Методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия.
Задачами данной работы являются:
1. Рассмотреть методы принятия управленческих решений: теоретический аспект;
2. Раскрыть процесс принятия управленческих решений;
3. Проанализировать принятие управленческих решений.

Файлы: 1 файл

Курсовая Управленческие решения.docx

— 59.21 Кб (Скачать файл)

    Выполняя  свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные  решения, способствующие претворению  в жизнь поставленной задачи.

    Принятие  решения, как правило, сопряжено  с выбором направления действия, и если решение принимается легко, без специальной проработки альтернатив, то хорошее решение принять трудно. Хорошее решение накладывает  на менеджера большую социальную нагрузку и зависит от психологической  подготовленности менеджера, его опыта, личностных качеств.

    Принятию  решения предшествуют несколько  этапов:

  • возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;
  • выбор критериев, по которым будет принято решение;
  • разработка и формулировка альтернатив;
  • выбор оптимальной альтернативы из их множеств;
  • утверждение (принятие) решения;
  • организация работ по реализации решения - обратная связь.

    Критерии  для оценки возможностей организационной  структуры управления:

  1. Определение степени способности применяемой организационной структуры управления обеспечить  получение нормы прибыли.
  2. Степень способности существующей структуры управления создавать условия для повышения нормы прибыли за счет мероприятий НТП.
  3. Степень способности быстро реагировать на изменение спроса и в соответствии с этим осуществлять  действия.
  4. Степень способности организационной структуры управления обеспечить рост производительности труда  за счет по детальной специализации общественного труда и производства.
  5. Степень эффективности системы производственного контроля при данной организационной структуре  управления.

    Объектом  для возникновения проблем могут  служить итоговые показатели деятельности предприятия (организации). В частности, в результате деятельности предприятия  стали резко ухудшаться показатели конечных результатов работы (повышение  себестоимости продукции, снижение роста производительности труда  и его качества, прибыли и рентабельности); а также возникли конфликтные  ситуации, высокая текучесть кадров.

    Применительно к управлению все решения можно  классифицировать как:

  • общие;
  • организационные;
  • запрограммированные;
  • незапрограммированные;
  • рациональные;
  • нерациональные;
  • вероятностные;
  • решения в условиях неопределенности;
  • интуитивные;
  • на основе компромисса;
  • альтернативные.

    Из  всей классификации попытаемся рассмотреть  лишь некоторые решения. Известно, что  принятие решения всегда сопряжено  с определенной моральной ответственностью, зависимости от уровня, на котором  принимается решение. Чем выше уровень  управления, тем выше моральная ответственность  за принятое решение.

    Управленческое  решение устанавливает переход  оттого, что имеется, к тому, что  должно быть проделано за определенный период. В процессе подготовки решения  выявляются проблемы, уточняются цели, ведется вариантная проработка решений, выбор лучшего варианта и завершается  его утверждение.

    Управленческие  решения могут быть: единоличные, коллегиальные, коллективные, стратегические (перспективные), тактические (ближайшие), оперативные.

    Организационные решения принимаются на всех уровнях  управления и являются одной из функций  работы менеджера, они направлены на достижение поставленной цели или задачи. Они могут быть запрограммированными и незапрограммированными.

    Запрограммированное решение - это результат реализации определенной последовательности этапов или действий и принимается на основе ограниченного количества альтернатив.

    Чтобы найти правильные пути решения проблемы, менеджер не должен стремиться к немедленному ее разрешению, да это практически  и невозможно, а должен принять  соответствующие меры по изучению причин возникновения проблемы на основе имеющейся  внутренней и внешней информации.

 

    ГЛАВА 2. Процесс принятия управленческих решений

    2.1. Подходы к принятию  решений

    Каждый  человек в течение дня принимает  десятки, а на протяжении жизни тысячи решений. Некоторые из них весьма индивидуальны: где пообедать? что  делать? и т.п. Другие решения более  сложны и требуют более тщательного  обдумывания. Хотим мы этого или  не хотим, все мы принимаем решения.

    Однако  для менеджера принятие решений - это постоянная и весьма ответственная  работа. Необходимость принятия решений  пронизывает всё, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь  их достижения.

    Процесс принятия управленческих решений многосторонен, представляет собой последовательность этапов и процедур, связанных между  собой прямыми и обратными  связями.

    Содержание  процесса во многом будет зависеть от квалификации лица принимающего решение, его стиля, ситуации и культуры организации. Важной задачей руководителя является выявление сильных сторон и ограничений, выбор оптимального варианта с учетом возникшей ситуации.

    Выработка и принятие решений - это творческий процесс деятельности руководителей. Он, как правило, включает ряд стадий:

  1. выработку и постановку цели;
  2. изучение проблемы;
  3. выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений;
  4. рассмотрение вариантов решений;
  5. выбор и окончательное формулирование решения;
  6. принятие решения;
  7. доведение решений до исполнителей;
  8. контроль за выполнением решений.

   Под  управленческим решением понимают выбор  альтернативы; акт, направленный на разрешение проблемной ситуации.

