Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 12:30, курсовая работа
На мой взгляд, проблема принятия и реализации решений является самым главным в менеджменте. В процессе работы над своей курсовой я обратила внимание на большое количество методов принятия решений, которые широко используются в современном обществе. Следуя общей тенденции и быстрой эволюции информационных технологий, можно предположить, что методы принятия решений имеют большое будущее. В своей курсовой работе я постаралась выделить лишь основные методы принятия решений, которые имеют непосредственное отношение к процессу принятия и реализации управленческих решений в менеджменте. Принцип современного менеджмента заключается в максимальных результатах при минимальных затратах.
1.Введение
2.Принятие решений
3.Типы принятия решений
4.Процесс принятия управленческих решений
5.Факторы, влияющие на процесс принятия решений
6.Модели принятия решений
7.Механизм принятия решений
8.Методы принятия управленческих решений
9.Практическая часть
10.Заключение
11.Список использованной литературы
6.Модели принятия решения
Модель-это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самого объекта или системы. Например, схема организации это модель, представляющая ее структуру. Главная особенность модели – упрощение реальной ситуации или системы. Модель менее сложна, не относящиеся к делу детали, маскирующие проблему в реальной жизни, устраняются, поэтому возможности понимания и разрешения проблем увеличиваются.
Процесс моделирования часто
В зависимости от того, как
процесс решения
Рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. В рамках такого подхода требуется всестороннее определение проблемы, изнурительный поиск альтернатив, тщательный подбор данных и их углубленный анализ. В этом случае оценочные критерии обычно определяются в начале процесса. Обмен информацией должен происходить беспристрастно на основе выбора лучшей альтернативы для организации в целом.
Модель ограниченной рациональности может иметь две разновидности: личностно ограниченную рациональность и организационно ограниченную рациональность. Определение проблемы при этом подходе происходит упрощенным образом, и поиск альтернативы осуществляется в начале процесса в известных для менеджера или организации областях. Анализ данных также упрощается, сдвигаясь с долгосрочных ориентиров на краткосрочные. Обмен информацией точен только отчасти и отражает во многом индивидуальные предубеждения, основанные на целях отдельных подразделений. Оценочные критерии сводятся до уровня прошлого опыта. Первая из альтернатив, превысившая этот уровень, кладется в основу выбора. Люди преследуют цели удовлетворенности, а не максимизации. Удовлетворенность трактуется как курс действий, который достаточно хорош для организации в целом и требует минимума усилий со стороны ее членов. Примером может служить факт того, что очень часто инвестиции в организациях направляются туда, где можно получить удовлетворительную прибыль, без попытки найти лучший вариант из всех имеющихся.
Политическая модель организационных решений обычно отражает желание членов организации максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы. Предпочтения устанавливаются еще на раннем этапе процесса исходя из групповых целей. Обмен информацией носит единичный характер. Определение проблемы, поиск альтернативы, сбор данных и оценочные критерии выступают, скорее всего, как средства, используемые для того, чтобы склонить решение в чью-либо пользу. В данном случае решение становится функцией распределения власти в организации и эффективности политики, используемой различными участниками процесса.
Физическая модель представляет собой увеличенную или уменьшенную копию объекта или системы. Особенность физической модели состоит в том, что в некотором смысле она выглядит как моделируемая целостность. Например, авиационные предприятия всегда изготавливают уменьшенные физические копии новых самолетов, чтобы проверить аэродинамическое сопротивление. Модель должна вести себя аналогично разрабатываемому новому самолету, при этом ее стоимость в миллионы раз меньше настоящего самолета.
Аналоговая модель представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Графики, иллюстрирующие соотношения объема производства и издержек, являются аналоговой моделью. График показывает, как уровень производства влияет на издержки.
Математическая модель - это описание свойств объекта или системы с помощью математических символов. В математической модели используются символы для описания свойств или характеристик объекта либо события. Чаще всего такие модели используют при принятии организационных решений.
Имитационное моделирование. Это способ исследования моделей вместо реальной системы на основе изменения вариантов ее поведения. Часто применяется в ситуациях слишком сложных для использования математических методов
Линейное моделирование. Используются линейные зависимости;
Оптимальное линейное программирование. Нахождение максимума или минимума целевой функции при заданных ограничениях. Необходимое условие использования оптимального подхода к планированию и управлению (принципа оптимальности) - гибкость, альтернативность производственно-хозяйственных ситуаций, в условиях которых приходится принимать планово-управленческие решения.
