Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 18:47, курсовая работа
Цель исследования - разработка и обоснование рекомендаций по повышению эффективности системы принятия решений на действующем предприятии.
Задачи исследования:
1. Анализ современных методов и подходов к разработке и принятию управленческих решений;
2. Исследование особенностей экономической деятельности действующего предприятия, определение его конкурентных позиций;
3. Изучение системы принятия решений на действующем предприятии;
4. Выявление методов принятия решений на действующем предприятии;
Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы принятия управленческих решений………………………………………………………....…..5
1.1. Понятие и сущность управления. Управление как практическая деятельность по решению проблем и как принятие решений…………………………………………………………..….5
1.2. Методы принятия управленческих решений …………………8
Глава 2. Основа принятия и реализации управленческих решений в организации (на примере ООО «Спср-экспресс»)……………...12
2.1. Краткая характеристика организации ООО «Спср-экспресс» …………………………………………………………………….…12
2.2 Оценка системы принятия управленческих решений в
ООО «Спср-экспресс»………………………………………….….15
Глава 3. Способы повышения эффективности принятия управленческих решений………………………………….………20
3.1. Общие тенденции изменений, происходящих в отрасли грузоперевозок …………………………………………….…….…20
3.2. Формирование предложений для повышения эффективности принятия и реализации управленческих решений………………. 23
Заключение………………………….…………………………….…26
Список используемых источников информации…
Однако, несмотря на использование методов стимулирования и закрепления персонала, текучесть кадров довольно большая - коэффициент текучести составляет 40% или 0,4. Это очень важный показатель для деятельности любой фирмы и компания должна прилагать все усилия, чтобы его минимизировать. Следует отметить, что этот коэффициент применительно к ООО «Спср-экспресс» относится в основном к молодежи (в возрасте 22-30 лет), а также к специалистам, которые уже для себя больше не видят никаких перспектив роста. Основными причинами текучести являются: открытие собственных компаний сотрудниками, которые получили достаточно знаний и опыта, а также наработали определенную клиентскую базу; переманивание ценных специалистов компаниями конкурентами; негативное влияние социально-психологического климата в компании - постоянные доносы и жесткая конкуренция со стороны коллег, фактическое отсутствие пропагандируемой сплоченности коллектива и атмосферы коллектива единомышленников; поэтапная система мотивации, которая требует некоторого времени, а для молодежи это часто является тормозящим фактором, поскольку молодые специалисты хотят все и сразу.
Внедрение нормирования рабочего дня имеет следующие плюсы: способствует лучшей организации своего времени и общей самоорганизации работников, поскольку сотрудники стараются уделить как можно больше внимания работе, а на курение и посещение различных развлекательных сайтов времени уже не остается или остается, но очень мало; этот метод позволяет сократить потребление электроэнергии и света, что приводит к общему сокращению издержек ООО «Спср-экспресс».
Минусы данного решения следующие: возможность провоцирования негативного отношения со стороны работников по отношению к руководству (например, если с работников взыскивают штрафы); существует вероятность того, что сотрудники будут стараться выполнить свою работу как можно быстрее, чтобы осталось по больше времени на посещение сайтов и вследствие такой спешки, качество выполненной работы будет неудовлетворительным.
Решение о взыскании штрафов за опоздания имеет такие положительные стороны: он способствует улучшению самоорганизации, оперативности и дисциплинированности работников; развивает чувство ответственности, так как если человек опоздает - ему придется отвечать за это в качестве выплаты штрафа и ни на кого переложить ответственность за опоздание не получится; такой метод позволяет почувствовать работникам, что они работают в серьезной компании, где ценится дисциплина и здоровая рабочая атмосфера.
Отрицательные стороны решения: если сотрудники живут далеко от офиса, то они могут начать протестовать против больших штрафов за опоздания, аргументируя это тем, что если компания не хочет, чтобы они опаздывали - пусть тогда оплачивает им транспорт или предоставляет корпоративный транспорт; высокие штрафы за опоздания могут стать причиной ухода ценных сотрудников ООО «Спср-экспресс», если, например человек далеко живет и часто опаздывает, то ему просто надоест все время платить штрафы и компания может лишиться ценного работника.
