Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:33, контрольная работа
Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объема производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение, какого - либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами.
1. Основные концепции конкурентоспособности
1. Понятие и виды конкуренции………………………………………………3
2. Конкурирующие силы, формирующие стратегию……………………...11
2. Теоретические аспекты понятия конкурентоспособности
1. Понятие конкурентоспособности.............................................................16
2. Факторы конкурентоспособности………………………………………...19
3. Принципы и методы оценки конкурентоспособности товара
1. Дифференциальный метод…………………………………………….......23
2. Комплексный метод………………………………………………………..24
3. Смешанный метод………………………………………………………….25
4. Конкурентоспособность организации и факторы, влияющие на достижение конкурентных преимуществ
1. Методы оценки конкурентоспособности организации и SWOT-анализ ……………................................................................................................26
Заключение…………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………………..35
1.
Основные концепции
1. Понятие
и виды конкуренции………………………………
2. Конкурирующие
силы, формирующие стратегию…………………….
2. Теоретические аспекты понятия конкурентоспособности
1. Понятие
конкурентоспособности.........
2. Факторы
конкурентоспособности………………………
3. Принципы и методы оценки конкурентоспособности товара
1. Дифференциальный
метод…………………………………………….......
2. Комплексный метод………………………………………………………..24
3. Смешанный метод………………………………………………………….25
4. Конкурентоспособность организации и факторы, влияющие на достижение конкурентных преимуществ
1. Методы оценки
конкурентоспособности организации и
SWOT-анализ ………………........................
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Цель каждого предпринимателя -
максимизация прибыли, а, следовательно,
и расширение масштабов хозяйственной
деятельности. Это неизбежно приводит
к взаимной борьбе предпринимателей
за наиболее выгодные условия производства
и сбыта товаров, рост объема производства,
и они выступают по отношению
друг к другу как соперники
или конкуренты. Если предложение, какого
- либо товара больше, чем спрос на
него, то усиливается конкурентная
борьба между продавцами. Каждый из
них, чтобы продать свой товар, зачастую
вынужден снижать цену, что, как, правило,
влечет за собой сокращение производства
данного товара. Если спрос больше
чем предложение, то конкурировать
друг с другом вынуждены уже покупатели.
Чтобы иметь возможность
1. Основные концепции конкурентоспособности
1. Понятие и виды конкуренции
Конкуренция- термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает ''сталкивание''. Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция- это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция- соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция- это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.
Конкуренция содержит в самой себе
противоречие, которое в результате
проявления воспроизводит явления,
отрицающие саму конкуренцию. Свободная
конкуренция ведёт к отбору наиболее
эффективно хозяйствующих единиц, их
укреплению и росту при одновременном
разорении тех, кто отстаёт от
требований рынка. На определённом этапе
этот процесс обуславливает
В реальности конкуренция строится по более сложной формуле. Существует несколько типов хозяйственных единиц, имеющих свои особенности: у ведущих монополий - это сила, у мелких фирм - гибкость, у специализированных компаний- приспособленность к особым сегментам (''нишам'') рынка, у фирм-новаторов- преимущества первооткрывателей. В конкретных рыночных ситуациях преимущество получает то одно, то другое качество.
Конкуренция носит для участников рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей, объективно-принудительный характер. Она заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты. Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону снижения, заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.
Деятельность любой
Конкуренция- это самый эффективный и дешёвый метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль является важной и динамичной силой, ибо постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объёма сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества.
