Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:12, курсовая работа
В связи с этим руководителю следует помнить, что каждому человеку нужен свой стимул для достижения успеха. Это один из факторов, без которого мотивация становится стандартной и менее эффективной. Большинство сотрудников ищут на работе прежде всего защищенности. Это включает в себя такие аспекты, как четкая должностная инструкция и благоприятные условия работы, ясное понимание требований и критериев оценки, признание и уважение, работа с эффективным руководителем и лидером, который умеет принимать решения.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.Сущность и система мотивации . 5
2. Стимулирование персонала. 10
3. Современная модель системы материальной мотивации. 14
4.Порядок разработки и внедрения системы материального и нематериального стимулирования. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Однако стоит отметить, что предоставление социальных льгот или социального пакета является эффективным методом мотивации при выборе организации, однако в случае устройства на работу быстро превращается в гигиенический фактор, не способный к эффективному стимулированию.
Кроме материальных способов мотивации существуют неэкономические, такие как организационные и морально-психологические. Организационные способы мотивации. Но актуальны такие методы мотивации, в основном, для западных стран. Они не рассматриваются в российской модели мотивации, хотя несут в себе как материальные, так и моральные стимулы.
Россия,
к сожалению еще не готова к
адекватному восприятию концепции
“народного предприятия”, пока еще
слишком авторизованы в сознании
риски и прибыли
Рис. 3.2 Состав льгот, применяемых российскими компаниями (в %).
Рис. 3.3 Дополнительные меры поощрения, применяемые российскими компаниями (в%)
Справедливости ради, надо отметить, что % российских компаний на рис.3.2 и рис. 3.3, применяющих те или иные льготы и поощрения работников, были определены в ходе опроса компаний, заявивших о применении “компенсационного пакета”. Выборка вряд ли может считаться репрезентативной, ее характер, скорее, качественный. Большинство же предприятий России применяют систему мотивации, аналогичную отраженной на рис. 3.1 [7]
Такая схема (рис.2) мотивации достаточно эффективна в силу низкого уровня жизни, и, для большинства предприятий, сохраняет свою актуальность. Тем не менее, например, на московском рынке, несмотря на внешнюю логичность и взвешенность схемы рис. 3.1, она постепенно теряет свою эффективность.
Связано это со следующими факторами: Во-первых, при регулярной выплате бонусов, комиссионных и премий, ценность и мотивирующее воздействие резко снижается – работник привыкает к ним, расценивает их как форму заработной платы, и любое снижение таких, по сути дополнительных, выплат воспринимается как унижение со стороны работодателя.
Во-вторых,
начальное мотивирующее воздействие
переменной части оплаты труда, как
правило, мотивирует творческое начало
работника. Но, на практике, активное творчество
работодателем практически
Снижение
эффективности мотивационных
Указанные на рис. 3.3 “моральные поощрения” в 85% случаев сводятся к личной похвале и в 10% случаев – к похвале (грамоте, благодарности и проч.) перед лицом коллег. Опять-таки проценты указаны исходя из выборки, которая не может считаться репрезентативной [8]. Таким образом, основной моральный фактор – личное общение.
Мотивирующих факторов в данном случае несколько:
Как показано выше, такие методы мотивации несут в себе серьезную угрозу бизнесу, поскольку влияние работников на руководителя не связано с эффективностью бизнес-системы в целом, а лишь отражают стремление тех или иных специалистов упрочить свой статус на предприятии.
Похвала
перед лицом коллег – иначе
говоря, призыв к общественному признанию
заслуг работника, начинает пользоваться
все большей популярностью
Из этого следует, Использования такого фактора мотивации персонала, как моральное стимулирование предусматривает хорошее знание коллектива. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому человеку, а также широкий спектр всевозможных мер стимулирования. В качестве мероприятий такого рода можно предложить проведение конкурсов профмастерства в масштабе фирмы, города, области; присваивать за достигнутые результаты звания лучшего бухгалтера, менеджера по продажам и так далее. Возможным вариантом морального стимулирования можно считать привлечение работников к управлению организацией, планированию, созданию стратегии и тактики.
Остальные методы морального мотивирования и стимулирования труда, кстати, неплохо себя зарекомендовавшие ранее, к сожалению, не рассматриваются отечественными предпринимателями и менеджерами в силу непонимания их применимости и неуверенности в их эффективности.
Кроме того, в сложившейся ситуации стоит заняться передачей опыта, подразумевающей под собой донесение до руководителей сведений о том, что мотивация это не пустой звук, она напрямую связана с результатами деятельности предприятия. Нужно научить организовать весь процесс труда, начиная с приема человека на работу так, чтобы изначально наладить с ним диалог для формирования индивидуального подхода к каждому из сотрудников, научить улавливать момент падения эффективности применяемых программ мотивации и модифицировать их в зависимости от изменения условий. Это конечно малая часть того, что можно сделать в данной ситуации, но если хотя бы несколько предприятий смогут реализовать на практике нечто подобное, то есть создать адаптирующуюся мотивацию, то можно будет говорить о том, что мы на верном пути к решению возникшей проблемы.
