Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 21:46, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе анализа сущности и методов мотивации персонала разработать рекомендации по совершенствованию мотивирования сотрудников компании "Proma".
Задачи курсовой работы:
- изучить содержание понятий "мотивация" и "мотивирование";
- охарактеризовать методы мотивации персонала;
- провести общую характеристику компании "Proma";
- проанализировать систему мотивации персонала в компании "Proma";
- проанализировать уровень мотивации персонала в компании "Proma";
- разработать предложения по совершенствованию мотивации персонала
компании "Proma".
Введение………………………………………………..…………………3
Глава 1 Мотивация деятельности человека в организации
1.1 Сущность и методы мотивации…………………………………...…5
1.2 . Теории и виды мотивации труда……………………………….......6
1.3. Способы улучшения мотивации труда……………………….…....15
1.4. Методы мотивации……………………………………………….....17
Глава 2 Анализ системы мотивации персонала в компании "Proma"……………22
2.1. Общие сведения о компании "Proma"……………………………....22
2.2. Анализ уровня мотивации персонала в компании "Proma"…….....25
2.3. Совершенствование мотивации персонала в компании "Proma"….29
Заключение……………………………………………………………....34
Список используемой литературы………………………………...…......37
Приложение 1.....…………………………………………………………38
Приложение 2…………………………………...…………………………40
Теория двух факторов Герцеберга
Во второй половине 1950-х годов Ф. Герцберг с сотрудниками разработал новую модель мотивации, основанную на потребностях.
Согласно
модели Герцберга, выделенные
факторы можно подразделить на
две большие категории,
Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе
Гигиенические факторы |
Мотивация |
Политика фирмы и администрации |
Успех |
Условия работы |
Продвижение по службе |
Заработок |
Признание и одобрение результата |
Межличностные отношения |
Высокая степень ответственности |
Степень непосредственного контроля за работой |
Возможность творческого и делового роста |
Для
эффективного использования
К гигиеническим факторам относятся те, что напрямую связаны с внешними условиями трудового процесса. Их также называют факторами здоровья, поддерживающими и внешними факторами. Среди них:
- условия труда;
-заработная плата;
-статус;
-режим работы;
-отношения с коллегами;
-качество
контроля со стороны
К мотивирующим факторам относятся те, что связаны с содержанием и характером работы:
-достижения;
-признания;
- ответственность;
- карьерное продвижение;
- работа сама по себе.
Гигиенические факторы
С
другой стороны, отсутствие
Одним из самых парадоксальных
выводов, Сделанных Герцбергом, явился
вывод о том, что заработная
плата не является
Краткий вывод
Изложенные
теории позволяют сделать
Каждая
из теорий имеет что-то
Сопоставление теорий Маслоу, МакКлеланда и Герцберга
Теория Маслоу |
1 . Потребности
делятся на первичные и 2. Поведение
человека определяет самая 3. После
того как потребность удовлетво |
Теория МакКлелланда |
|
Теория Герцберга |
|
Процессуальные теории мотивации
Процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди. При этом учитываются такие факторы, как восприятие человеком ситуации, его способность к обучению и познанию окружающей действительности. Три теории, относящихся к этой группе - «Теорию ожиданий В.Врума» и «Теорию справедливости С.Адамса» и «Теория Портера – Лоулера».
Теория ожиданий В. Врума
Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные
теории ожидания устанавливают,
что поведение сотрудников
Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.
Исходя из теории ожиданий можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.
Теория справедливости Адамаса
Теория утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает несправедливость, т. е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и восстановить справедливость.
Основной вывод теории справедливости состоит в том, что пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут уменьшать интенсивность труда. Если разница в вознаграждениях обусловлена разной эффективностью труда, то необходимо разъяснить сотрудникам, получающим меньше, что, когда их результативность достигнет уровня их коллег, они будут получать такое же повышенное вознаграждение.
Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера.
Эта
теория построена на сочетании
элементов теории ожиданий и
теории справедливости. Суть ее
в том, что введены соотношения между вознаграждением
и достигнутыми результатами.
Л.
