Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 12:17, курсовая работа
Целью данной работы является разработка рекомендаций по управлению конфликтами в ОГИМ.
Задачи курсовой работы :
• изучить теоретические основы управления конфликтами в организации;
• проанализировать управление конфликтами в ОГИМ
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы управления конфликтами в организации
1.1Сущность конфликта и его роль в организации……………..……….....5
1.2Классификация конфликтов в организации…….……………………......7
1.3Управление конфликтами как функция службы управления персоналом…… ……………………………………………………………13
2. Анализ управления конфликтами на примере ОГИМ
2.1Организационно-кадровая характеристика ОГИМ……………………17
2.2Анализ управления конфликтами на примере ОГИМ……………….....20
2.3Рекомендации по управлению конфликтами на примере ОГИМ…….…24
Заключение………………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………………27
Приложение А
Приложение В
Приложение С
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы управления конфликтами в организации
1.1Сущность конфликта и его роль в организации……………..……….....5
1.2Классификация конфликтов в организации…….……………………......7
1.3Управление конфликтами как функция службы управления персоналом…… ……………………………………………………………13
2. Анализ управления конфликтами на примере ОГИМ
2.1Организационно-кадровая характеристика ОГИМ……………………17
2.2Анализ управления конфликтами на примере ОГИМ……………….....20
2.3Рекомендации по управлению конфликтами на примере ОГИМ…….…24
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение А
Приложение В
Приложение С
Введение
В современном обществе конфликты
являются постоянной частью человеческой
жизни: от мелких бытовых до незатихающих
десятилетиями военных
Актуальность данной темы состоит в том, что в современной жизни для эффективного функционирования организации руководитель должен знать основные приемы, методы и алгоритм управления конфликтами. Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт – это показатель неэффективной деятельности организации и не качественного управления персоналом [2, с. 476]. В современное время, теоретики и практики управления все чаще уверяют, что некоторые конфликты даже в самой успешной организации при самых лучших отношениях в коллективе не только возможны, но и желательны. Необходимо учиться управлять конфликтным ситуациями и уметь извлекать из них выгоду для персонала и организации.
Теоретической основой исследования являются труды таких ученых как: В.И. Сперанский, В.Р. Веснин, М.Мескон, Альберт,Хедоури Ф. Андреевой Г. М.,Бухалков М. И.,Егоршин А. П.,Кибанов А. Я.,И. И. Мазур и др.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по управлению конфликтами в ОГИМ.
Задачи курсовой работы :
Объект исследования – Оренбургский Государственный Институт Менеджмента, предмет исследования – управление конфликтами в ОГИМ.
При написании работы были использованы следующие методы:
Информационной базой работы послужили: Устав ОГИМ, внутренние документы ОГИМ, беседа с преподавателями и студентами ОГИМ, учебная литература, информационные ресурсы Интернет, научные статьи.
Курсовая работа изложена на 28 страницах, состоит из введения, первой главы, второй главы, заключения, списка литературы и трех приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
Слово "конфликт" происходит от латинского «conflictus», что в переводе означает «столкновение». В некоторых случаях конфликт понимается как одна из форм взаимодействия людей, в основе которой лежат противоборства между людьми с попытками их эмоционального разрешения.
Андреева Г. М. определяет конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение, переоценку ценностей и т. д. [4, с. 283].
Разграничим понятия “объект”
и “предмет” конфликта. В общем
смысле объектом конфликта можно
назвать ту часть реальности, которая
вовлечена во взаимодействие с субъектами
конфликта. В отличие от этого
предметом конфликта являются те
противоречия, которые возникают
между взаимодействующими сторонами
и которые они пытаются разрешить
посредством противоборства. Участвуют
в конфликте самые различные
стороны: индивиды, социальные группы,
национально-этнические общности, государства
и группы стран, объединенные теми или
иными целями и интересами. Конфликты
возникают по самым различным
причинам и мотивам: психологическим,
экономическим, политическим, религиозным
и т.д. В организации конфликты
бывают крайне часто. Они могут возникать
и развиваться между
В научной литературе выделяются
различные подходы к сути и
оценке конфликта. С точки зрения
авторов, принадлежащих к школе
научного управления, основанной на теории
бюрократии Вебера, конфликт - негативное
явление в управленческой деятельности.
Конфликтов следует избегать, если
они появляются - разрешать немедленно.