Динамическое программирование. Позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач.
Вероятностные и статистические модели. Реализуются в методах теории массового обслуживания.
Теорию игр. Моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений.
Создание модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. Используется в ситуациях, связанных с чрезмерно большим числом переменных, трудностью математического анализа определенных зависимостей между переменными или высоким уровнем неопределенности. Все модели подразумевают применение имитации в широком смысле.
Технология менеджмента имеет
следующие составляющие:
общее руководство принятия решения;
правила принятия решений;
планы в принятии решении;
принятие двусторонних решений руководителями
одного уровня на основе индивидуального
взаимодействия.
Целевые группы и их роль в принятии решений
(групповое взаимодействие на равных уровнях);
матричный тип взаимодействия.
Первые три составляющие обеспечивают
вертикальную взаимосвязь между уровнями
управления, последние три – горизонтальную
связь в координации принимаемых решений.
Фирма может использовать, как простой,
так и сложный механизм взаимодействия
в менеджменте, что зависит от сложности
принимаемых решений и возможностей их
реализации.
Общее руководство принятием решений
предполагает, что процесс принятия решений
находится в руках одного линейного (общего)
руководителя, который подчинен в свою
очередь вышестоящему руководителю. Здесь
создается иерархия в принятии решения
по линейным должностям. Каждый руководитель,
решает свои проблемы, со своим непосредственным
руководителем, а не с вышестоящим, минуя
своего непосредственно руководителя.
Правило принятия решений, или нормативы,
обычно разрабатываются и издаются самими
фирмами. В них формулируются действия,
необходимые для реализации принятых
решений в определенных условиях. Эти
правила имеют целью осуществление координации
между различными подразделениями и делятся
на оперативные, стратегические, организационные.
Оперативные правила обычно формулируются
в среднем управленческом звене в виде
различных инструкций.
Стратегические правила или деловая политика,
включают такие виды решений, как определение
типа выпускаемых изделий и услуг, вида
заказчиков, организации сбытовой сети,
способов установления цен, условий и
гарантий при продаже изделий фирмы и
др. Стратегические правила обычно формулируются
на высшем уровне управления при участии
среднего звена управления и не имеют
временных ограничений.
Организационные правила основываются
на местном или государственном законодательстве.
Они касаются таких вопросов, как определение
цели и характера деятельности фирмы,
ее отношений с государственными учреждениями,
правовой формы и устава фирмы. Эти правила
устанавливают владельцев фирмы, их права
и ответственность, а так же размер дивидендов,
оплату высших управляющих и премиальные
выплаты, схемы должностных окладов, лимиты
капиталовложений, в пределах которых
руководители могут распоряжаться финансовыми
средствами фирмы.
Планы являются средством координации
деятельности различных подразделений
при принятии управленческих решений.
В планах определяются имеющиеся ресурсы,
необходимые для достижения намеченных
целей в рамках конкретного периода. Планы
охватывают деятельность производственных
отделений, поэтому принятие управленческих
решений осуществляется в рамках своих
планов. Преимущество планов перед правилами
состоит в том, что они являются более
гибкими и их легче приспособить к изменившимся
условиям.
Вариант плана обсуждается руководителем
производственного отделения с вышестоящим
руководителем (вице-президентом), после
чего по окончательному варианту принимается
решение, которое становиться обязательным
к исполнению. Результаты выполнения плана
периодически оцениваются руководителем
производственного отделения. По итогам
оценки принимаются решения о необходимости
внесения корректив в плановые показатели
или применения конкретных мер. О любых
существенных отклонениях от плана руководство
производственного отделения обязано
информировать высшее руководство фирмы,
которое может принять собственное решение,
обязательное для выполнения.
Принятие двусторонних решений руководителями
одного уровня на основе индивидуального
взаимодействия осуществляется без согласования
со своими общими руководителями. Здесь
реализуется горизонтальный способ координации
в принятии решений в рамках утвержденных
правил и планов.
Для целей координации довольно часто
выделяются специальные лица в находящихся
на одном уровне управленческой структуры
производственных отделениях. В некоторых
фирмах функции координатора выполняет
руководитель проекта, отвечающий за осуществление
конкретного комплекса работ и поучающий
полномочия принятия соответствующих
решений. Довольно часто в производственных
отделениях в качестве координаторов
для принятия решений назначаются руководители,
отвечающие за выпуск конкретного изделия.
