оценка эффективности проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Если не будут
приниматься маркетинговые
Анализ рыночной ситуации
1. Необходимо дать точную или хотя бы экспертную оценку (при отсутствии исследований) доли рынка. Провести анализ ежеквартальных объемов продаж и установить, от чего он зависит: от прихода и переработки сырья, от сезонного спроса, который традиционно оказывает сильное влияние. Если продажи мало зависят от рыночной конъюнктуры, то это явный показатель того, что предприятие не полностью удовлетворяет спрос в секторе рынка с которым работает и имеет резервы для увеличения продаж, если будет более активно прорабатывать свои сегменты рынка.
1.2. Определяется, как рынок данного вида товара изменится, или не претерпит существенных изменений. Спрос на продукты будет оставаться достаточно традиционным и стабильным, определяемым демографической ситуацией в регионе или будет расти, тогда в связи с какими факторами: мода, другие потребительские предпочтения.
1.3. Оценка потребления
продуктов (для продуктов
1.4. Отрасль стара,
давно сформирована и не
1.5. Оценка изменений,
связанных с дальнейшим
1.6. Сервис. Как
зависит успешность
Сервис и отношения с партнерами по бизнесу будет иметь огромное значение. Для гибкого и оперативного обслуживания розничной сети, целесообразно идти на дополнительные затраты. Данный подход позволит снизить время пребывания на маршруте, повысит качество обслуживания и личную ответственность, а так же позволит решить ряд острых проблем, а иногда и снизить затраты на доставку. Необходимо всесторонне улучшить качество обслуживания клиентов, дифференцировать их по приоритетности для компании (доля выручки, регулярность и состав закупок); установить устойчивые отношения с поставщиками.
1.7. Анализ изменения
цен. Какие цены на
1.8. Специфика
потребления в связи с какими-
1.9. Возможен
ли рост требований
1.10. Новые продукты
и рынки, на которые в будущем
необходимо обратить особое
1.11. Перспективы
производства товаров
1.12. Внешнеэкономическая ситуация. Экспорт, импорт. Пример: массовое уничтожение крупного рогатого скота из-за угрозы заражения губчатым энцефалитом и ящуром в Европе, привело к снижению импорта в Россию молочных продуктов (особенно сыра), в результате чего наметилась тенденция роста цен на них. Это может являться благоприятным фактором для предприятия, продукция которого не зависит от импортных поставок.
1.13. Макроэкономическая
ситуация в стране и
1.14. Объем производства продукции.
1.15. Анализ конкуренции на рынке производителей.
1.16. Анализ рынка поставщиков.
Рыночные тенденции:
Рыночная и товарная стратегии.
Если задачей является увеличение доли рынка, то необходимо выбрать наступательную стратегию развития. Учитывая тот факт, что как правило, товар не является новым и на данном рынке существует определенное количество аналогов, а рост в отрасли не предвидится, то рекламную компанию необходимо сосредоточить на конкурентных преимуществах товара. Это прежде всего, качество, оригинальный вкус (производство без применения консервантов) или дизайн, дополнительные функции и репутация марки и завода. А так же использование передовых технологий.
Качество, вкус и имидж марки или фирмы - вот самые важные преимущества необходимые по отношению к конкурентам на платежеспособных рынках. На рынках с потребностями не подкрепленными платежеспособностью (в т.ч. Россия), главным преимуществом является цена.
Ассортимент.
Как показали проведенные исследования, ассортимент является одним из основных факторов, определяющих готовность к сотрудничеству дилеров и возможность удовлетворить потребности клиентов, а так же охват рынка и объемов продаж. Оптовик или магазин желает иметь возможность заказать любой из основных продуктов, т.е. необходимо представлять всю продуктовую линейку.
Ассортиментная политика должна учитывать:
Если уже производимые на предприятии виды продукции полностью соответствуют всем требованиям рынка, нет необходимости налаживать производство новых сортов в краткосрочной перспективе, необходимо сосредоточиться на продвижении уже находящихся в производстве видов продукции. Представляется, что данный ассортимент вполне удовлетворяет всем потребностям рынка. Основные усилия надо сосредоточить на производстве и продаже наиболее рентабельных продуктов с максимальной загрузкой имеющегося оборудования.
Это обусловлено необходимостью
максимизировать добавленную
Надо приложить все усилия для снижения издержек производства, т. к. в последующем это можно использовать для снижения цен, а значит и более успешной конкурентной борьбы.
Обращает внимание
тот факт, что основные потребители
- это преимущественно
Учитывая то, что многие потребительские товары однородны и их стандартные виды (сорта) выпускают разные производители, надо добиться максимальной дифференциации продукта, его востребованности и узнаваемости конечными потребителями, что позволит более эффективно продвигать его и получать плановые объемы продаж.
Для этого необходим брэндинг. При создании брэнда рассчитанного на целевую группу, его нужно абстрагировать от образов, способных устаревать, выходить из моды, близким только конкретному поколению. При разработке брэнда для детей, марка не должна навязываться взрослыми людьми (разработчиками) и являться инфантильной (мишки и зайки не интересуют современных детей и подростков).
