Методы принятие управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения.
Не меньшее значение имеет проблема рациональности принимаемых решений. Всё чаще при подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя. Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели. Его характеризуют следующие признаки: возможность выбора из множества альтернативных вариантов; наличие цели; необходимость волевого акта лица принимающего решения.

Содержание работы

Введение 3
Понятие, сущность и классификация управленческих решений 5
Методы принятие управленческих решений 14
Характеристика предприятия 21
Научно-техническая часть 22
Проектная часть 30
Заключение 34
Список используемой литературы 36

Файлы: 1 файл

управленческие решения.docx

— 56.69 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный экономический  университет

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Управленческие решения» на тему:

Методы принятие управленческих решений

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент 5 курса

заочного факультета по специальности

«Менеджмент организации»

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение            3

Понятие, сущность и классификация  управленческих решений   5

Методы принятие управленческих решений      14

Характеристика предприятия         21

Научно-техническая часть          22

Проектная часть           30

Заключение           34

Список используемой литературы        36

 

Введение

 

Особое место в теории управленческих решений занимает проблема руководства. Традиционно под руководством принято понимать отношения, возникающие  в организации в процессе и  по поводу управления. Основной принцип  управления - единоначалие.

Единоначалие - форма организации  управления, при которой во главе  органа управления (его структурного подразделения) учреждения или организации  стоит одно лицо, правомочное принимать  в пределах своей компетенции  юридически обязательные решения. Единоначалие создаёт возможность более оперативного принятия решений, повышает персональную ответственность за общее состояние  дел в данном органе, организации, учреждении.

Говоря о проблемах  организации, невозможно обойти вниманием  такую важную проблему, как принятие управленческих решений. Она занимает одно из центральных мест в социологии организации. Интерес социологов к  этой проблеме обусловлен тем, что в  решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.

Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди  имеющихся вариантов или альтернатив  направления действий, сокращающих  разрыв между настоящим и будущим  желаемым состоянием организации. Таким  образом, данный процесс включает много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения.

Не меньшее значение имеет  проблема рациональности принимаемых  решений. Всё чаще при подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя. Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в  себя план (программу) действий по достижению поставленной цели. Его характеризуют следующие признаки: возможность выбора из множества альтернативных вариантов; наличие цели; необходимость волевого акта лица принимающего решения.

 

 

Понятие, сущность и классификация  управленческих решений

 

Управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных  полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

Классификация управленческих решений необходима для определения  общих и конкретно-специфических  подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность.

Управленческие решения  могут быть классифицированы различными способами. Наиболее распространенными  являются следующие принципы классификации: по функциональному содержанию; по характеру решаемых задач; по иерархии управления; по характеру организации  разработки; по характеру целей; по причинам возникновения; по исходным методам  разработки; по организационному оформлению.

Управленческие решения  разделяются по функциональному  содержанию, т.е. по отношению к общим  функциям управления, например: решения  плановые; организационные; контролирующие; прогнозирующие.

Обычно такие решения  затрагивают в той или иной мере все функции управления, однако в каждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основной функцией.

Другой принцип разделения связан с характером решаемых задач: экономических; организационных; технологических  и др.

По уровням иерархии систем управления выделяют управленческие решения  на уровне БС; на уровне подсистем; на уровне отдельных элементов системы. Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного  уровня, однако возможен и обратный вариант.

В зависимости от организации  разработки решений выделяются следующие  управленческие решения: единоличные; коллегиальные; коллективные. Предпочтение способа организации выработки  управленческих решений зависит от многих причин: компетентности руководителя, уровня квалификации, характера задач, ресурсов и т.д.

По характеру целей  принимаемые решения могут быть представлены как: текущие (оперативные); тактические; стратегические.

По причинам возникновения  управленческие решения выделяют: ситуационные, связанные с характером возникающих  обстоятельств; по предписанию вышестоящих  органов; программные, связанные с  включением данного объекта управления в определенную структуру программно-целевых  отношений, мероприятий; инициативные, связанные с проявлением инициативы системы (например, в сфере посреднической деятельности); эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности воспроизводственных  процессов в системе (например, сезонности сельскохозяйственного производства).

