Методы исследования систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 10:57, контрольная работа

Описание работы

Исследование, как научное изучение и процесс познания, всегда находилось под пристальным вниманием многих исследователей. В условиях рыночных отношений и конкуренции особым вниманием объективно пользуются исследовательские работы по улучшению управления организациями и предприятиями. При этом, как правило, элементы любой системы представляют собой системы (подсистемы) более низкого порядка, а каждая система, в свою очередь, обычно выступает как отдельный элемент более высокого порядка. Например, применительно к СУ экономикой страны можно определить в ней множество подсистем, которые являются частью целого - всей экономики и также образуют свою систему.

Содержание работы

Введение ……………………………………………..3
1.Классификация методов исследования систем управления…………………….6
2. Сущность этих методов и их назначение………………………………….……..10
2.1. Мозговая атака…………………………………………………………………....10
2.2. Методы типа «сценариев»………………………………………………..……...11
2.3. Методы экспертных оценок……………………………………………………..13
2.4. Методы типа «Делъфи»…………………….……………………………...…….14
2.5. Метод «дерева целей»………………………………………………………..….15
2.6. метод морфологического подхода………………………………………………16
2.7. Деловые игры…………………………………………………………………….18
3. Методы формализованного представления систем управления………….…….21
4.Понятие об информационных потоках и информационных моделях организации, взаимосвязь задач управления………………………………..………...….29
ПРАКТИКА……………………………………………………………….………..…33
1.Характеристика ЗАО «Планета»……………………………………….…………..33
2.Организационная структура……………………………………………………......35
3.Схема потоков информации, ориентированная на утверждение конкретных документов………………………………………………………………………………........40
Заключение…………………………………………………………………………....43
Список литературы…………………………………………………………………...44

Файлы: 1 файл

Курсач по ису 2. готовая.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Филиал  в г. Архангельске

 

Кафедра экономики, менеджмента  и маркетинга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К У Р С О В  А Я  Р А Б О Т А

 

по дисциплине «Исследование систем управления»

на тему:

 

«Методы исследования систем управления»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель

О.М. Селезнева 

Специальность

МиМ

№ зачетной книжки

05ммб03753

Курс

4

Образование

1

Форма обучения

Периферия

Руководитель 

Е.С. Соколова

   



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск

2009

 

 

Оглавление

 

Введение ……………………………………………..3

  1. Классификация методов исследования систем управления…………………….6

2. Сущность этих методов  и их назначение………………………………….……..10

2.1. Мозговая атака…………………………………………………………………....10

2.2. Методы типа «сценариев»………………………………………………..……...11

2.3. Методы экспертных  оценок……………………………………………………..13

2.4. Методы типа «Делъфи»…………………….……………………………...…….14

2.5. Метод «дерева целей»………………………………………………………..….15

2.6. метод морфологического  подхода………………………………………………16

2.7. Деловые игры…………………………………………………………………….18

3. Методы формализованного представления систем управления………….…….21

4.Понятие об информационных  потоках и информационных моделях  организации, взаимосвязь задач  управления………………………………..………...….29

ПРАКТИКА……………………………………………………………….………..…33

1.Характеристика ЗАО  «Планета»……………………………………….…………..33

2.Организационная структура……………………………………………………......35

3.Схема потоков информации, ориентированная на утверждение конкретных документов………………………………………………………………………………........40

Заключение…………………………………………………………………………....43

Список литературы…………………………………………………………………...44

Приложения ……………………………………………………………………...…...45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

ИСУ – это научное изучение (как научный труд, вид деятельности) профессиональными исследователями и (или) менеджерами – исследователями соответствующего предмета СУ (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и  применения новых знаний в теории и  практике.

Исследование, как научное  изучение и процесс познания, всегда находилось под пристальным вниманием  многих исследователей. В условиях рыночных отношений и конкуренции особым вниманием объективно пользуются исследовательские работы по улучшению управления организациями и предприятиями. При этом, как правило, элементы любой системы представляют собой системы (подсистемы) более низкого порядка, а каждая система, в свою очередь, обычно выступает как отдельный элемент более высокого порядка. Например, применительно к СУ экономикой страны можно определить в ней множество подсистем, которые являются частью целого - всей экономики и также образуют свою систему. СУ организацией также представляет собой самостоятельную систему, но может входить в систему более высокого порядка (например, в систему управления холдингом и т.д.).

Каждая СУ имеет определенное назначение и соответственно должна содержать целевую функцию, определяющую характер взаимодействия всех ее элементов. При реализации такой функции в системе организации всегда можно выделить объект управления (управляемую подсистему) и субъект управления (управляющую подсистему), между которыми должна осуществляться связь по прямому (от субъекта к объекту - управляющие информация и воздействия) и обратному (от объекта к субъекту - информация о состоянии объекта) каналам связи. Кроме того должны осуществляться другие внутренние и внешние связи. Следует отметить, что для производственной организации в качестве объекта управления будет выступать его производственная подсистема, которая, как известно, включает основное, вспомогательное и обслуживающее производства. На основе производственных функций и используемой технологии в этих производствах формируется производственная структура, основным звеном которой являются производственные подразделения.

В основном производстве к таким подразделениям относятся, как правило, цехи, изготавливающие  основную продукцию. Например, для машиностроения это будут заготовительные, обрабатывающие и сборочные цехи.

Во вспомогательном  производстве основу производственной структуры также составляют цехи, но изготавливающие вспомогательную  продукцию, потребляемую непосредственно  при производстве основной продукции предприятия. На машиностроительном предприятии это могут быть инструментальные, штамповочные, модельные и ремонтные цехи.

