Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 11:22, контрольная работа
Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения.
Не меньшее значение имеет проблема рациональности принимаемых решений. Всё чаще при подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя. Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели. Его характеризуют следующие признаки: возможность выбора из множества альтернативных вариантов; наличие цели; необходимость волевого акта лица принимающего решения.
Введение 3
Понятие, сущность и классификация управленческих решений 5
Методы принятие управленческих решений 14
Характеристика предприятия 21
Научно-техническая часть 22
Проектная часть 30
Заключение 34
Список используемой литературы 36
Основания для принятия решения. Интуитивные решения. Лицо, принимающее решение, не занимается сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. То, что называется озарением или шестым чувством, и есть интуитивные решения.
Решения, основанные на суждениях.
Это выбор, обусловленный знаниями
или накопленным опытом. Человек
использует знание о том, что случалось
в сходных ситуациях ранее, чтобы
спрогнозировать результат
Рациональные решения. Обосновываются с помощью объективного аналитического процесса.
Место и функции в процессе управления. Принятие решения о том, какую информацию следует считать истинной, называют информационным решением. Информационное решение предполагает преобразование информации в такую форму, которая в наибольшей степени соответствует конкретной задаче управления.
Организационное решение - это выбор альтернатив, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Его цель - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.
К наиболее сложным и ответственным относят решения, которые называют технологическими. Класс технологических решений в производственных организациях включает в себя: определение цели, установление готовности к производству работ и определение их главного направления, распределения сил, средств и способа производства работ, постановку задач подразделениям.
Наиболее ответственным в классе технологических решений является определение цели, на основании чего строятся остальные элементы решения и критерий эффективности. Цель при этом является не внешним фактором по отношению к технологическому решению, а частью его содержания. В ряде случаев первоначальная цель, хотя бы и четко сформулированная, претерпевает существенные изменения в процессе подготовки технологического решения, появляются дополнительные цели и подцели.
Технологическое решение
всегда задает определенное действие,
тогда как организационное
Принятие правильного решения - это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни.
В таблице 2. рассмотрим два уровня принятия решения в организации на примере индивида и организации.
Таблица 2. Принятие решений.
Решение на уровне индивида. |
Решение на уровне организации. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Принятие решений в
организации характеризуется: сознательной
и целенаправленной деятельностью,
осуществляемой человеком; поведением,
основанным на фактах и ценностных
ориентирах; процессом взаимодействия
членов организации; выбором альтернатив
в рамках социального и политического
состояния организационной
Рациональность решения обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.
Информация и способность использовать ее – решающие моменты в процессе принятия решений. Поток информации, который проходит через организацию, можно сравнить с производственным процессом. В этом процессе единицы сырья перерабатываются в товары и услуги, которые организация производит.
Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда стадий и этапов, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему.
Стадия 1. ПРИЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ |
Восприятие и признание проблемы Интерпретация и формулирование проблемы Определение критериев успешного решения |
Стадия 2. ВЫРАБОТКА РЕШЕНИЯ |
Разработка альтернатив Оценка альтернатив Выбор альтернативы |
Стадия 3. ВЫПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ |
Организация выполнения решения Анализ и контроль выполнения решения Обратная связь и корректировка |
Признание необходимости решения
включает следующие этапы:
- Признание проблемы;
- Формулирование проблемы;
- Определение критериев успешного решения проблемы.
Главная задача состоит в правильной постановке цели решения. Любой процесс принятия решения должен начинаться с осознания необходимости его принятия.
Методы принятия управленческих решений
Существует множество методов, с помощью которых может быть принято управленческое решение. Вот некоторые из них.
1. Метод Делфи. Экспертам, которые не знают друг друга даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока эксперты не придут к общему мнению, либо перейдет к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения наивысшей эффективности.
2. Декомпозиция. Представление сложной проблемы, как совокупности простых вопросов.
3. Диагностика. Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.
4. Экспериментальные оценки. Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются.
5. Метод неспециалиста. Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.
6. Метод теории игр. Задачи решаются в условиях полной неопределенности.
7. Метод аналогий. Поиск возможных решений проблемы на основе заимствования из других объектов управления.
Информационное обеспечение - одна из важнейших обеспечивающих функций. Качество, которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы менеджмента. В динамику информационного обеспечение как процесс входит понятие коммуникация.
Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководство получает данные, необходимые для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникация является сложным процессом, состоящим из взаимосвязанных шагов. Каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг, это пункт, в котором, если допустить небрежность, смысл может быть утрачен. Руководитель тратит на коммуникацию 50—90% всего времени. Он занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет собой одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1. Отправитель - это лицо,
генерирующее идеи или
2. Сообщение - информация,
закодированная с помощью
3. Канал - средство передачи информации.
4. Получатель - лицо, которому предназначена информация.
При обмене информацией отправитель
и получатель проходят несколько
взаимосвязанных этапов. Их задача
- составить сообщение и
Информация классифицируется следующим образом:
- по объекту - показатели
качества товара, его ресурсоемкость,
параметры инфраструктуры
- по принадлежности к
подсистеме системы
- по форме передачи - вербальная и невербальная;
- по изменчивости во времени - условнопостоянная и условнопеременная;
- по способу передачи
- спутниковая, электронная,
- по режиму передачи - в нерегламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;
- по назначению - экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;
- по стадии жизненного
цикла товара - стратегического маркетинга,
организационно-
- по отношению объекта
управления к субъекту - между
фирмой и внешней средой, между
подразделениями внутри фирмы
по вертикали и горизонтали,
между руководителем и
Основные требования к качеству информации:
- своевременность;
- достоверность (с определенной вероятностью);
- достаточность;
- надежность (с определенной степенью риска);
- комплексность системы
информации (по качеству и ресурсоёмкости
товара, по стадиям жизненного
цикла товаров фирмы и
- адресность;
- правовая корректность информации;
- возможность многократного использования;
- высокая скорость сбора, обработки и передачи;
- возможность кодирования;
- актуальность информации.
Информационный массив - это упорядоченная по определенным признакам совокупность всех видов информации, используемой органами управления для выработки управляющего воздействия.
Цель создания массива информации - повысить эффективность управления за счет рациональной систематизации информации, правильного её распределения по уровням управления в соответствии с характером решаемых задач.
Информационный массив должен обеспечивать:
- прямое обращение потребителей
к хранимой информации и
- наиболее полное
- оперативный поиск и выдачу информации по запросу;
- предохранение информации от искажения;
- защиту от
Поток информации - целенаправленное движение информации от источников до потребителей. Рационализация потоков информации имеет целью исключить дублирование информации, минимизировать маршруты ее прохождения и обеспечить рациональный обмен информацией между органами управления.