Портер и Э. Лоулер ввели
три переменные, которые влияют
на размер вознаграждения: затраченные
усилия, личностные качества человека
и его способности и
осознание своей роли в процессе труда.
Элементы теории ожидания здесь
проявляются в том, что работник оценивает
вознаграждение в соответствии с затраченными
усилиями и верит в то, что это вознаграждение
будет адекватно затраченным
им усилиям. Элементы теории справедливости
проявляются в том, что люди
имеют собственное суждение по
поводу правильности или неправильности
вознаграждения по сравнению с другими
сотрудниками и соответственно
и степень удовлетворения. Отсюда
важный вывод о том, что именно
результаты труда являются причиной
удовлетворения сотрудника, а не
наоборот. Согласно такой теории результативность
должна неукоснительно повышаться.
Среди
отечественных ученых наибольши
Теория
Выгодского утверждает, что
в психике человека имеются два
параллельных уровня развития
- высший и низший, которые
и определяют высокие и низкие
потребности человека и развиваются
параллельно. Это означает, что
удовлетворение потребностей одного
уровня с помощью средств другого
невозможно.
Например,
если в определенный момент
времени человеку требуется
По
всему мнению, эта теория
более прогрессивна, чем любая
другая. Однако она не
учитывает высшие проблемные
потребности человека.
Исходя из системного представления человеческой деятельности, можно утверждать, что человек принимает решения на уровне регулирования, адаптации и самоорганизации. Соответственно и потребности должны быть реализованы на каждом из указанных уровней одновременно. Можно утверждать, что низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются параллельно и совокупно и управляются поведением человека на всех уровнях его организации, т. е. существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование.
1.3. Способы улучшения мотивации труда
Выделяют пять основных направлений улучшения мотивации труда:
-материальное стимулирование;
-повышение качества рабочей
-улучшение организации труда;
-вовлечение персонала в процесс управления;
-неденежное стимулирование.
Материальное
стимулирование включает в
Несмотря на то что на каждом
предприятии материальному стимулированию
отводится большая роль, постоянное повышение
уровня заработной платы не способствует
удержанию трудовой деятельности на должном
уровне. Данный вид мотивации используется
в основном для достижения кратковременных
улучшений производительности труда.
Негативной стороной
материального стимулирования является
то, что одностороннее воздействие на
работников лишь денежными методами не
приводит к долгосрочному улучшению производительности
труда.
Потребность в деньгах имеет
предел, который зависит от уровня жизни.
Если человек достигает устраиваемого
его уровня жизни, то деньги становятся
условием нормального психологического
состояния.
В данных условиях доминирующую
роль будут играть другие способы мотивации
труда.
Потребности время от времени
меняются, нельзя рассчитывать на то, что
один и тот же способ мотивации будет работать
одинаково. В одном случае он окажется
эффективным, а в другом не принесет никакой
пользы.
Улучшение качества организации
труда включает в себя постановку целей,
расширение трудовых функций, использование
гибких графиков выполнения заданий, улучшение
условий труда.
Под постановкой цели понимается,
что правильно поставленная цель может
служить мотивирующим фактором для работника
предприятия.
Под расширением трудовых
функций понимается внедрение разнообразия
в ежедневную работу сотрудников, что
может выражаться в расширении количества
операций, выполняемых работником.
Последствия данного расширения
выражаются в увеличении рабочего цикла,
а, следовательно, увеличивается интенсивность
труда. Целесообразность использования
этого способа мотивации заключается
в недозагруженности работников.
Улучшение условий труда
является наиболее острой проблемой на
сегодняшний день. При переходе к рынку
увеличивается значимость условий труда.
Они, выступая не только потребностью,
но одновременно и мотивом, побуждающим
трудиться с определенной отдачей, могут
быть как фактором, так и следствием сложившейся
производительности труда и ее эффективности.
Работая в неблагоприятных
санитарно-гигиенических условиях, человек
не хочет, да и не может правильно организовать
свое рабочее время.
Для наведения порядка на
рабочем месте необходимо соблюдать четыре
основных принципа:
Информация о работе Методы и способы мотивация труда персонала организации