Внедрение планирования профессионального роста имеет такие положительные аспекты, как: целенаправленное использование инструмента карьерной мотивации повышает стремление работать не только у кандидата на новую позицию, но и у остальных сотрудников; осознание того, что ООО «Спср-экспресс» предпочитает растить собственные кадры, укрепляет лояльность людей; возможность двигаться по карьерной лестнице удерживает ценных работников в компании.
К отрицательным аспектам этого решения можно отнести: всегда сохраняется риск ухода человека к конкурентам после того, как он за счет фирмы повысит квалификацию и вырастет по карьерной лестнице; применять этот метод мотивации необходимо рационально, учитывая особенности людей, так как не всякий человек решится взять на себя большую ответственность и не всякий высокопрофессиональный сотрудник имеет особые навыки и лидерский потенциал, чтобы управлять большим числом подчиненных; многие руководители ошибочно вкладывают слишком много усилий и средств на развитие определенных сотрудников, даже не задаваясь вопросом о том, сопоставим ли масштаб затрат на развитие сотрудника с масштабом пользы, которую он принесет компании, повысив свой профессиональный уровень. Таким образом, существует опасность того, что руководитель будет активно продвигать по карьерной лестнице сотрудника, от которого будет мало толка; иногда профессиональное развитие может быть лишь временным мотивирующим фактором, а достигнув вершин мастерства, человек начинает стремиться к карьерному росту в других компаниях, и тогда компания не сможет его удержать никакими способами.
К административно-правовым решениям обязательного характера можно отнести:
- приверженность и соответствие ООО «Спср-экспресс» стандартам качества.
- страхование грузов.
- нормирование рабочего дня. В связи с тем, что большинство работников из-за множества причин, в основном по причине неумения эффективной организации своего времени, не успевают выполнить свою работу на протяжении 8-ми часового рабочего дня - таким сотрудникам приходится оставаться после 18:00 и работать после рабочего дня, бывает и до 21:00.
- планирование карьерного и профессионального роста - руководство ООО «Спср-экспресс» знает, что амбиции не чужды наемным работникам и что нередко именно желание получить признание со стороны коллег и начальства мотивирует их работать с полной отдачей, а возможность продвинуться по карьерной лестнице удерживает в компании. Если такой привлекательной перспективы у талантливых и профессиональных сотрудников нет, то их уход неизбежен. Время от времени перспективным сотрудникам поручают ведение тех или иных проектов и поощряют за успешную реализацию. Также повышают статус без изменения должности, то есть происходит качественное изменение самой профессиональной позиции, и соответственно статуса занимающего ее специалиста. Для сотрудников, занимающих критически важные для благосостояния компании должности (например, финансовый и исполнительный директор), проведение политики профессиональной мотивации необходимо. Иногда возникает ситуация, когда появляются засидевшиеся на своих позициях и успевшие заскучать высококвалифицированные работники. Повысить их в должности нет возможности, платить больше - иногда тоже, да и деньги их уже не мотивируют. В таких ситуациях используют систему ротации. Суть ее состоит в замене «вертикальной» карьеры на «горизонтальную».
В данной компании преобладают решения экономического и социального характера. Что касается административных решений - они в меньшинстве. Кроме того, в компании практикуется единоличное принятие решений генеральным руководителем, что говорит об авторитарном стиле руководства. До 90% всех решений пытается контролировать генеральный руководитель. Это негативно сказывается на деятельности предприятия, так как бывают простои до момента согласования какого-либо действия с руководителем. При этом подготовку решений осуществляет кто-либо из назначенных сотрудников, иногда это проходит с привлечением экспертов (юристов, экономистов, аудиторов). В этом случае можно говорить об экспертном методе принятия решений. Коллегиальное решение практикуется лишь в малозначимых в экономическом смысле решениях, например при утверждении корпоративного стиля.