3. Ценовая политика.
При разработке ценовой политики необходимо учитывать комплекс факторов. Ценовая стратегия для конкретной группы товара разрабатывается с учетом рыночных целей организации. Ценовая политика не сводится к скидкам, как это чаще всего определяют в современной практике. Помимо состава портфеля продукции, положения продуктов относительно конкурентов, рыночных тенденций, надо учитывать стадию жизненного цикла продукта.
Нахождение основных видов продукции предприятия в стадии насыщения рынка обуславливает зависимость объемов продаж от стоимости предлагаемой продукции. Обеспечить увеличение объемов продаж и конкурентоспособность можно только при невысоких ценах (по отношению к конкурентам). Для увеличения объемов продаж, установление цен ниже конкурентов, будет является определяющим.
Для разрешения этой проблемы необходим точный учет переменных издержек в себестоимости продукции и проведение более гибкой ценовой политики на основе маржинальной, а не общей, оценки рентабельности каждого вида продукции. Это позволит как управлять ассортиментом, акцентируя усилия на наиболее прибыльных видах продукции, так и осуществлять ценовое маневрирование в целях завоевания требуемой доли рынка, и достижения необходимого уровня доходов за счет большего объема сбыта (если этот запас велик, в силу ограниченности емкости рынка).
Должен быть реализован следующий подход к проблеме цен- учитываться факторы, которые будут определять ее формирование:
- покрытие ценой издержек на производство и продвижение;
- восприятие цены конкурентами;
- объем закупленной партии;
- форма оплаты;
- степень заинтересованности в клиенте;
Для проникновения на новые сегменты рынка, желательно установить 3 группы оптовых цен: по предоплате (ниже, чем у конкурентов), по факту (на уровне цены конкурентов), накопительные скидки от объемов или возможность отсрочки платежа, но только для давних, приоритетных клиентов.
Следует выпускать 3 группы одного вида продукции:
Во-первых, это группа элитных сортов, которые можно продавать по самым высоким ценам.
Во-вторых, это группа обычных сортов, которые надо продавать по ценам конкурентов + - 10 процентов.
В-третьих, это группа дешевых сортов из дешевых материалов или с дешевыми наполнителями. Эти сорта будут продаваться по самым низким ценам. Необходимо, чтобы эти цены были ниже, чем у конкурентов.
Таким образом, будет 3 группы цен: выше, такие же и ниже, чем у конкурентов.
4. Сбытовая политика.
Во-первых, желательно открыть новые магазины или отделы фирменной торговли.
Во-вторых, разработать широкую систему стимулирования для крупно оптовых покупателей и розничной сети. Рассмотреть возможность предоставления товара на реализацию в зависимости от сезона.
В-третьих, для реализации стратегии развития предприятия необходимо выйти на рынки других регионов.
Также, необходимо попытаться расширить свое влияние в освоенной сфере, используя все возможные методы.
Для дальнейшего стимулирования сбыта новых продуктов, надо предусмотреть внедрение новой по дизайну упаковки или ряда тары различной вместимости.
5. Коммуникационная политика.
Необходимо разработать и активно проводить рекламную кампанию и PR – акции, использовать новые методы для стимулирования потребителей, такие как: разработка и предоставление сувениров с фирменной символикой постоянным клиентам, распространение новых образцов во время проведения демонстраций, проведение презентаций, дегустаций и распродаж в торговле.
В стимулировании сферы торговли и общественного питания использовать: предоставление бесплатных образцов, развивать неформальные взаимоотношения с лицами принимающими решения и всесторонне улучшать качество обслуживания, следить за выкладкой товара и проводить мерчендайзинг.
В рекламе основной упор делать на целевую группу и преимущества товара. В рекламной кампании, необходимо особо отметить тот факт, что марка, если она хорошо узнаваема и популярна, позволяет легко вывести на рынок новый продукт и популяризировать его. Обратить особое внимание в рекламе на молодое поколение, проведение конкурсов, “продвинутых” акций.
Для стимулирования потребления в предприятиях общественного питания необходимо отмечать не только вкусовые качества, но также благотворительное воздействие на пищеварительный процесс и здоровье в целом.
Задачей public relations является формирование позитивного имиджа компании и торговой марки в СМИ, более лояльного отношения со стороны населения, контролирующих органов и структур власти. Предприятие должно стать открытыми для всех заинтересованных в нем людей и быть “хорошими” в их глазах. Мнение о нем должно быть более позитивно, чем о конкурентах. Для этого можно не только хвалить себя, но и выставлять конкурентов в неприглядном виде: декларировать, что у них плохое качество, сплошные добавки или продукция ужасно старомодна, использовать их промахи и неудачи в маркетинговой политике для поругания и обвинений в стремлении нажиться на потребителе. Было бы удачно привлечь для этого официальные органы контроля или сторонних экспертов. Все случаи замечаний и проверок конкурентов органами контроля или негативные публикации, должны становиться предметом обсуждения во всех квартирах, магазинах и офисах партнеров.