   В конечном итоге управленческое решение  представляется как результат управленческой деятельности. В более широком  понимании управленческое решения рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

   В управленческой практике сложились, дав  основных подхода к принятию решений: индивидуальный и групповой.

   В рамках индивидуального подхода  наибольшую значимость приобретает  централизация принятия решений. Имеется  в виду, что большая часть решений  в организации принимается в  высшем звене управления и, как правило, одним или небольшой группой  менеджеров, т.е. при централизованном подходе акцент стараются делать на то, чтобы решения принимались  высшим звеном управления.

   При групповом подходе к принятию решения менеджер любого управленческого  уровня управления, ответственный за принятие данного решения, делегирует данные полномочия (передает ответственность  по принятию решения) на самый низкий управленческий уровень. Этот подход защищает главных менеджеров от возможности  увязнуть в решении мелких ежедневных проблем. Главное преимущество данного  подхода состоит в том, что  ответственность и власть передаются работникам более низких уровней  управления, что увеличивает эффективность  принятого решения, ибо оно напрямую затрагивает их интересы.

   При рассмотрении процессов принятия решений  следует учитывать два момента:

     1. принимать решения, как правило,  сравнительно легко, но принять  хорошее решение трудно;

      2. принятие решения - это психологический  процесс, поэтому не удивительно,  что способы, используемые руководителем  для принятия решений, варьируются  от спонтанных до высокологических. Отсюда можно утверждать, что  процесс принятия решения имеет  интуитивный, основанный на суждениях,  и рациональный характер.

      Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Решения, основанные на суждениях, - это  выбор, обусловленный знаниями накопленным  опытом.

      Рациональное  решение отличается от других тем, что  не зависит от прошлого опыта. Оно  обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

      В процессе принятия решения менеджеру  необходимо дать ответы на следующие  вопросы: что делать, как делать, кому поручить работу, для кого делать, где делать, что это дает.

      Процесс принятия решений сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и  операций. Вопросы о том, сколько  и какие стадии должен пройти процесс  принятия решений, каково конкретное содержание каждой из них, - спорные и неодинаково  решаются менеджерами. Это зависит  от квалификации руководителя, ситуации, стиля руководства и культуры организации. Важно, чтобы каждый менеджер понимал сильные стороны и  ограничения каждого подхода  и процедуры принятия решения  и умел выбрать лучший вариант  с учетом ситуации и собственного стиля управления.

    Чтобы управленческое решение было эффективным, следует учитывать следующие  факторы:

    1. Иерархия в принятии решений  - делегирование полномочий по  принятию решения ближе к тому  уровню, на котором имеется больше  необходимой информации и который  непосредственно участвует в  реализации принятого решения.  В этом случае исполнителями  решения являются сотрудники  смежных уровней. Контакты с  подчиненными, находящимися через  один и более иерархических  уровней (ниже, выше), не допускаются.

    2. Использование целевых межфункциональных  групп, в которых сотрудники, входящие  в их состав, отбираются из  различных подразделений и уровней  организации.

    3. Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей при принятии  решений. В данном случае сбор  и обработка информации осуществляются  без обращения к вышестоящему  руководству. Такой подход способствует  принятию решений в более короткие  сроки, повышению ответственности  за их выполнение.

    4. Централизация руководства при  принятии решения. Процесс принятия  решения должен находиться под  контролем одного (общего) руководителя.

    Управленческое  решение - реализованное, воплощенное  в жизнь решение.

    Этапы управления по целям:

    1. Анализ сложившегося положения  на данный момент, определение  желательных характеристик будущего  результата.

    2. Оценка действующей организационной  структуры.

    3. Разработка целей структурных  подразделений. 

    4. Доведение выбранных целей до  подразделений - обоснование построения  дерева целей. 

    5. Реализация целей. 

  1. Оценка достигнутых результатов.
 

    2.2. Анализ и принятие  управленческих решений

    Анализ  экономического управления организациями  дает возможность определить необходимость  применения следующих подходов: системного; комплексного; интеграционного; маркетингового; функционального; динамического; воспроизводственного; процессного; нормативного; количественного (математического); административного; поведенческого; ситуационного процесса.

      Можно дать их краткую характеристику.

    Системный подход управления предполагает, что  любая система или объект рассматривается  как совокупность взаимосвязанных  компонентов, имеющая выход, то есть цель, вход, связь с внешней средой, обратную связь. В подобной системе "вход" трансформируется в "выход".

    В условиях использования комплексного подхода управления предприятием необходимо принимать во внимание технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические, демографические направления управления, а также их взаимосвязи. Если хотя бы одно из этих направлений не принимается  во внимание, то полноценного решения  данной проблемы достигнуто не будет.

    К сожалению, комплексного подхода в  действительности, как правило, не соблюдается. Так, в условиях сооружения новых  предприятий и организаций решение  социальных проблем зачастую откладывается. Это задерживает ввод данного объекта в эксплуатацию либо обусловливает его частичное использование. Можно привести и другие примеры. Так, в процессе проектирования нового оборудования недостаточно внимания уделяется его экологичности, что приводит к неконкурентоспособности этого оборудования.

Информация о работе Методы принятия управленческих решений