Чаще всего это относится к разработке
новых изделий и разработке и выпуску
изделий части и компоненты, которых изготавливаются
в разных производственных отделениях.
В таких случаях координатор выполняет
функции руководителя, отвечающего за
выпуск конечного продукта и имеет, право
принимать решения по вопросам технологии,
организации производства и сбыта.
Координатор-руководитель имеет право
обсуждать проекты принимаемых решений
с руководителями других производственных
отделений и функциональных подразделений,
но не имеет административной власти,
которую получают линейные руководители.
Целевые группы действуют на основе группового
взаимодействия и принимают решения, касающиеся
конкретных вопросов совместной деятельности
для достижения установленных целей. Целевые
группы могут создаваться на временной
или постоянной основе и иметь в своем
составе представителей разных функциональных
подразделений и специализированных производственных
отделений. Во главе группы, создаваемой
иногда в форме комитета или комиссии
назначается руководитель (председатель),
который наделяется правом принимать
решения без согласования с высшим руководством
фирмы или общим руководителем. Вместе
с тем члены группы продолжают находиться
в подчинении у своего руководителя.
В матричных структурах, в отличие от двух
предыдущих горизонтальных механизмов,
руководителю проекта предоставляются
линейные права, аналогичные тем, которые
даются руководителям функциональных
подразделений. Возникает сетевая структура,
позволяющая принимать решения во все
более усложняющихся условиях, касающихся
все более сложных проблем.
8.Методы принятия решений.
Большинство методов
разработки и принятия управленческих
решений имеет универсальный
характер, однако их группировка осуществлена
на основании многолетних
Таким образом методы принятия решений можно разделить на методы постановки проблем и методы их решения. Методы используемые на этапе постановки проблемы, обеспечивают ее достоверное и наиболее полное описание, выявление и анализ воздействия внутренних и внешних факторов, дают возможность оценить ситуацию и сформулировать на этой основе проблемную ситуацию. Это методы сбора, хранения, обработки и анализа информации, факторного анализа, декомпозиции и моделирования.
На этапе решения проблемы используются три группы методов: неформальные (эвристические), коллективные и количественные методы.
Управленческая практика свидетельствует о том, что при принятии и реализации решений определённая часть руководителей использует неформальные методы, которые основываются на аналитических особенностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приёмов и методики выбора оптимальных решений руководителем путём теоретического сравнения альтернатив с учётом накопленного опыта. В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что принимаются они оперативно, недостаток - неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера.
Эти методы эффективны, если руководитель смог так разделить проблему, что получившиеся подпроблемы являются типовыми для конкретной компании и имеется типовая методика их реализации.
Разработка управленческих решений для нетиповых, обычно творческих задач довольно трудное занятие. В управленческой практике таких задач встречается довольно много. Это связано с новыми условиями, в которые попадает человек или коллектив в производственной деятельности. Обычно такие задачи решаются постепенно путем обсуждения, концентрации идей, развития новых подходов и стимулировании мышления. Неслучайно собрания, заседания, летучки, планерки и другие формы проведения обсуждения новых проблем и разработки решений прочно вошли в практику работы руководителей. На подобных мероприятиях руководители и специалисты принимают такие эффективные решения, которые не под силу одному даже очень умному человеку. Подавляющее большинство открытий и изобретений сделано при коллективном обсуждении или с их подачи, а известные слова: «эврика» и «эвристика» дали название этим методам.
3.Количественные методы принятия решений
В их основе лежит научно - практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путём обработки (с помощью ЭВМ) больших массивов информации.
4.Коллективные методы принятия решений
Коллективные методы принятия решений - одна из наиболее важных процедур принятия управленческих решений, которая предполагает:
- использование специальных
методов открытого обсуждения
альтернативных вариантов
Важным моментом в этом элементе процедуры принятия решений является определение альтернатив. Желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и, тем самым, дать возможность организации достичь своих целей. На практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или времен, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Кроме того, рассмотрение большого числа альтернатив трудновообразимо и ведёт к путанице. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьёзного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными. Для трудных проблем необходим углублённый анализ, чтобы разработать несколько действительно различающихся альтернатив, включая возможность бездействия. Когда руководство не в состоянии оценить, что произойдёт, если ничего не предпринимать, существует опасность не устоять перед требованием немедленных действий тогда, когда они просто вредны. Опытные менеджеры в таких случаях имитируют “кипучую деятельность”.