Конкуренция выполняет функцию
стимулирования хозяйственной деятельности
и научно-технического прогресса. Соперничество
за большую прибыль, деньги покупателя
создаёт такую ситуацию, когда
экономика производит то, что требуют
потребители, заказчики путём применения
самой эффективной технологии. Это
побуждает предпринимателей следовать
в ногу с темпами научно-технического
прогресса, совершенствовать и развивать
производство, проявлять инновационную
активность. На этой основе возможен выигрыш
того предпринимателя, который снижает
затраты на производство благодаря
использованию достижений научно-технического
прогресса, освоению новой продукции
с высоким качеством. Важнейшей
функцией конкуренции является саморегулирование
хозяйственной деятельности. В рыночной
экономике сопряжение интересов
конкурирующих продавцов и
Конкуренция выполняет функцию дифференциации доходов товаропроизводителей на основе обеспечения разной эффективности производства. Выигрывает в конкуренции тот, кто минимизирует затраты на выпуск аналогичной продукции, оперативнее учитывает изменения в потребительских вкусах и предпочтениях покупателей и способен перестраиваться ''на ходу'', обеспечивает изменяющийся спрос дифференциацию продуктов по потребительским свойствам, ценам, реагирует на изменяющийся спрос и в известном смысле формирует его для разных групп потребителей, возрастов, различных территорий, городского и сельского населения, покупателей с разным уровнем доходов.
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства, и сбыта товаров ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наёмных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.
1. функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
2. видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
3. предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
4. ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
5. скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов
· продажа личного товара по цене конкурента
· снижение цены потребления товара
6. незаконные методы:
· антиреклама товаров конкурентов;
· производство товаров имитаторов (подделка).
Рынок и конкуренция в значительной
степени синонимы: одно без другого
не существует. Более того, содержание
конкуренции раскрывается в понятиях
«конкурентного» и «
1. чистая (совершенная) конкуренция;
2. монополистическая конкуренция;
3. олигополия
4. чистая монополия
Модели рынков и возможность влиять на формирование цен на них продавцами и покупателями иллюстрирует рисунок:
| |||
|
| |||
|
Как видно из рисунка, возможности покупателей и продавцов равны только при чистой конкуренции. При всех остальных типах рынков влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая минимума при чистой монополии.
Рынок чистой (совершенной) конкуренции. Для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных, стандартизированных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязать остальным выгодные ему условия сбыта. Препятствия для вступления в отрасль и неценовая конкуренция при чистой конкуренции отсутствуют. Именно так конкурировали некогда ремесленники на базарах древних городов, именно так по сей день конкурируют между собой мелкие производители сельскохозяйственной продукции. Экономисты называют такую конкуренцию совершенной потому, что здесь она развивается без всяких ограничений, и рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязать друг другу свою волю и вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены (цены рыночного равновесия). В такой ситуации достоинства рыночных механизмов (впрочем, как и их недостатки) проявляются наиболее полно. Именно рынок совершенной конкуренции наиболее точно описывает взаимодействие спроса и предложения.
Рынок монополистической конкуренции. Экономисты говорят о возникновении монополистической конкуренции в том случае, когда для удовлетворения одной и той же потребности продавцы начинают предлагать покупателям товары-аналоги – различные товары, отличающиеся между собой некоторыми особенностями, но удовлетворяющие одну и ту же потребность покупателей. Например, телевизоры удовлетворяют одну и ту же потребность покупателей – желание смотреть телепередачи. Но каждая фирма, изготавливающая телевизоры, предлагает покупателю товары, несколько отличающиеся друг от друга: количеством принимаемых каналов, дизайном корпуса, качеством звука и т.д. При этом определенная марка телевизоров предлагается на рынок только одной фирмой, обладающей патентами на реализованные в этой марке технические решения. Если таких фирм много, то мы имеем дело монополистической конкуренцией. Это тип рыночной ситуации, в которой монополистическая власть каждой фирмы распространяется лишь на изготовление особой разновидности товара, но не на контроль над рынком всех товаров однотипного назначения. Фирмы, при такой конкуренции, выступают в отрасль сравнительно легко, при этом значительный упор делается на рекламу, торговые знаки, марки и т.д. Такой тип конкуренции родился после создания системы защиты авторских прав и прав на товарный знак с помощью патентов. Именно в силу такой правовой защиты прав изготовителя на исключительное владение фирменными названиями и секретами производства другие фирмы не могут выпускать свою продукцию под тем же именем и с точно такими же свойствами, как продукция защищенная патентом. Поэтому каждой фирме приходится выходить в мир конкуренции под собственным именем и со своими разработками.
Информация о работе Методы оценки конкурентоспособности товара