Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:50, курсовая работа
Цель исследования – разработка предложений по выбору наилучших методов оценки управленческого персонала.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретический аспект методов оценки управленческого персонала.
2. Рассмотреть применение оценки управленческого персонала.
3. Разработать предложения по применению методов оценки управленческого персонала.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА……………………………………….7
1.1 Сущность понятия «управленческий персонал»……………………..7
1.2 Цели и методы оценки управленческого персонала………………..14
Глава II РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА……………………………………...26
2.1 Применение методов оценки управленческого персонала на предприятии……………………………………………………………………...26
2.2 Анализ проведения комплексных методик оценки управленческого персонала…………………………………………………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………49
В качестве устраняющих помехи менеджеры должны вносить коррективы в развитие той или иной ситуации, если существует угроза ее выхода из-под контроля. Принимая соответствующие решения, они предотвращают разрастание небольших проблем в крупные.
Одной из важнейших
ролей управленческого
Роль ведущих
переговоры отражает обязанности менеджеров
постоянно согласовывать
Значение каждой из 10 ролей в работе управленческого персонала зависит от выполняемой ими работы и позиции, занимаемой в организации. Но само содержание этих ролей показывает, что управленческий персонал – это важнейший ресурс организации, от которого зависит ее существование, возможности роста и развития [24].
При всей несхожести решаемых задач менеджер практически всегда стремится при этом ответить на одни и те же вопросы: Почему мы делаем ту или иную работу? Какими методами мы ее выполняем? Есть ли альтернативы, т.е. другие подходы к решению? Какова полезность (ценность) этой работы и какие затраты связаны с ней? Почему растут затраты? Где и кто делает эту работу лучше нас? Что мешает нам улучшить результаты? Каковы наши сильные стороны и достижения? и т.д. Ответы на эти и множество других вопросов требуют не только времени и усилий, но нередко и огромного умственного напряжения, максимального включения и использования аналитико-конструктивных способностей человека. Таким образом, сама специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда.
У управленческого
персонала особый предмет труда
– информация, работая с которой
они принимают решения, необходимые
для изменения состояния
Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы. Первую составляют знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в сложнейших условиях, когда: время все чаще становится решающим фактором успеха; поступающая информация может быть неполной и недостоверной; принимаемые решения должны отвечать требованиям ситуации; сама ситуация характеризуется неопределенностью, быстрой сменяемостью; персонал организации может оказаться неготовым к изменениям.
Эти и другие
факторы предопределяют требования
к специальным знаниям и
1. Они должны
уметь обосновывать и
2. Они должны
знать все, что связано с
внешней средой организации и
происходящими в ней
3. Они должны иметь четкое представление о том, как развивается отрасль, в которой работает предприятие. Уметь своевременно воспринимать информацию о характере проводимых в отрасли исследований, о нововведениях в области техники и технологии; знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги отрасли.
4. Менеджеры
должны владеть знаниями
5. Им необходимы знания и умения по управлению всеми видами ресурсов организации, а также умения по их эффективному распределению и использованию.
6. Они должны
владеть методами планирования
и прогнозирования работы
7. Управляя другими людьми, менеджеры должны знать, как наилучшим образом использовать собственное время и время, имеющееся в распоряжении организации, для получения наивысшего результата [7].
Вторая группа
требований к профессиональной компетенции
управленческого персонала
1) высокое чувство долга и преданность делу;
2) честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
3) умение четко
выражать свои мысли и
4) уважительное
и заботливое отношение к
5) способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность [19].
От ошибок в работе не застрахованы даже самые опытные и квалифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают умение сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных.
1.2 Организационная
структура оценки
Оценка персонала
– это целенаправленный процесс
установления соответствия качественных
характеристик персонала
Цели оценки персонала:
1. Административная
цель достигается путем
2. Информационная
цель заключается в том, что
и работники, и руководители
имеют возможность получить
3. Мотивационная
цель состоит в том, что
Задачи оценки персонала:
1) оценить потенциал
для продвижения и снижения
риска выдвижения
2) определить затраты на обучение;
3) поддерживать
у сотрудников чувство
4) организовать обратную связь с сотрудниками о качестве их работы;
5) разрабатывать программы обучения и развития персонала.
Субъекты оценки персонала:
1) линейные руководители.
Как правило, они являются
2) работники службы управления персоналом;
3) коллеги и
работники, имеющие
4) лица, не имеющие
непосредственного отношения к
оцениваемому сотруднику. Среди
них можно выделить
Все субъекты оценки подразделяются на формальные и неформальные. К формальным субъектам оценки относят руководителей и работников служб управления персоналом. Именно они обладают правом принятия административного решения по результатам оценки.
Неформальные субъекты оценки – коллеги, независимые эксперты – только дают свое заключение, которое учитывается формальными субъектами оценки при обобщении информации для принятия управленческих решений.
В последнее время на практике часто применяется комбинированная оценка, когда оценщиком выступает не один субъект, а сразу несколько.
Объект оценки – тот, кого оценивают. В качестве объекта оценки могут быть либо отдельные работники, либо группа работников, выделенная по определенному признаку (например, в зависимости от уровня в организационной структуре или по профессиональному признаку) [39].
Оценить результаты труда рабочих, особенно рабочих-сдельщиков достаточно просто, так как количественные и качественные результаты их труда выражаются в количестве произведенной продукции и их качестве. Намного сложнее оценивать результаты труда руководителей и специалистов, поскольку они характеризуют их способность оказывать непосредственное влияние на деятельность какого-либо производственного или управленческого звена.
Предметом оценки
результатов труда персонала
являются личные качества работников,
процесс труда и
Для получения достоверной информации необходимо точно и объективно выделить показатели, по которым производится оценка. В этом случае важно установить четкие и продуманные критерии оценки персонала.
Критерий оценки управленческого персонала – порог, за которым состояние показателя будет удовлетворять или не удовлетворять установленным (запланированным, нормированным) требованиям [15].
Такие критерии
могут характеризовать как
Можно выделить
четыре группы критериев, которые используются
в любой организации с
1) профессиональные
критерии оценки персонала
2) деловые критерии
оценки персонала включают
3) морально-психологические
критерии оценки персонала , к
которым относятся способность
4) специфические
критерии оценки персонала,
Оценку результатов труда необходимо проводить для всех категорий работников, но, как было отмечено выше, легче оценить результаты для категории рабочих и намного сложнее – для руководителей и специалистов.
Две группы показателей используемых при оценке результативности труда:
1) прямые показатели (или количественные) легко измеримы, поддаются достаточно объективной количественной оценке и всегда устанавливаются заранее; на их основе определяются степень достижения поставленных целей;
2) косвенные показатели, характеризующие факторы, косвенным образом влияющие на достижение результатов; их невозможно количественно определить, так как они «характеризуют работника по критериям, соответствующим «идеальным» представлениям о том, как следует выполнять должностные обязанности и функции, составляющие основу данной должности».
Этапы оценки:
1. Описание функций.
2. Определение требований.
3. Оценка по
факторам конкретного
4. Расчет общей оценки.
5. Сопоставление со стандартом.
6. Оценка уровня сотрудника.
7. Доведение результатов оценки до подчиненного.
Главным действующим
лицом в оценке персонала является
линейный руководитель. Он отвечает за
объективность и полноту
Задача службы персонала, осуществляющей оценку кандидатов при приеме на работу, состоит, в сущности в том, чтобы отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата. Фактически оценка при приеме – это одна из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов организации.