Методы финансового анализа (на примере ОАО "Сибирь")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать методы анализа финансового состояния предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить цели, содержание и методы финансового анализа; рассмотреть основные параметры финансовой отчетности, используемой для финансового анализа предприятия; провести финансовый анализ сельскохозяйственного предприятия ОАО «Сибирь».

Файлы: 1 файл

Metody_Finansovogo_Analiza.doc

— 973.00 Кб (Скачать файл)


Введение

Управление бизнесом в рыночной экономике характеризуется многими  особенностями, следует выделить некоторые из них. Во-первых, в общей совокупности ресурсов предприятия доминирующую значимость приобретают финансовые ресурсы. Во-вторых, принятие управленческих решений финансового характера всегда осуществляется в условиях неопределенности. Во-вторых, следствием реальной самостоятельности предприятий основной проблемой руководителей становится поиск источников финансирования и оптимизация инвестиционной политики. В-четвертых, устанавливая коммерческие отношения с каким-либо контрагентом, можно полагаться исключительно на собственную оценку его финансовой состоятельности.

В этих условиях обоснованность принимаемых управленческих решений  в отношении некоторого хозяйствующего субъекта, а многие из этих решений по сути своей имеют финансовую природу, в значительной степени определяется качеством финансово-аналитических расчетов.

Анализ – одна из общих  функций управления экономическими системами, значимость которой не подвержена влиянию времени и вряд ли может быть переоценена. В той или иной степени анализом занимаются все, кто имеет хоть малейшее отношение к деятельности хозяйствующих субъектов.

Анализ как некоторая  разновидность целесообразной деятельности человека многогранен и имеет множество областей приложения, одна из них – финансовая деятельность субъекта хозяйствования. Финансы предприятия следует трактовать, как его кровеносную систему. Насколько хорошо функционирует эта система, настолько жизнеспособно предприятие. Совокупность аналитических процедур, позволяющих принимать решения финансового характера в отношении некоторого субъекта хозяйствования, и может быть поименована финансовым анализом в широком смысле.

Организация финансовых потоков и управление ими зависят от многих факторов; в их числе: тип бизнеса, размеры предприятия, его организационная структура управления и др. Совершенно очевидно, что роль и принципы организации финансовых потоков, объемы мобилизуемых при этом ресурсов, степень защищенности интересов кредиторов резко различаются в коммерческой и благотворительной организациях, в финансовой и строительной компаниях, в крупном универмаге и небольшом киоске. Действующим законодательством России предусмотрено создание различных типов хозяйствующих субъектов, организационно-правовая форма которых накладывает определенный отпечаток и на принципы управления финансами в том или ином случае.

Учитывая такие важные свойства бухгалтерской отчетности, как регулярность составления, известность ее основных показателей, определенность правил составления, наличие подтверждения первичными документами можно сказать, что бухгалтерская (финансовая) отчетность в условиях рынка становится практически единственно достоверным средством коммуникации. Кроме всего прочего достоверность данных отчетности предприятий определенных форм собственности подтверждена независимыми экспертами (аудиторами) и отчетность относится к документам, подлежащим хранению в течение определенного и достаточно длительного срока, поэтому с ее помощью можно получить представление о финансовой истории предприятия.

Поэтому столь актуальной является тема данной курсовой работы, так как в условиях рыночной экономики необходимо владеть знаниями в области финансового анализа и уметь применить их на практике.

Кроме того, своевременное  выявление негативных тенденций  в финансово-хозяйственной деятельности предприятия дает возможность руководству  предпринять определенные действия, чтобы не допустить банкротства.

Цель курсовой работы – исследовать методы анализа финансового состояния предприятия.

Объект исследования – ОАО «Сибирь». Предмет исследования – деятельность предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить цели, содержание и методы финансового анализа; рассмотреть основные параметры финансовой отчетности, используемой для финансового анализа предприятия; провести финансовый анализ сельскохозяйственного предприятия ОАО «Сибирь».

 

1. Сущность и методы финансового анализа

1.1. Основные особенности,  цели и методика финансового анализа

Элементы аналитической функции  присущи любой хозяйственной  деятельности. Однако, начало определенной формализации и систематизации аналитических  процедур традиционно связывают  с процессом становления и  развития бухгалтерского учета. Богатая информационная база, формируемая в рамках бухгалтерского учета предоставляет хорошие возможности для аналитических расчетов, что становится особенно актуальным по мере развития рыночных отношений.

В содержательном плане финансовый анализ можно представлять как процесс, заключающийся в идентификации, систематизации и аналитической обработке доступных сведений финансового характера, результатом которого является предоставление пользователю рекомендаций, которые могут служить формализованной основой для принятия управленческих решений в отношении данного объекта анализа.

К основным особенностям финансового  анализа относятся:

      • обеспечение общей характеристики имущественного и финансового положения предприятия;
      • приоритетность оценок: платежеспособности, финансовой устойчивости и рентабельности;
      • базирование на общедоступной информации;
      • информационное обеспечение решений тактического и стратегического характера;
      • доступность к результатам анализа любых пользователей;
      • возможность унификации состава и содержания счетно-аналитических процедур;
      • доминанта денежного измерителя в системе критериев;
      • высокий уровень достоверности и верифицируемости итогов анализа (в пределах достоверности данных публичной отчетности).

В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, например, руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее, чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственными источниками внешнего финансового анализа.