Обслуживающее производство включает подразделения, предназначенные  для обслуживания основного и  вспомогательного производств. К ним могут относится, например, транспортные, складские, энергетические, сантехнические и другие хозяйства.

Состав элементов каждой из подсистем СУ может быть разнообразным  и во многом зависит от конкретного  содержания системы организации. Наиболее универсальным представляется подход к определению состава элементов СУ в зависимости от состава элементов производственной системы . При этом целесообразно принимать число элементов субъекта равным числу элементов объекта при их относительно возможном соответствии друг другу.

Для условий рынка  в составе как управляемой, так  и управляющей подсистем системы  организации следует (помимо целей  и стратегии , также ресурсов на входе  системы, внешних условий и факторов, влияющих на систему) выделить результирующие, ресурсные и функционально-организационные группы элементов.

Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Классификация  методов исследования систем  управления

 

 

Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие группы:

1. МАИС - методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов (творческой деятельности)

2. МПФС - методы формального  представления систем

3. комплексные методы - используют элементы и МАИС и МПФС

Первая группа — методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают:

  • метод экспертных оценок, включая SWOT – анализ;
  • метод «Мозговой атаки»;
  • морфологический анализ;
  • метод типа «сценариев»;
  • метод типа «Дельфи»;
  • метод структуризации («дерево целей», графические методы, сетевые модели);
  • морфологические методы .

 

Вторая группа — методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы:

  • аналитические (включают методы классической математики — интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);
  • статистические (включают теоретические разделы математики — математическую статистику, теорию вероятностей — и направления прикладной математики, использующие стохастические представления — теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);
  • теоретико - множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков);
  • графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.).

Наибольшее распространение  в экономике в настоящее время получили математическое программирование и статистические методы. Правда, для представления статистических данных, для экстраполяции тенденций тех или иных экономических процессов всегда использовались графические представления (графики, диаграммы и т.п.) и элементы теории функций (например, теория производственных функций). Однако целенаправленное применение математики для постановки и анализа задач управления, принятия экономических решений разного рода (распределения работ и ресурсов, загрузки оборудования, организации перевозок и т.п.) началось с внедрения в экономику методов линейного и других видов математического программирования. Привлекательность этих методов для решения формализованных задач, какими обычно являются названные выше и другие экономические задачи на начальном этапе их постановки, объясняется рядом особенностей, отличающих методы математического программирования от методов классической математики.

При стремлении более  адекватно отобразить проблемную ситуацию в ряде случаев целесообразно применять статистические методы, с помощью которых на основе выборочного исследования получают статистические закономерности и распространяют их на поведение системы в целом. Такой подход полезен при отображении таких ситуаций, как организация ремонта оборудования, определение степени его износа, настройка и испытание сложных приборов и устройств и т.д. Все более широкое применение находит статистическое имитационное моделирование экономических процессов и ситуаций принятия решений.

В последнее время  с развитием средств автоматизации возросло внимание к методам дискретной математики: знание математической логики, математической лингвистики, теории множеств помогает ускорить разработку алгоритмов, языков автоматизации проектирования сложных технических устройств и комплексов, языков моделирования ситуаций принятия решений в организационных системах.

В настоящее время  в экономике и организации  производства применяются практически  все группы методов формализованного представления систем.

К третьей группе относятся комплексированные методы:

  • комбинаторика,
  • ситуационное моделирование,
  • топология,
  • графосемиотика и др.

Они сформировались путем  интеграции экспертных и формализованных  методов.

Специалист по системному анализу должен понимать, что любая классификация условна. Она лишь средство, помогающее ориентироваться в огромном числе разнообразных методов и моделей. Поэтому разрабатывать классификацию нужно обязательно, но делать это следует с учетом конкретных условий, особенностей моделируемых систем (процессов принятия решений) и предпочтений, которым можно предложить выбрать классификацию.

Этапы выбора методов  исследования сложных систем :

  1. классификация систем и отнесение исследуемой к определенному классу
  2. выделение задач в рамках исследуемой системы и отнесение их к определенному классу, выработка управленческих воздействий
  3. выделение всех связей между элементами и целями системы в виде детерминированных или аналитических зависимостей (если выделили зависимости, то можно использовать аналитические методы)
  4. отображение наиболее значимых элементов и их свойств (более углубленная обработка для выбора целей), т.е. релевантных факторов (наиболее подходящих для решения конкретных задач, достижения конкретных целей)
  5. выбор метода, адекватного нашему классу задач, классу систем (поставленной задаче, выбранной системе) и факторам, детерминированным зависимостям

 

Основные закономерности, которые необходимо учитывать при  выборе методов :

  1. целенаправленность (здесь используются методы структуризации)
  2. целостность (эмерджентность) - система неадиативна - не сумма качеств составляющих ее элементов
  3. интегративность (любая система развивается, опираясь на свою предысторию, причинно-следственная связь должна быть четко оформлена)
  4. коммуникативность (выражается наличием связи между элементами системы : чем плотнее и лучше выражена связь, тем лучше функционирует система)
  5. иерархическая упорядоченность, характерная для систем управления. Свойство двуликого Януса : каждый элемент системы является целью и средством (если рассматривать иерархическую систему). Каждая системы является элементом более широкой системы.
  6. потенциальная эффективность Флейшмана (эффективность системы зависит от эффективности ее отдельных элементов; нельзя построить эффективную систему из неэффективных элементов) - нет хорошей экономики без квалифицированных кадров, капитала и т.д.
  7. принцип рекурсивности (определение необходимой связи между экономическими явлениями и объектами, при которой ясно, где причина, а где следствие)
  8. принцип разнообразия - это предмет и содержание современной теории управления (уменьшение разнообразия, неопределенности - процесс управления)

Информация о работе Методы исследования систем управления