Важным классификационным  подходом служат исходные методы разработки управленческих решений: графические, с использованием графоаналитических подходов; математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов; эвристические, связанные с широким  использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.

По организационному оформлению управленческие решения выделяют: жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения; ориентирующие, определяющие направление развития системы; гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями  функционирования и развития системы; нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.

В процессе управления организацией принимается огромное количество самых  разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие  признаки, позволяющие это множество  определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице 1

 

Классификационный

признак

Группы

управленческих решений

  • Степень повторяемости проблемы
  • Традиционные - Нетипичные
  • Значимость цели и длительность действия
  • Стратегические - Тактические - Операционные
  • Сфера воздействия
  • Глобальные - Локальные
  • Длительность реализации
  • Долгосрочные - Краткосрочные
  • Прогнозируемые последствия решения
  • Корректируемые Некорректируемые
  • Метод разработки решения
  • Формализованные Неформализованные
  • Количество критериев выбора
  • Однокритериальные - Многокритериальные
  • Форма принятия
  • Единоличные - Коллегиальные
  • Способ фиксации решения
  • Документированные - Недокументированные
  • Характер использованной информации
  • Детерминированные - Вероятностные
  • Основания для принятия решения
  • Интуитивные – Решения на суждениях – Рациональные
  • Место и функции в процессе управления
  • Информационные – Организационные - Технологические

Таблица 1. Классификация  управленческих решений.

 

Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости  проблемы, требующей решения, все  управленческие решения можно разделить  на традиционные, неоднократно встречавшиеся  в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся  альтернатив, и нетипичные. Нетипичные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.

Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством для достижения цели более  высокого порядка. В соответствии с  этим решения могут быть стратегическими, тактическими или операционными.

Стратегические решения  касаются коренных проблем. Они принимаются  в масштабе объекта управления и  выше, рассчитаны на длительный отрезок  времени, на решение перспективных  задач. Стратегические решения являются наиболее важными решениями. Они особенно значимы для конкурентоспособности и имеют высокую цену последствий. Такие решения связаны с существенными преобразованиями организации (смена технологии, смена целей, обновление персонала).

Тактические решения, как правило, обеспечивают реализацию стратегических задач. По времени они не превышают одного года. Тактические цели это задачи, предусматривающие решение частных проблем, намечаемые менеджерами среднего звена и описывающие шаги, прохождения которых требуют стратегические цели организации.

Операционные решения  связаны с осуществлением текущих  целей и задач. По времени они  рассчитаны на период, не превышающий  месяца. Операционные цели это задачи, предусматривающие решения текущих  вопросов, намечаемые менеджерами нижнего  звена и описывающие действия, необходимые для достижения тактических  и стратегических целей.

Сфера воздействия. Решение  может приниматься с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным. Результат решения, может сказаться на каком либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Эти решения не затрагивают деятельность всей системы, однако для коллектива той подсистемы, в отношении которой они принимаются, они могут носить характер общих или частных решений.

Длительность реализации. Реализация решения может потребовать  нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения  и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок, то решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных  решений, результаты, осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.

Прогнозируемые последствия  решения. Большинство управленческих решений в процессе их реализации, так или иначе, поддается корректировке  с целью устранения каких - либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. являются корректируемыми. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.

Метод разработки решения. Некоторые  решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы. То есть результат выполнения заранее  определённой последовательности действий. Нецентрализованные - это новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению. На практике большинство решений  занимает промежуточное положение  между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки, как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры.

Количество критериев  выбора. Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для формализованных  решений), то принимаемое решение  будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет  сложным, многокритериальным.

Форма принятия решений. Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся  альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его  решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента  всё чаще встречаются сложные  ситуации и проблемы, решение которых  требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются коллегиальными.

Способ фиксации решения. По этому признаку управленческие решения  могут подразделяться на фиксируемые, или документированные (т.е. оформленные  в виде какого-либо документа) и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально.

Еще одной формой решений  являются решения, применяющиеся в  автоматизированных системах. Это кодированные решения, которые наносятся на специальные  документы, перфокарты, различные магнитные  носители.

Характер использованной информации. В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определённости) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределённости).

Информация о работе Методы принятие управленческих решений