Методы и способы мотивация труда персонала организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основе анализа сущности и методов мотивации персонала разработать рекомендации по совершенствованию мотивирования сотрудников компании "Proma".
Задачи курсовой работы:
- изучить содержание понятий "мотивация" и "мотивирование";
- охарактеризовать методы мотивации персонала;
- провести общую характеристику компании "Proma";
- проанализировать систему мотивации персонала в компании "Proma";
- проанализировать уровень мотивации персонала в компании "Proma";
- разработать предложения по совершенствованию мотивации персонала
компании "Proma".

Содержание работы

Введение………………………………………………..…………………3
Глава 1 Мотивация деятельности человека в организации
1.1 Сущность и методы мотивации…………………………………...…5
1.2 . Теории и виды мотивации труда……………………………….......6
1.3. Способы улучшения мотивации труда……………………….…....15
1.4. Методы мотивации……………………………………………….....17
Глава 2 Анализ системы мотивации персонала в компании "Proma"……………22
2.1. Общие сведения о компании "Proma"……………………………....22
2.2. Анализ уровня мотивации персонала в компании "Proma"…….....25
2.3. Совершенствование мотивации персонала в компании "Proma"….29
Заключение……………………………………………………………....34
Список используемой литературы………………………………...…......37
Приложение 1.....…………………………………………………………38
Приложение 2…………………………………...…………………………40

Файлы: 1 файл

Методы и способы мотивация труда персонала организации.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

правильное  расположение и хранение нужных вещей;

поддержание чистоты  на рабочем месте;

устранение  ненужных вещей, мешающих процессу работы;

постоянная  подготовленность рабочего места.

 

 

 

1.4. Методы мотивации

 

 

     Методы  мотивирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы мотивирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.

     Существуют  следующие методы мотивирования  эффективного трудового поведения:

     - материальное поощрение;

     - организационные методы;

     - морально-психологические. 

     Наиболее  распространенной формой (методом)  материального мотивирования является  индивидуальная премия. Ее целесообразно  выплачивать один раз в год, иначе она превратится в заработную плату, и лишиться своей мотивирующей роли. Целесообразно заранее определить процент премии по итогам года и корректировать его в соответствии с достижениями сотрудника. Размер премии должен, как правило, составлять не менее 30% основного заработка, при этом на низшем уровне руководства премия должна быть 10-30%, на среднем 10-40%, на высшем 15-50%.

     Эффективность  премирования во многом определяется  правильностью выбора показателей,  их дифференциацией в зависимости от роли и характера подразделений, уровня должностей, ориентацией на реальный вклад и конечные результаты, гибкость критериев оценки достижений работника.

     Удовлетворенность  материальным вознаграждением, его  справедливым уровнем мотивирует  инициативу людей, формирует у них приверженность организации, привлекает к ней новых работников. Хотя труд в нашей стране, в отличие от высокоразвитых стран, на сегодняшний день рассматривается, в основном, лишь как средство заработка, можно предположить, что потребность в деньгах будет расти до определенного предела, зависящего от уровня жизни, после которого деньги станут условием нормального психологического состояния, сохранения человеческого достоинства. В этом случае в качестве доминирующих могут выступить другие группы потребностей, связанные с потребностью в творчестве, достижении успехов и другие. Для руководителя очень важно умение распознавать потребности работников. Потребность более низкого уровня должна удовлетворяться прежде, чем потребность следующего уровня станет более значительным фактором, определяющим поведение человека.

     Конечно,  ни одна система материального  вознаграждения не может в  полной мере учитывать характер  и сложность труда, личный вклад  работника и весь объем работы, так как многие трудовые функции вообще не фиксируются в нормативных актах и должностных инструкциях.

     Потребности  постоянно меняются, поэтому нельзя  рассчитывать, что мотивация, которая  сработала один раз, окажется  эффективной и в дальнейшем.

     С  развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.

     Как  отмечалось, кроме экономических  (материальных) способов мотивации  существуют не экономические,  а именно: организационные и морально-психологические.

     Организационные  способы мотивации (мотивирования)  включают в себя:

- участие в  делах организации (как правило,  социальных);

- перспектива  приобрести новые знания и  навыки;

- обогащение содержания  труда (предоставление более интересной работы с перспективами должностного и профессионального роста).

     Морально-психологические  методы мотивирования включают  в себя:

- создание условий, способствующих  формированию профессиональной  гордости, личной ответственности  за работу (наличие известной доли риска, возможность добиться успеха);

- присутствие вызова, обеспечение  возможностей выразить себя в  труде;

- признание (личное и  публичное, а так же ценные  подарки, почетные грамоты, Доска  почета и т.п.). За особые заслуги - награждение орденами и медалями, нагрудными знаками, присвоение почетных званий и др.;

- высокие цели, воодушевляющие  людей на эффективный труд (любое  задание должно содержать в  себе элемент вызова);

- атмосфера взаимного  уважения, доверия. 

     Своеобразным комплексным методом мотивации является продвижение в должности. Однако этот метод внутренне ограничен, так как, во-первых, в организации число должностей высокого ранга ограничено; во-вторых, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.

В практике управления, как  правило, одновременно применяют различные  методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три  группы методов. Так, использование  только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.

     Рост роли  экономических методов управления  в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием рыночной экономической системы. В условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических мотивов, что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями.

     Приведенная  схема классификации методов  мотивирования является классической. Укрупнено все методы мотивирования можно так же сгруппировать в следующие четыре вида:

     1. Экономические  мотивы всех типов (зарплата  во всех ее разновидностях, включая  контрактную, премии, льготы, страховки,  беспроцентные кредиты и т.п.). Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.

