Методы повышения эффективности управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - разработка и обоснование рекомендаций по повышению эффективности системы принятия решений на действующем предприятии.
Задачи исследования:
1. Анализ современных методов и подходов к разработке и принятию управленческих решений;
2. Исследование особенностей экономической деятельности действующего предприятия, определение его конкурентных позиций;
3. Изучение системы принятия решений на действующем предприятии;
4. Выявление методов принятия решений на действующем предприятии;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы принятия управленческих решений………………………………………………………....…..5
1.1. Понятие и сущность управления. Управление как практическая деятельность по решению проблем и как принятие решений…………………………………………………………..….5
1.2. Методы принятия управленческих решений …………………8
Глава 2. Основа принятия и реализации управленческих решений в организации (на примере ООО «Спср-экспресс»)……………...12

2.1. Краткая характеристика организации ООО «Спср-экспресс» …………………………………………………………………….…12
2.2 Оценка системы принятия управленческих решений в
ООО «Спср-экспресс»………………………………………….….15
Глава 3. Способы повышения эффективности принятия управленческих решений………………………………….………20

3.1. Общие тенденции изменений, происходящих в отрасли грузоперевозок …………………………………………….…….…20

3.2. Формирование предложений для повышения эффективности принятия и реализации управленческих решений………………. 23

Заключение………………………….…………………………….…26

Список используемых источников информации…

Файлы: 1 файл

курсовая спср-экспресс.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

          МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РФ

                     АНО ВПО «ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ»

 

 

                      

                                Кафедра менеджмента (экономики)

  

             Курсовая работа

 

 

 

 

 

   Дисциплина:    Управленческие решения

    Тема:          Методы повышения эффективности

                                    управленческих решений

 

 

 

 

 

    Выполнил:           студент гр.  МОЗ-3/15    

            

    Проверил:                      преподаватель ____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

                                          г. Москва, 2013                                                             

                                             

                                           Оглавление

 

 

Введение……………………………………………………………3

 

Глава 1.  Теоретические  основы принятия управленческих решений………………………………………………………....…..5

1.1. Понятие и сущность управления. Управление как практическая деятельность по решению проблем и как принятие решений…………………………………………………………..….5

1.2. Методы  принятия управленческих решений  …………………8

Глава 2. Основа принятия и реализации управленческих решений в организации (на примере ООО «Спср-экспресс»)……………...12

 

2.1.  Краткая характеристика организации ООО «Спср-экспресс» …………………………………………………………………….…12

2.2   Оценка системы принятия управленческих решений в

ООО «Спср-экспресс»………………………………………….….15

Глава 3. Способы повышения  эффективности принятия управленческих решений………………………………….………20

 

3.1. Общие тенденции изменений, происходящих в отрасли  грузоперевозок …………………………………………….…….…20

 

3.2. Формирование предложений для  повышения эффективности принятия  и реализации управленческих решений………………. 23

 

Заключение………………………….…………………………….…26

 

  Список используемых  источников информации………………….30                       

 

 

 

 

                                         Введение

          Одним из условий стабильного функционирования и повышения эффективности производства является разработка, обоснование, принятие и реализация управленческих решений. Внедрение эффективных решений способствует сокращению затрат производства, предупреждению отрицательных следствий хозяйствования. Повышение эффективности системы принимаемых решений в практике действующих предприятий является особенно актуальной темой, так как до сих пор многие промышленные предприятия используют устаревшие подходы и к управлению предприятием, и к принятию управленческих решений.

          Принятие управленческого решения является важнейшим этапом в управленческой деятельности. Отличительной чертой функционирования современной организации является резкое усиление влияния постоянно изменяющейся внешней среды. Это существенным образом определяет необходимость улучшения параметров качества управленческого решения.  
Долгосрочные цели предприятия закладываются в настоящем. Поэтому экономия на качестве управленческого решения принесет в будущем серьезные экономические потери из-за реализации и тиражирования некачественного решения на последующих этапах. Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.

         Считая организацию инструментом управления, многие специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают ее деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес специалистов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.

          Эффективность управленческих решений - это ресурсная результативность, полученная по итогам разработки и реализации управленческих решений в организации. В качестве ресурсов могут быть финансы, материалы, здоровье персонала, организация труда и др. Можно сказать, что эффективность управленческих решений обуславливается как качеством самих решений, так и качеством их осуществления. Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие составляющие как проблемы, цели, альтернативы и решения.

         Цель исследования - разработка и обоснование рекомендаций по повышению эффективности системы принятия решений на действующем предприятии.

          Задачи исследования:

1. Анализ современных методов и подходов к разработке и принятию управленческих решений;

2. Исследование особенностей экономической  деятельности действующего предприятия,  определение его конкурентных  позиций;

3. Изучение системы принятия решений на действующем предприятии;

4. Выявление методов принятия решений на действующем предприятии;

5. Оценка эффективности системы принятия решений на предприятии;

         Объект исследования: ООО «Спср-экспресс», специализирующееся на экспресс-доставке грузов, документов, почты.