Стоит отметить, что не существует универсальных методов, и каждый руководитель или менеджер по персоналу всегда стоит перед необходимостью вырабатывать свои методы в каждом конкретном случае. Все методы должны использоваться системно.
В этой связи показательным представляется топологическая модель Герчикова и реализующий ее тест Мотайп. В модели выделяются четыре базовых типа мотивации достижения и один тип мотивации избегания.
Для работников
с инструментальным типом мотивации
сама работа не является значимой ценностью
и рассматривается только как
источник заработка и других благ,
получаемых в качестве вознаграждения
за труд. Поэтому сотрудник будет
работать с максимальной отдачей
на любой работе, если его труд будет
справедливо и высоко оплачиваться.
Поэтому работник с инструментальным
типом мотивации скорее позитивно
отнесется к предложению
Работники с профессиональным типом мотивации ценят в работе ее содержание, возможность проявить себя и доказать, что он может справиться с трудным заданием, которое не каждому посильно. Эти работники предпочитают самостоятельность в работе и отличаются развитым профессиональным достоинством. К руководителю чаще всего относится с известной долей иронии. Как правило, работник с профессиональным типом мотивации достаточно быстро становится лучшим специалистом в компании на данном типе рабочих мест.
Работников с патриотическим типом мотивации интересует участие в реализации общего, очень важного для организации дела. Им свойственна убежденность в своей нужности для организации, отличаются готовностью взвалить на себя дополнительную ответственность ради достижения результатов общего дела. Для них важно общественное признание участия в общих достижениях.
У работников с хозяйским типом мотивации ярко выражено стремление добровольно принять на себя полную ответственность за выполняемую работу. Работник с таким типом мотивации будет выполнять свою работу с максимальной отдачей, не настаивая на ее особой интересности или высокой оплате, не требуя ни дополнительных указаний, ни постоянного контроля. Работник с преобладанием хозяйской мотивации — вероятно, самый эффективный в смысле соотношения затрат и результатов.
Работник с избегательным типом мотивации обладает очень слабой мотивацией к эффективной работе. У него низкая квалификация и он не стремится ее повышать; он безответственен и старается избежать любой работы, связанной с личной ответственностью; он сам не проявляет никакой активности и негативно относится к активности других. Его основное стремление - минимизировать свои трудовые усилия на уровне, допустимом со стороны непосредственного руководителя. В силу этих качеств он как работник ценится невысоко, не может обеспечить себя своим трудом и смирился с этим. Однако ему можно поручить работу, на которую не согласятся работники других типов мотивации; он выступает за уравнительность и согласен на достаточно низкий заработок, лишь бы никто другой не получал существенно больше.[9]
Учет особенностей мотивации персонала позволяет разработать типологическую концепцию, которая позволяет обоснованно выбирать наиболее действенные для этих групп виды и формы стимулирования труда (табл. 1).[9]
Виды стимулирования |
Типы мотивации | ||||
Инструментальная |
Профессиональная |
Патриотическая |
Хозяйская |
Избегательная | |
Негативные (наказания, угроза потери работы и т.п.) |
применимы в денежной форме |
запрещены |
применимы в знаковой форме |
запрещены |
базовые |
Денежные |
базовые |
применимы |
нейтральные |
применимы |
нейтральные |
Натуральные (покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.) |
применимы в денежной форме |
применимы при целевой договоренности |
применимы в знаковой форме |
применимы при целевой договоренности |
базовые |
Моральные |
запрещены |
применимы |
базовые |
нейтральные |
нейтральные |
Патернализм (забота о работнике) |
запрещен |
запрещен |
применим |
запрещен |
базовый |
Организационные (содержание, условия и организация работы) |
нейтральные |
базовые |
нейтральные |
применимы |
запрещены |
Карьера, развитие |
применимы |
базовые |
нейтральные |
применимы |
запрещены |
Участие в совладении и управлении |
нейтральные |
применимы |
применимы |
базовые |
запрещены |
Именно система мотивации, построенная с учетом особенностей организации и персонала, как совокупность всех методов, наиболее эффективна и должна существенно повысить все показатели деятельности организации, в общем. Наличие эффективно функционирующей системы мотивации обеспечит стабильность предприятия и повысит его конкурентоспособность в условиях российской экономики.
4 Порядок
разработки и внедрения
Процедура
разработки и внедрения системы
материального и
Этап 1 – «Диагностика и оценка персонала» [10]
1.
Разработка и согласование
2.
Анализ распределения функций
и зон ответственности за
3.
Разработка и проведение
4.
Исследование, анализ преимуществ
и недостатков существующей
5.
Анализ мотивационных
6.
Анализ соответствия структуры,
7.
Анализ степени
8.
Анализ готовности, желания и
способности организации к
9.
Подготовка обоснованных
10.
Определение и систематизация
проблем сосредоточения и
Информация о работе Методы мотивации персонала в современных условиях