Методика финансового анализа  включает три взаимосвязанных блока:

    • анализ финансовых результатов деятельности предприятия;
    • анализ финансового состояния предприятия;
    • анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Основная цель финансового  анализа – получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и  точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом интерес представляет как текущее финансовое состояние предприятия, так и прогноз на ближайшую или отделенную перспективу, то есть, ожидаемые параметры финансового состояния.

Содержание конкретных целей финансового анализа существенно  зависит от задач субъектов финансового  анализа. Цели финансового анализа  достигаются в результате решения  определенного взаимосвязанного набора аналитических задач, которые представляют собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения этого анализа. Основными факторами являются объем и качество исходной информации.

Чтобы принимать управленческие решения в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений, руководству требуется постоянная осведомленность по соответствующим вопросам, возможная лишь в результате отбора, анализа, оценки и концентрации исходной информации.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов – это  дедуктивный метод, то есть от общего – к частному. Но он должен применяться  многократно. В ходе такого анализа  как бы воспроизводится временная  и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Финансовый анализ является прерогативой высшего звена управленческих структур предприятия, способных влиять на формирование финансовых ресурсов и на потоки денежных средств. Эффективность или неэффективность частных управленческих решений, связанных с определением цены продукта, размера партии закупок сырья или поставок продукции, заменой оборудования или технологии, должна пройти оценку с точки зрения общего успеха предприятия, характера его экономического роста и роста общей финансовой эффективности

Основными функциями финансового  анализа являются:

    • объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности объекта анализа;
    • выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;
    • подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;
    • выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышение эффективности всей хозяйственной деятельности.

 

Главной целью любого вида финансового  анализа является оценка и идентификация  внутренних проблем предприятия  для подготовки, обоснования и  принятия различных управленческих решений, в том числе:

      • в области развития;
      • выхода из кризиса;
      • перехода к процедурам банкротства;
      • покупки-продажи бизнеса или пакета акций;
      • привлечения инвестиций (заемных средств).

Таким образом, ключевым вопросом для понимания  сущности и результативности финансового  анализа является концепция хозяйственной деятельности предприятия как потока решений об использовании ресурсов с целью получения прибыли.

Независимо от того, в какой сфере производства осуществляется деятельность предприятия, конечная цель не меняется. Все многообразие решений для достижения этой цели может быть сведено к трем основным направлениям:

      • решения по вложению капиталов (ресурсов);
      • операции, проводимые с помощью этих ресурсов;
      • определение финансовой структуры деятельности предприятия.

1.2. Виды, формы  и методы финансового анализа

Основная цель финансового анализа  – получение ключевых, наиболее информативных параметров, дающих объективную  и точную картину финансового  состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре  активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

В зависимости от конкретных задач  финансовый анализ может осуществляться в следующих видах:

      • экспресс-анализ (предназначен для получения за 1-2 дня общего представления о финансовом положении компании на базе форм внешней бухгалтерской отчетности);
      • комплексный финансовый анализ (предназначен для получения за 3-4 недели комплексной оценки финансового положении компании на базе форм внешней бухгалтерской отчетности, а также расшифровок статей отчетности, данных аналитического учета, результатов независимого аудита и др.);
      • финансовый анализ как часть общего исследования бизнес-процессов компании (предназначен для получения комплексной оценки всех аспектов деятельности компании - производства, финансов, снабжения, сбыта и маркетинга, менеджмента, персонала и др.);
      • ориентированный финансовый анализ (предназначен для решения приоритетной финансовой проблемы компании, например оптимизации дебиторской задолженности на базе как основных форм внешней бухгалтерской отчетности, так и расшифровок только тех статей отчетности, которые связаны с указанной проблемой);
      • регулярный финансовый анализ (предназначен для постановки эффективного управления финансами компании на базе представления в определенные сроки, ежеквартально или ежемесячно, специальным образом обработанных результатов комплексного финансового анализа).

В зависимости от заданных направлений  финансовый анализ может проводиться  в следующих формах:

    • ретроспективный анализ (предназначен для анализа сложившихся тенденций и проблем финансового состояния компании; при этом мы считаем, что, как правило, бывает достаточно квартальной отчетности за последний отчетный год и отчетный период текущего года);
    • план-фактный анализ (требуется для оценки и выявления причин отклонений отчетных показателей от плановых);
    • перспективный анализ   (необходим для экспертизы финансовых планов, их обоснованности и достоверности с позиций текущего состояния и имеющегося потенциала).

Исходной базой финансового  анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, аналитический просмотр которых должен восстановить все основные аспекты хозяйственной деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, то есть, с необходимой для анализа степенью агрегирования.

Практика финансового  анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них можно выделить следующие:

  • горизонтальный анализ;
  • вертикальный анализ;
  • трендовый анализ;
  • метод финансовых коэффифиентов;
  • сравнительный анализ;
  • факторный анализ.

Горизонтальный (временной) анализ –  сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры  итоговых финансовых показателей с  выявлением влияния каждой позиции  отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ – сравнение  каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть, основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

Анализ относительных  показателей (коэффициентов) – расчет отношений данных отчетности, определение  взаимосвязей показателей.

Сравнительный (пространственный) анализ – это как внутрихозяйственное  сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Информация о работе Методы финансового анализа (на примере ОАО "Сибирь")