          Предмет исследования: Система принятия управленческих решений в ООО «Спср-экспресс». Цель и задачи исследования определили структуру работы.

           Во введении показана актуальность темы, сформулирована цель, основные задачи, определены предмет, объект и методы исследования, приведена структура работы.

           В первой главе рассматриваются современные подходы к классификации управленческих решений, приводится описание общего процесса принятия решений. Также в главе анализируются современные методы и модели принятия управленческих решений, методы оценки эффективности принятия управленческих решений, что служит основой для анализа системы принятия управленческих решений на действующем предприятии, проведенного во второй главе.

         Во второй главе работы приводится анализ хозяйственной и финансовой деятельности ООО «Спср-экспресс», указывается специфика отрасли, ее динамика, рассмотрены факторы внешней среды, влияющие на деятельность предприятия. Также выявляются тенденции, сопровождающие процесс принятия решений на предприятии. Наряду с этим, глава включает анализ системы принятия решений на предприятии, оценку ее эффективности, анализ применяемых подходов к принятию решений, выявление преимуществ и недостатков системы принятия управленческих решений, что послужило основой для разработки и обоснования рекомендаций, приведенных в третьей главе.

          В третьей главе представлен детальный анализ слабых сторон деятельности предприятия, а также перечень предлагаемых управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия в целом.

          В заключении приводятся основные выводы по работе. Практическое значение работы состоит в предложении управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности действующего предприятия.

 

           Глава I Теоретические основы принятия

                             управленческих   решений

    1. Понятие и сущность управления. Управление как практическая деятельность по решению проблем и как принятие решений.

 
          Управление как социальный феномен известен с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в т.ч. менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики, психологии, экономики. Таким образом, теория управления как самостоятельная отрасль знания формируется и развивается как междисциплинарная система. Структура этой науки включает в себя разделы вышеперечисленных дисциплин, касающиеся управления. Это значит, что теория управления включает в себя социологию управления, психологию управления, политику как искусство управления государством, менеджмент как науку и искусство управления организацией. Особое значение для становления теории управления имела кибернетика как наука об общих чертах процессов и систем управления в технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях. 
          В современной науке управления выделяют два уровня знания, первый из которых представлен общими теориями социального управления, а второй – прикладными теориями организации и управления, обеспечивающими базу для практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления. 
          Объектом теории управления являются управленческие отношения, т.е. социальные отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами в процессе управления деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними. 
          Управленческие отношения складываются по поводу координации и субординации общественных связей. В управленческих отношениях проявляется особый характер социального взаимодействия – соподчиненность, субординация, предполагающая, с одной стороны, авторитет целого, с другой – подчинение этому авторитету. 
          В качестве предмета теории управления могу выступать следующие направления научного исследования: 
- сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни. 
- механизм самоорганизации и саморегулирования. 
- технологии и методика процесса управления. 
- структурные элементы системы управления. 
- принципы, методы управления. 
          Вычисление объекта и предмета ту позволяет дать определение данной отрасли знания. Теория управления  представляет собой науку, изучающую управленческие процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений. В центре её внимания и изучение механизмов и социальных технологий эффективного управления.  
           В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах: 
- общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность); 
- управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация); 
- конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды). 
          Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделяются на общие и конкретные. 
Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления. Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов. 
        Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся: 
- прогнозирование и планирование; 
- организация работы; 
- мотивация; 
- координация и регулирование; 
- контроль, учет, анализ. 
          Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав: 
- перспективное и текущее экономическое и социальное планирование; 
- организация работ по стандартизации; 
- учет и отчетность; 
- экономический анализ; 
- техническая подготовка производства; 
- организация производства; 
- управление технологическими процессами; 
- оперативное управление производством; 
- метрологическое обеспечение; 
- технологический контроль и испытания; 
- сбыт продукции; 
- организация работы с кадрами; 
- организация труда и заработной платы; 
- материально-техническое снабжение; 
- капитальное строительство; 
- финансовая деятельность. 
          Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг). 
Существуют множество методик успешного решения проблем. Многие из них включают оценку ситуации и анализ важности полученных результатов. Задаются четыре ключевых вопроса: 
1. Почему проблема является важной? 
2. Насколько важен результат решения проблемы в сравнении с другими вещами, также требующими внимания? 
3. Кто будет участвовать в решении проблемы? 
4. С каким реальным давлением и ограничениями придется столкнуться?