     2. Управление  по целям. Эта система широко  используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.

     3. Обогащение  труда - эта система в большей  степени относится к неэкономическим  методам и означает предоставление  людям более содержательной, перспективной  работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.

    4. Система участия  - в настоящее время существует  в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях.

В современном  обществе мотивация основывается на знаниях и механизмах психологии.

 

2. Анализ системы  мотивации персонала в компании "Proma"

 

2.1. Общие сведения  о компании "Proma"

 

     Компания  существует с 1993 года и на  сегодняшний день производство  компании - одно из самых мощных  в России.  В компании работает более 300 человек. Программа ее регулярных поставок превышает 4000 наименований. Компания располагает одним из крупнейших в Восточной Европе складом комплектующих площадью более 3000 м. кв. и рабочей высотой 10 метров.

     Компания является юридическим лицом; имеет в собственности обособленное имущество, может от своего имени заключать договора, приобретать имущественные и различные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Имеет круглую печать со своим фирменным знаком (символику), расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков. Компания в праве иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Учредительным документом компании является её Устав.

     Компания  осуществляет производство пластиковых  и алюминиевых окон и дверей. Целями деятельности компании  являются расширение рынка товаров  и услуг, а так же извлечение прибыли.

     Заказчиками  компании являются как крупнейшие  частные компании, так и государственные  организации: Министерство иностранных  дел РФ, Министерство по налогам  и сборам РФ, Министерство внутренних  дел РФ; Администрация Президента  РФ; РАО "ЕЭС России"; Нефтяная Компания "Лукойл"; Представительство НАТО в России и прочие.

Компанией накоплен исключительный опыт работы в рыночной экономики, сформирован трудно оцениваемый  кадровый потенциал, освоены современные  технологии управления, обеспечено полное отсутствие некомпетентность, безответственность при принятии управленческих решений.

     Приводимые  результаты в части субъективных  условий обеспечения деятельности  достигнуты комплексом жестких  мер к руководителям, специалистам  и персоналу. В настоящее время компания представляет собой достаточно крепкий автономно функционирующий хозяйственный механизм, имеющий определенный запас прочности, четкие производственные и инвестиционные программы, слаженный коллектив, способный решить стоящие перед ним задачи.

     Руководство  компании уделяет внимание не  только качеству выпускаемой  продукции, но и культуре обслуживания  клиентов, внешнему и моральному  облику работников, их уровню  образования и профессионализма. Проводятся заседания комиссии, где обсуждаются и намечаются планы мероприятий по разработке и созданию систем качества. Информацию о политике и планах предприятия в области качества доводят до персонала цехов на совещаниях по качеству, которые проводятся в цехах.

     Выделяются  необходимые ресурсы для изучения прогрессивного опыта по управлению качеством, на приобретение необходимой литературы, различных прикладных программ. Для улучшения качества и скорости исполнения работы, в компании установлена мощная локальная компьютерная сеть, во всех подразделениях и отделах установлена оргтехника.

     В  целях обеспечения эффективности  реализации политики и планов  компании по улучшению качества  продукции проводится целенаправленная  работа по совершенствованию  структуры управления производством  и сбытом продукции. В соответствии с утвержденными генеральным директором "Концептуальными основами и практическими рекомендациями по созданию службы маркетинга в компании "Proma" создана маркетинговая служба, в обязанности которой входит сбыт продукции. Руководство активно участвует в работе с потребителями посредством личных контактов, на выставках, презентациях, что дает возможность изучения потребностей других организаций.

     Ежегодным  бизнес-планом компании определяется  порядок, последовательность, сроки и затраты на выполнение взаимосвязанных действий, намеченных на достижение желаемого конечного результата по следующим показателям: объем производства, реализация продукции, расширение рынков сбыта.

     Ежегодно  готовится приказ о ходе реализации  бизнес-плана в текущем году, где подводят итоги достигнутых показателей проведенной работы, в том числе по выполнению организационно-технических мероприятий по качеству выпускаемой продукции и ставятся задачи на следующий календарный год.

     Компания "Proma" является пользователем сетевого варианта информационно-поисковой системы "Консультант Плюс", "Деловые бумаги", пользователем сети Интернет.

     Внедрение  единой информационной сети поступления,  сбора и обработки информации, позволяющей производить обработку информации в системе (вход – процесс - выход) позволяет отделу планирования прогнозирования и финансового анализа проводить ежедневный оперативный анализ поступления ресурсов, их переработки, выхода готовой продукции.

Использование информации сети Интернет позволяет анализировать уровень цен на все основные виды закупаемых сырья и материалов.

В компании "Proma" имеет линейно - функциональную структуру  управления. При данной структуре  управления сохраняется преимущественно  линейной структуры в виде принципа единоначалия и преимущество функциональной структуры в виде специализации управления.

     Структура  в компании "Proma" основана специализированном  разделении труда, то есть работа  между людьми распределена не  случайно, а закреплена за специалистами, способными выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.

     Отдельно  в структуре организации выделена  кадровая служба, которая выполняет  функции управления персоналом. Отдел кадров компании возглавляет  инспектор по кадрам. В подчинении инспектора по кадрам находится оператор отдела кадров.

      В задачи отдела кадров входят:

- подбор и  расстановка кадров;

- учет личного  состава и ведение кадровой  документации;

- контроль соблюдения  дисциплины труда;

- повышение  квалификации работников;

- проведение  аттестации;

- формирование  кадрового резерва;

- контроль соблюдения  трудовых и социальных прав  работников;

Информация о работе Методы и способы мотивация труда персонала организации