Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 04:48, курсовая работа
Целью данной работы выступает исследование формирования корпоративной культуры в организации.
В ходе исследования были сформулированы и рассмотрены следующие задачи:
изучение технологии формирования корпоративной культуры;
анализ сущности корпоративной культуры, исследование основных элементов культуры;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ ……………………...............................................................6
1.1 Общие понятия и сущность корпоративной культуры…………………….6
1.2 Элементы корпоративной культуры…………………………………………13
2 ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ИНТЕРНЕТ-КЛУБА «ЮЖЭНЕРГО»…………………………………….26
2.1 Технологии формирования корпоративной культуры……………………26
2.2 Корпоративная культура Интернет-клуба «Южэнерго»…………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...41
Система ценностей находит свое отражение в формулировке кредо организации. Кредо компании включает цель ее деятельности, основные принципы, стиль, определенные обязательства по отношению к клиентам, акционерам, деловым партнерам, персоналу, обществу. Четко представленные, сформулированные и зафиксированные в документах фирмы, эти принципы и обязательства позволяют сплачивать сотрудников вокруг единых ясно определенных целей и ценностей15.
Деловое кредо организации
- это концентрированное
«Одна из важнейших вещей, которую дали компании ее основатели, - пишет нынешний президент и исполнительный директор «Хонда Мотор Ко., Лтд» Нобухико Кавамото, имея в виду создателя компании Соитиро Хонду и бывшего вице-президента фирмы Т. Фудзисаву, - это философия». Именно она служит компании надежно и сегодня, составляя мировоззренческий базис всей разносторонней деятельности мощной финансово-промышленной группы «Хонда». Причем, философия, подчеркивает Н. Кавамото, бессмысленна, если она остается лишь словами, а не выливается в деятельность, не укореняется как корпоративная культура компании. «Деятельность без философии - это смертоносное оружие; философия без деятельности - пустые слова» - был убежден С.Хонда17.
Тем не менее, не все корпоративные
ценности, осознаваемые и даже принимаемые
сотрудником в качестве таковых,
действительно становятся его личностными
ценностями. Осознания той или
иной ценности и положительного отношения
к ней явно недостаточно. Более
того, это даже не всегда необходимо.
Действительно необходимым
Только ежедневно действуя
в соответствии с корпоративными
ценностями, соблюдая установленные
нормы и правила поведения, сотрудник
может стать представителем компании,
соответствующим
Полная идентификация
сотрудника с компанией означает,
что он не только осознает идеалы компании,
четко соблюдает правила и
нормы поведения в организации,
но и внутренне полностью
Некоторые компании фиксируют основополагающие ценности в письменном виде для того, чтобы затем передавать их следующим поколениям сотрудников. Так, например, корпорация Hewlett-Packard разработала свою культурную концепцию, которую назвала «Путь Hewlett-Packard». В компании 3М существуют две фундаментальных ценности: правило 25% (четверть объема продаж должно приходиться на продукцию, выпущенную в период последних пяти лет); правило 15% (позволяет сотрудникам тратить 15% рабочего времени в неделю на то занятие, которое предпочитает этот сотрудник, при условии, что оно должно относиться к выпуску продукции).
Основополагающие ценности современных компаний воспринимаются через видимое воплощение в виде символов, рассказов, героев, девизов и церемоний. Культура любой компании может быть объяснена с помощью этих факторов.
Основные ценности и убеждения
находят выражение не только в
программных документах, сводах законов,
кодексах чести, книгах о внутрифирменных
стандартах по ведению бизнеса, но и
в девизах, лозунгах. Являясь одним
из элементов корпоративной
«IBM - означает сервис»;
Дженерал Электрик - «Наш важнейший продукт - прогресс»;
Du Pont - «Лучшие продукты для лучшей жизни с помощью химии»;
Samsung -«Хорошо там, где мы есть»
Электролюкс - сделано с умом;
Continental bank - «Мы сможем найти выход»;
Delta аirlines - «Забота о персонале».
Следующий элемент корпоративной культуры - это символы. Они так или иначе связаны с системой корпоративных ценностей. В данной работе в качестве примера рассмотрим общекорпоративные ценности компании «Самсунг». В качестве символов, выражающих свою философскую концепцию, компания выбрала деревья хиноки и сосны. Величественное пирамидальное хиноки растет по 25 сантиметров в год и высоты в 30 метров достигает за 120 лет. За это время древесина хиноки приобретает высочайшее качество и служит прекрасным материалом для изысканной мебели. Простая доска из хиноки может стоить 30 000 долларов. «Самсунг» взял хиноки в качестве символа при планировании длительного развития, имеющего большое значение. Здесь спешка неуместна. Но компания не всегда может себе позволить долго ждать. Поэтому, еще одним символом развития «Самсунга» является сосна, которая растет быстрее, не требует особого ухода и больших затрат. «Пока растут хиноки, доход дают сосны»: вот так, в символической форме, по-восточному понимается развитие18.
Социальный символ «Самсунга» - пятиконечная звезда, образованная взявшимися за руки людьми. Она выражает пять программ: по социальному обеспечению, культуре и искусству, научной деятельности и образованию, охране природы и добровольной общественной деятельности сотрудников.