          Мозговой штурм (brainstorming), метод  «рыбий скелет», диаграммы Парето  и гистограммы — все это  относится к методам накопления  информации или анализа.  Технология  мозгового штурма была разработана  Алексом Осборном (Alex Osborn) в 1950-х гг. с целью стимулировать творческие начинания в генерировании идей. Идея должна излагаться свободно и сразу записываться в таблицу. Люди должны ощущать свободу в действиях и раскрытии идей. Обсуждение не производится до того момента, пока не приступят к этапу оценки этих идей. 
         Технология «рыбий скелет» была разработана Ишикавой (Ishikawa) и широко используется при решении проблем в процессе управления качеством. Эта методика помогает в понимании связи причин и результата.  
Диаграммы Парето и гистограммы используются для отображения числовой информации о возможных причинах возникновения проблемы. Они названы так в честь итальянского экономиста, который, в частности, установил принцип 80/20 (работы, важность которых составляет для организации 80%, требуют 20% усилий руководства, а работы, важность которых не превышает 20%, требуют 80% усилий. Искусство руководителя — отделять и исполнять важнейшие работы). 
          Анализ силовых полей — также полезная технология при оценке факторов. Шаги, которые требуется предпринять: 
1. Ясное определение желаемого результата. 
2. Выявление благоприятных и неблагоприятных действующих сил. 
3. Установление путей снижения силы неблагоприятных воздействий или их устранения, определение возможностей для проявления благоприятных факторов. 
4. Выбор действий, направленных на достижение желаемых изменений, которые могут быть предприняты.

 

              1.2. Методы принятия управленческих  решений

 

          Большинство методов разработки  и принятия управленческих решений имеет универсальный характер, однако их группировка осуществлена на основании многолетних исследований авторов и направлена на систематизацию совокупности методов, для упрощения процесса знакомства с ними, их изучения, а также для удобства их практического применения. Также для удобства изучения и использования этих методов их совокупность разделена на группы по этапам процесса разработки и принятия управленческих решений. В процессе разработки и принятия управленческих решений лицо, принимающее решение, может использовать различные методы, которые прямо или косвенно способствуют принятию оптимальных решений.

          Для удобства изучения и использования  этих методов их совокупность  разделена на группы по этапам  процесса разработки и принятия  управленческих решений. Безусловно, некоторые методы универсальны и могут использоваться на нескольких или даже всех этапах процесса разработки и принятия решений. Поэтому методы включены в ту или иную группу по признаку их наиболее частого использования в рамках выполнения конкретного этапа процесса разработки и принятия решения.

          1. Методы, применяемые на этапе диагностики проблемы и формулировки ограничений и критериев

          1.1. Методы ситуационного анализа

- Кейс-метод: Применяется для анализа управленческих ситуаций. 

- «Мозговая атака»: Анализ ситуации путем генерации идей, их обсуждения, оценки и выработки коллективной точки зрения. Применяется для обсуждения возникшей проблемы и установления основных факторов, определяющих ее дальнейшее развитие.

- Двухтуровое анкетирование. Применяется не только для установления влияющих факторов, но и для решения других задач ситуационного анализа.

- Факторный анализ. Применяется для оценки ожидаемых изменений ситуации при тех или иных ожидаемых изменениях факторов вследствие наметившихся тенденций либо управленческих воздействий, целесообразность которых устанавливается в процессе использования технологий ситуационного анализа.

- Многомерное шкалирование. Применяется для сокращения числа факторов, которые необходимо принимать во внимание при анализе и оценке ситуации, а также для содержательной интерпретации получаемого набора факторов.

          1.2. Методы моделирования

- Модели теории игр. Применяется для определения наиболее важных и требующих учета факторов в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы.

- Модели теории массового обслуживания. Применяется в условиях, когда для принятия решения требуется оценить оптимальное число каналов обслуживания, которые необходимо иметь для сбалансирования издержек в случаях чрезмерно малого и чрезмерно большого их количества

- Модели управления запасами. Применяется для сведения к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, что выражается в определенных издержках.

- Имитационное моделирование. Используется в ситуациях, связанных с чрезмерно большим числом переменных, трудностью математического анализа определенных зависимостей между переменными или высоким уровнем неопределенности.

- Экономический анализ. Используется в условиях доступности и достоверности бухгалтерской отчетности. Типичная экономическая модель основана на определении точки безубыточности.

- Оптимальное линейное программирование. Необходимое условие использования оптимального подхода к планированию и управлению (принципа оптимальности) — гибкость, альтернативность производственно-хозяйственных ситуаций, в условиях которых приходится принимать планово-управленческие решения.

- IDEF-моделирование. Применяется для моделирования и анализа деятельности предприятий, так как предоставляет богатый набор возможностей для реинжиниринга бизнес-процессов.

          2. Методы, применяемые на этапе определения альтернатив

Информация о работе Методы повышения эффективности управленческих решений