Данный подход к конфликту опирался
на представление об организации, как
совокупности определенных задач, процедур,
правил взаимодействия должностных
лиц и разработанной
В современном мире конфликт рассматривается не только как несущий отрицательный характер, а иногда и положительный. Иногда он может мешать деятельности сотрудников организации в целом. Но в некоторых случаях конфликт помогает выявить позиции и сторон оппонентов, получение новой информации об оппонентах, выявление скрытых противников организации, проблем, существующих в ней, сплотить коллектив перед лицом трудностей, снять социальную напряженность. Этот процесс также дает возможность людям выразить свои идеи, удовлетворить свои личные потребности в уважении и власти, может привести к более эффективному выполнению заданий, поручений, планов. Также конфликт может привести и к снижению дисциплины, подрыву авторитета администрации организации, ухудшению корпоративной культуры и социально-психологического климата, увольнению персонала и т.д.
Итак, конфликт может быть
функциональным и вести к повышению
производительности труда и стимулировать
социально-психологические
1.2 Классификация конфликтов в организации
Для эффективного управления
конфликтами необходимо не только найти
причину его возникновения, но и
выявить его природу и
С этой точки зрения все конфликты делятся на:
• внутриличностные,
• межличностные,
• между личностью и группой,
• межгрупповые,
Внутриличностный конфликт
Содержание этого конфликта может выражается в острых негативных переживаниях , порожденных ее противоречивыми стремлениями. Такой конфликт может возникнуть из-за несоответствия личных ценностей и потребностей с организационными требованиями . В общей форме внутриличностный конфликт можно сформулировать как проблему между наличным состоянием субъекта и его желаемым состоянием, между действительностью и возможностью, актуальным и потенциальным.
Причины такого конфликта могут быть самыми разнообразными, например:
• рассогласование потребностей;
• несоответствие между внутренней потребностью и социальным требованием;
• противоборство между разными ролями индивида;
• трудность выбора между различными вариантами поведения.
Межличностный конфликт
Это расхождение взглядов, мнений между индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам.
На пример: противоречие между руководителем и сотрудником по поводу размера заработной платы; между людьми в автобусе. Такие конфликты могут возникать в разных сферах общественной жизни: бытовой, экономической, трудовой, политической и т.д. Причины, которые привели к возникновению межличностного конфликта, также могут быть самыми разными: объективными, т.е. не зависящими от воли и сознания людей, и субъективными, зависящими от человека; материальными и идеальными, временными и постоянными и т.д. Конфликт между индивидами может возникнуть из-за собственности, а может и из-за того, что два человека не сошлись характерами, не могут уступить друг другу в мелочах.
Во всяком межличностном конфликте не малую роль играют индивидуальные качества людей, свойства характера, их психические и нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной совместимости или несовместимости людей, которые имеют огромное значение в межличностном общении.
Конфликт между личностью и группой
Этот тип конфликта переплетается с межличностным, но он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и / или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т. д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает. К внутриличностным и межличностным причинам конфликта добавляются еще и причины, обусловленные групповой организацией.
Подобно другим типам конфликтов, конфликт между личностью и группой может быть как конструктивным, так и деструктивным. В первом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи личности с группой, формированию личностной и групповой идентификации и интеграции. Во втором случае, напротив, происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция.
Межгрупповой конфликт
Это конфликт между группам как формальными , так и неформальными, малыми, средними, крупными, из которых состоит организация.
Малая социальная группа — это совокупность людей, которая взаимодействует посредством общих целей: школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, семья. Количество человек в малой группе не определено, оно может быть от нескольких человек до нескольких десятков. Такие группы могут быть формальными (официальными), имеющими четко фиксированную структуру, устав, иерархию должностей, и неформальными, возникающими спонтанно, на основе личностных качеств. Они могут быть также временными или постоянными, открытыми или закрытыми.
Средние социальные группы
— это например, коллектив предприятия,
учебного заведения, воинской части. Для
таких групп характерна институциональная
организация, а основная их роль четко
установлена. Типичная средняя группа
— относительно самостоятельная
организация, имеющая свой статус и
функции в системе
К большим социальным группам относят: социальные классы, политические партии, касты, социальные слои (страты), этнические общности, национальные образования, крупные религиозные объединения. Такие группы конституируются на основе общих для всех членов существенных признаков (экономических, политических, религиозных и т.д.).
Следует отметить, что именно конфликт между большими социальными группами некоторые исследователи называют социальным конфликтом в собственном смысле слова, в отличие от внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов, а также конфликтов между малыми группами.
Такого взгляда, в частности,
придерживался К. Маркс и его
последователи, называя социальным
конфликтом противоборство между общественными
классами. Такого же взгляда придерживаются
и некоторые современные