Глава 3. Резервы повышения эффективности управленческих
решений в ООО «Спср-экспресс»
3.1 Общие тенденции изменений, происходящих
в отрасли грузоперевозок.
Прежде, чем подойти к конкретным рекомендациям по повышению эффективности системы принятия управленческих решений в ООО «Спср-экспресс», рассмотрим для начала общие тенденции изменений, происходящих в данной отрасли. Их можно характеризовать как условия риска, а иногда даже условия неопределенности. О состоянии стабильности и высокой прогнозируемости пока говорить не приходится.
Рынок перевозок в России в период 2005-2007
гг., демонстрировал стабильный рост на
уровне 8-10%. Благодаря глобализации экономики
и увеличению внешнеторгового оборота,
рынок контейнерных перевозок в 2007-2011
года опережал по темпам роста другие
сегменты транспортной отрасли. Рост рынка
контейнерных перевозок в России составлял
12% в год, в то время как международный
рынок контейнерных перевозок демонстрировал
рост на уровне 6-8%.
Основным
фактором, определяющим развитие рынка
контейнерных перевозок, является универсальность
такого вида услуг. Контейнеры могут использоваться
для перевозок крупных партий грузов,
таких как потребительские товары, строительные
материалы, машинное оборудование, продукция
химической промышленности, металлы и
металлоконструкции.
Несмотря
на резкое сокращение объемов, которое
продемонстрировал рынок контейнерных
перевозок в период финансового кризиса,
восстановление рынка контейнерных перевозок
началось уже в середине 2010 года. По оценкам
экспертов, в 2010 году объем рынка контейнерных
перевозок вырос на 11%.
Специфика рынка
внутренних перевозок заключается в большом
количестве операторов на данном рынке,
и характеризуется высокой конкуренцией.
Из-за того, что рынок довольно насыщенный,
компании ведут жесткую борьбу за клиентов,
в связи с чем, цены на предоставляемые
услуги разных компаний находятся в узком
диапазоне и стремятся к примерно одинаковому
уровню. Каждая организация по возможности
стремится понизить цены, вслед за ней
понижают цены и другие фирмы, в результате
выигрывает клиент, так как у него появляется
возможность сэкономить, приобретая услуги
на наиболее выгодных для него условиях.
Рынок характеризуется почти полным доминированием иностранных фирм и перевозчиков в сфере морских и авиаперевозок, в связи с практическим отсутствием судов и самолетов должного уровня у отечественных компаний. Цены зависят от расстояния транспортировки, свойств и категории груза, количества груза, от сроков хранения груза, срочности выполнения заказа, вида транспорта, требуемого пакета услуг и т.д.
Оборот автотранспортных перевозок в 2009-м году составил 38 млн. тонн. Объемы контейнерных автоперевозок как национальных, так и иностранных компаний растут, хотя темпы роста у иностранных больше. У них лучше технологическая база, машины соответствуют европейским стандартам.
Главная проблема состоит в том, что значительная часть “специальных” рейсов выполняется иностранными и транснациональными перевозчиками, поскольку в России не хватает машин, специально оборудованных для контейнерных перевозок. Сейчас 60% всех контейнерных автоперевозок выполняется иностранными компаниями. Подавляющее же большинство отечественных перевозчиков просто не имеют средств, для приобретения такой техники. Не все отечественные автомобили могут выехать за рубеж. По данным Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП), совокупный автопарк российских “автоперевозочных” фирм насчитывает свыше 16,5 тыс. машин, из которых европейским нормам “экологической чистоты” Euro-2 соответствуют 3,5 тыс., а нормам Euro-3 - 6 тыс. Поэтому большинство национальных перевозчиков уже закупают машины за рубежом. Одной из наиболее древних (но не потерявших остроты) проблем, с которой отечественные “международные” автоперевозчики сталкивались в прошедшем году, стал дефицит разрешений на въезд.
