Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 12:17, курсовая работа
Целью данной работы является разработка рекомендаций по управлению конфликтами в ОГИМ.
Задачи курсовой работы :
• изучить теоретические основы управления конфликтами в организации;
• проанализировать управление конфликтами в ОГИМ
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы управления конфликтами в организации
1.1Сущность конфликта и его роль в организации……………..……….....5
1.2Классификация конфликтов в организации…….……………………......7
1.3Управление конфликтами как функция службы управления персоналом…… ……………………………………………………………13
2. Анализ управления конфликтами на примере ОГИМ
2.1Организационно-кадровая характеристика ОГИМ……………………17
2.2Анализ управления конфликтами на примере ОГИМ……………….....20
2.3Рекомендации по управлению конфликтами на примере ОГИМ…….…24
Заключение………………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………………27
Приложение А
Приложение В
Приложение С
В структуру института входят кафедры по отраслям знаний и факультеты по направлениям подготовки специалистов (см. Приложение А).
На сегодняшний день в институте 35 структурных подразделений, численность работников составляет 274 человека, из них:
Также персонал в ОГИМ распределяется в зависимости:
1.От уровня образования:
2.От пола:
3. Прошли повышение квалификации за предыдущий год-19 человек,
4. От стажа работы в ОГИМ (см.Приложение В)
5. От возраста:
Кадрово-правовое управление Оренбургского государственного института менеджмента является структурным подразделением института.
Кадрово-правовое управление
создается и ликвидируется
Руководство кадрово-правовым
управлением осуществляет начальник,
который назначается и
В своей деятельности кадрово-правовое
управление регламентируется Законом
РФ «Об образовании», ФЗ РФ «О высшем
и послевузовском профессиональном
образовании», Указами президента РФ,
постановлениями Правительства
РФ, нормативными актами Министерства
образования и науки РФ, Трудовым
кодексом РФ, иными актами трудового
законодательства, законодательства о
пенсионном и социальном обеспечении,
Уставом Института, приказами и
нормативными документами Института,
решениями Ученого совета Института,
документами системы
Кадрово-правовое управление
состоит из следующих подразделений:
отдел кадров, общий отдел, которые
имеют круглую печать со своим
наименованием. В состав кадрово-правового
управления входят также юрисконсульт,
инженер по охране труда и специалист
по гражданской обороне и
Непосредственное руководство деятельностью общего отдела осуществляет начальник общего отдела, подчиняющийся начальнику кадрово-правового управления. Начальник общего отдела назначается на должность ректором института по представлению начальника кадрово-правового управления.
2.2 Анализ управления конфликтами на примере ОГИМ
В институте в процессе деятельности возникают различные разногласия, которые перерастают в конфликты.
В процессе анализа было выявлено, что конфликты вузе проявляются как столкновения между:
Например, конфликты в институте происходят из-за того что, мнение преподавателя не совпадает с мнением заведующего кафедрой, который требует принятия его точки зрения. Заведующий кафедрой отдал распоряжение, а преподаватель с ним глубоко не согласен, но возразить начальству он не может. И тут его начинают одолевать сомнения: поступить так, как распорядился начальник, или же поступить по-своему. Ему приходится выбирать: сделать хуже, но спокойно работать дальше или поступить верно, но потом затратить много сил на отстаивание своей точки зрения у руководства. Конечно, чаще всего работники выбирают первое. У них сохраняется недовольство, а это плохо отражается на качестве выполняемой работы.
Самыми распространенными в ОГИМ являются межличностные конфликты. Причем межличностные конфликты могут бывают как между студентами одной группы или разных групп, так и между профессорско-преподавательским составом, между преподавателем и студентом, и т.д.
Например, когда студенты не сошлись во мнении по решению какого-либо вопроса. Между ними «разгорается» дискуссия, которая перерастает в конфликт. Причем каждый из студентов считает правильной свою точку зрения. Студент, прежде всего, должен уметь предотвратить этот конфликт или найти какой-либо компромисс.
Или же студенту показалось, что преподаватель придирается к его ответу на семинаре, появляется спор и тогда конфликт возникает между преподавателем и студентом. Очень часто в основе этого лежат конфликты коммуникации. Например, студент неверно интерпретировал полученную от преподавателя информацию и в итоге получил не то, на что рассчитывал изначально. В этом случае также может возникнуть конфликт между преподавателем и студенческой группой.
А поскольку студенты – это есть своего рода заказчики услуг образования, то институт должен быть заинтересованным лицом в качестве предоставляемых услуг. И поэтому руководство должно контролировать то, что бы в институте не происходило конфликтов из-за неправильной коммуникации.
Еще один яркий пример конфликтов в институте, когда один преподавателей пытается переложить часть своих обязанностей на другого, возможно более молодого.
В этом случае причиной конфликта является неверное распределение ресурсов. Руководство должно грамотно распределять обязанности и материалы между различными сотрудниками, чтобы наиболее эффективным способом достигнуть целей института.