Другой пример символа, выражающего
заботу о благе и интересах
клиентов и подчеркивающего
Всем знакома трехконечная звезда «Мерседеса» в кольце, но мало кто знает, что основатели компании «Даймлер Бенц», которая теперь выпускает автомобили, трактовали ее, как «господствующее положение в воздухе, на воде и на земле».
Таким образом, становится понятной
большая значимость лозунгов и символов
для большинства компаний, как
для их руководства, так и для
рядовых сотрудников. Для российской
практики бизнеса характерны случаи
неточно выбранных, «пустых» лозунгов,
ничего не выражающих фирменных знаков.
Складывается впечатление, что роль
этих элементов корпоративной
Ритуалы, традиции, мероприятия.
Видимыми проявлениями корпоративной
культуры являются ритуалы. Ритуал - это
повторяющаяся
Ритуалы служат средством для наглядной демонстрации ценностных ориентаций фирмы, они призваны напоминать сотрудникам о стандартах поведения, нормах взаимоотношений в коллективе, которые от них ожидаются компанией.
В ряду материалов, посвященных этой тематике, интерес вызывают публикации американского консультанта по менеджменту Надя Крылов, работающего в России с 1981 года. Им выделены следующие группы ритуалов21.
«Ритуалы поощрения» - призваны
показать одобрение компанией чьего-то
достижения или определенного стиля
поведения, вписывающегося в рамки
корпоративных культурных ценностей.
«Одобряя что-либо в человеке или
просто обращая на это внимание,
мы эту черту умножаем и развиваем».
Это могут быть вечеринки по поводу
успешной реализации проекта, традиционные
обеды в честь того, кто отличился,
или долго и продуктивно
«Ритуалы порицания» - сигнализируют о неодобрении в отношении человека, ведущего себя не в соответствии с нормами данной корпоративной культуры. Официальными ритуалами порицания являются увольнение, понижение в должности, снижение заработка. Менее формальным ритуалом такого плана может быть неприглашение на регулярное мероприятие, где собирается весь коллектив. Ритуалы порицания помогают сохранять целостность компании. Когда люди осознают, что последствия определенного нежелательного поведения одинаковы для любого члена команды и наказания применяются справедливо, они начинают испытывать уважение к организации как к единому целому.
«Ритуалы интеграции» - те действия руководства, которые собирают служащих компании вместе и помогают им осознавать, что между ними есть общее. В контексте работы - это конференции, семинары, деловые игры, и так далее. Это различные светские мероприятия, вечеринки, совместные поездки, занятия спортом.
В повседневной жизни предприятия ритуалы могут играть двоякую роль: с одной стороны, укреплять структуру предприятия, а с другой, в случае затушевывания истинного смысла совершаемых действий - ослаблять. В позитивных случаях ритуалы являются сценическими постановками произведений, имеющих решающее значение; они символизируют убеждения, играющие существенную роль и жизни предприятия. Ритуалы позволяют увидеть общий образ предприятия и его ценностную ориентацию.
Ритуалы, совершаемые при
вступлении в коллектив, называются
инициирующими. Они должны четко
продемонстрировать новому работнику,
что в действительности ценится
на фирме. Если дипломированному специалисту,
окончившему элитарный
В негативных случаях связь между ритуалами и ценностными ориентациями утрачивается. Тогда ритуалы превращаются в излишнюю и чопорную формальность, при помощи которой стараются «убить» время, уклониться от принятия решений, избежать конфликтов и конфронтации23.
Как отмечает Л.В. Карташова,
типичным примером такого ритуала являются
переговоры о заключении тарифных соглашений,
особенно если им предшествовали выступления
рабочих. Прийти к соглашению за несколько
часов - значит уронить свой авторитет.
Новое тарифное соглашение обычно подписывается
глубокой ночью, так, чтобы представители
профсоюза и работодателей
Регулярное злоупотребление
ритуалами начинается тогда, когда
их используют для сокрытия реального
положения дел (например, совещания
с широким кругом приглашенных, изначально
необходимые для совместного
поиска решений). Дискуссия оказывается
выражением одобрения, в возражениях
никто не заинтересован, так как
решение давно принято. Предпринимается
попытка внушить
В заключение можно сказать, что в рамках культуры предприятия ритуалы занимают важное место. Однако необходимо постоянно проверять, действительно ли при их помощи передаются ценностные ориентации, актуальные для повседневной реальности.
2 ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Интернет-клубА «Южэнерго»
2.1 Технологии формирования корпоративной культуры
Как отмечалось выше, формирование
корпоративной культуры осуществляется
на основании ценностей и
В литературе представлено много примеров, отражающих ценности и принципы деятельности различных компаний. Они привлекают своей правдивостью и достоверностью, звучанием подлинно человеческого голоса и коллективным единодушием, тоном высокой ответственности и этики поведения людей, взаимоотношения производителей и клиентов.
По мнению менеджеров, создание
системы корпоративных
Ценности должны отвечать потребности людей получать подтверждение в том, что дело, которым они занимаются имеет значение, выходящее за рамки конкретного бизнеса, конкретной должности, конкретных коллег по работе, и конкретного оклада24.
Информация о работе Методы формирования корпоративной культуры на предприятии «Южэнерго»