Анализ рынка грузовых перевозок показал, что в коммерческом сегменте автоперевозок грузов сокращение объёма перевозок грузов в 2009 году составило около 19-20% по сравнению с предыдущим годом. Рынок грузовых перевозок включает в себя перевозки морским, железнодорожным, автомобильным, воздушным, внутренним и водным транспортом. Объём перевозки грузов железнодорожным транспортом вырос в 2010 году на 9% по сравнению с 2009 годом. Объём перевозки грузов морским транспортом в 2010 году остался практически на уровне предыдущего года, а темп роста объёма грузоперевозок авиатранспортом в тот же период составил 130%. На российский рынок автомобильных грузовых перевозок оказывают влияние следующие факторы: общее состояние промышленности, оптовой торговли, розничной торговли, состояние строительной отрасли.
Если анализировать спрос на услуги грузовых перевозок по России с помощью авиационного транспорта, то можно отметить его рост. Грузоперевозки с помощью авиационного транспорта занимают лидирующую позицию по скорости доставки, отличаются высокой безопасностью, но наряду с этим перевозки по России воздушным транспортом – довольно дорогая услуга. В связи с этим грузоперевозки с помощью данного вида транспорта используются тогда, когда необходимо доставить груз очень срочно, в труднодоступный регион страны, либо груз относится к категории дорогостоящих.
Если анализировать качество услуг рынка перевозок по России, то можно отметить положительную тенденцию развития. Государство вкладывает средства в строительство новых автомобильных магистралей, ремонт железнодорожных путей и т.д. Кроме этого компании-грузоперевозчики в связи с высокой конкуренцией в сфере грузовых перевозок по России повышают качество обслуживания, обновляют парк транспортных средств, разрабатывают дополнительные услуги, входящие в комплекс услуг по грузовой перевозке по России и т.д. Но, несмотря на это, в сфере грузовых перевозок в нашей стране имеется еще целый ряд неразрешенных проблем. На сегодняшний день наблюдается заметный и устойчивый рост российского рынка автомобильных грузовых перевозок, обусловленный интенсификацией перевозок и увеличением их объема. В то же время, уровень развития складской инфраструктуры, особенно в регионах России, в настоящее время сильно отстает от спроса.
Услуги по грузовым автоперевозкам в России дороже, чем в развитых зарубежных странах, по различным данным, в полтора-два раза, а расход топлива - больше на 30%. Это выглядит несколько парадоксально, потому что, как показывает сравнительный анализ структуры затрат перевозчиков России и стран ЕС на примере кругового рейса Россия - Германия, километр пробега у отечественных грузоперевозчиков почти в полтора раза дешевле. И все же, по данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), доля автомобильного транспорта в обслуживании внешнеторгового оборота России составляет около 25%.
В ближайшие 3-4 года рынок контейнерных перевозок ожидает динамичный рост на фоне экономического подъема и повышения уровня контейнеризации. По прогнозам экспертов, рынок контейнерных перевозок ожидает также увеличение потоков импорта на фоне роста внутреннего потребления. Благоприятным фактором, оказывающим положительное влияние на рынок контейнерных перевозок в ближайшие годы, будет реализация федеральных программ в области транспорта. Однако существуют и слабые стороны, оказывающие негативное влияние на рынок контейнерных перевозок, среди которых следует выделить устаревший парк оборудования и отсутствие развитой портовой инфраструктуры. По мнению экспертов, российский рынок контейнерных перевозок характеризуется относительно стабильным уровнем цен.
3.2 Рекомендованные решения по повышению эффективности
деятельности в ООО «Спср-экспресс»
По результатам анализа, поведенного во второй главе, были выявлены следующие решения, имеющие позитивное влияние на конкурентоспособность компании и определяющие качество управления:
Информация о работе Методы повышения эффективности управленческих решений