Конфликт между руководством и профессорско-преподавательским составом возникает в любом вузе, в том числе и ОГИМ. Чаще всего он возникает, если требования, предъявляемые со стороны руководителя, недостаточно разъяснены. Преподаватель может просто и не догадываться о том, что он делает что - то не так. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда руководитель не дает понять сотруднику, что его признают и уважают. Все положительные действия сотрудников расцениваются как должное, якобы это и так входит в ряд их обязанностей. Иногда, руководитель не понимает, что после поощрения, пусть даже нематериального, работник будет готов сделать еще больше. И наоборот, проигнорировав действия сотрудника, руководитель рискует получить, во-первых, неважную репутацию, во-вторых, плохо исполняющего обязанности сотрудника. Можно сказать, что тот, кто никогда не слышит слов признания, становится неуверенным и соответственно недовольным. А в подобном состоянии человеку тяжело работать с полной отдачей и тем более делать что-то на благо и процветание института. В ОГИМ присутствует практика поощрения именно не материальными средствами, а словами, но возможно, если бы это было чаще, деятельность сотрудников института была бы более качественной.
Конечно, проблема здесь заключается в различии или пересечении интересов членов института. Сотрудники пытаются создать максимально удобные для себя условия труда. Руководство же больше интересует, как увеличить поток студентов в вуз и остаться конкурентоспособным. Руководство ОГИМ должно понимать, что чем комфортнее и увереннее будут чувствовать себя сотрудники и студенты, тем больше они станут отдавать себя работе и учебе, тем быстрее институт сможет достигнуть своих целей.
Таким образом, видно, что
в Оренбургском государственном
институте менеджмента
Из них 50% отметило, что конфликты у них возникают иногда,
38% - редко, 12% - часто; 60% студентов считают обстановку в группе дружелюбной, 50% в споре стараются найти компромисс. Самыми распространенными оказались межличностные конфликты между студентами, либо между преподавателем и студентом.
Наиболее частыми причинами конфликтов в студенческой группе стали разногласия во мнениях, неправильные коммуникации и личная неприязнь, также выявлены причины: недопонимание, бестактность в общении; различия во взаимных ожиданиях. Также в результате беседы (Приложение D) с 10 преподавателями был выявлен, также средний уровень конфликтности коллектива. 70% преподавателей считают, что атмосфера в коллективе не достаточно благоприятна. По мнению преподавателей наиболее часто встречаются межличностные конфликты. Основной причиной возникновения конфликтов между преподавателями в коллективе выявлено неверное распределение ресурсов. Еще выявлены наиболее частые причины конфликтов между преподавателем и студентом – несоответствующее поведение студента на занятиях и несогласие студента с оценкой, поставленной преподавателем за работу на паре.
Большинство конфликтов в вузе кратковременные, хотя иногда возникают и затяжные. Но руководство старается решать все возникающие проблемы как можно скорее и правильнее, чтобы в дальнейшем подобные вопросы не возникали. Средний уровень конфликтности в студенческих группах и преподавательских коллективах может говорить о том, что управление конфликтами в институте не достаточно развито.
2.3 Рекомендации по управлению конфликтами на примере ОГИМ
Для каждого человека, а не только для руководителя необходимо умение находить общий язык с окружающими людьми, умение сглаживать "острые углы" в повседневном общении. Именно поэтому важно научить студентов и сотрудников института управлять эмоциями. В соответствии с проведенным исследованием предлагаются рекомендации по управлению конфликтами:
1. Необходимо усовершенствовать корпоративную культуру института, где будут указаны общие нормы поведения и общения в стенах ВУЗа. Это позволит преподавателям легче управлять поведением студентов во время проведения занятий. Эту работу можно поручить начальнику по воспитательной части.
2. Руководители всех
уровней должны точно
3. Организовать совместные
выезды коллектива института(или профессорско-
4. Организовывать тренинги в студенческих группах под названием «Сплочение» и «Развития благоприятного климата». Такие тренинги достаточно проводить 1 раз в семестр, ответственным за проведение назначаются кураторы групп.
6. Проводить конференции для студентов института по темам: «Снижение конфликтности в коллективе», «Управление конфликтами», «Life management или как управлять своей жизнью», «Коучинг» и т.д., которые может посетить любой желающий студент. Конференции будут проводить сами студенты по очередности: 1 ответственная группа 1 раз в месяц.
7. Ввести дополнительные часы дисциплины «Конфликтология» для студентов, где отдельное внимание будет уделяться проблеме управления конфликтами.
Таким образом, при внедрении данных рекомендаций, ситуация конфликтности и управления конфликтами в ОГИМ улучшится. Студенты станут еще более дружными, лояльными по отношению друг к другу и окружающим. Преподаватели будут чувствовать себя в своих коллективах более комфортно, уверенно повысится работоспособность и стремление к новым достижениям и росту.
Заключение