Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:10, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия.
Задачами данной работы являются:
1. Рассмотреть методы принятия управленческих решений: теоретический аспект;
2. Раскрыть процесс принятия управленческих решений;
3. Проанализировать принятие управленческих решений.
Выполняя свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь поставленной задачи.
Принятие
решения, как правило, сопряжено
с выбором направления
Принятию решения предшествуют несколько этапов:
Критерии для оценки возможностей организационной структуры управления:
Объектом
для возникновения проблем
Применительно к управлению все решения можно классифицировать как:
Из всей классификации попытаемся рассмотреть лишь некоторые решения. Известно, что принятие решения всегда сопряжено с определенной моральной ответственностью, зависимости от уровня, на котором принимается решение. Чем выше уровень управления, тем выше моральная ответственность за принятое решение.
Управленческое решение устанавливает переход оттого, что имеется, к тому, что должно быть проделано за определенный период. В процессе подготовки решения выявляются проблемы, уточняются цели, ведется вариантная проработка решений, выбор лучшего варианта и завершается его утверждение.
Управленческие решения могут быть: единоличные, коллегиальные, коллективные, стратегические (перспективные), тактические (ближайшие), оперативные.
Организационные решения принимаются на всех уровнях управления и являются одной из функций работы менеджера, они направлены на достижение поставленной цели или задачи. Они могут быть запрограммированными и незапрограммированными.
Запрограммированное решение - это результат реализации определенной последовательности этапов или действий и принимается на основе ограниченного количества альтернатив.
Чтобы найти правильные пути решения проблемы, менеджер не должен стремиться к немедленному ее разрешению, да это практически и невозможно, а должен принять соответствующие меры по изучению причин возникновения проблемы на основе имеющейся внутренней и внешней информации.
ГЛАВА 2. Процесс принятия управленческих решений
2.1. Подходы к принятию решений
Каждый
человек в течение дня
Однако для менеджера принятие решений - это постоянная и весьма ответственная работа. Необходимость принятия решений пронизывает всё, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения.
Процесс принятия управленческих решений многосторонен, представляет собой последовательность этапов и процедур, связанных между собой прямыми и обратными связями.
Содержание процесса во многом будет зависеть от квалификации лица принимающего решение, его стиля, ситуации и культуры организации. Важной задачей руководителя является выявление сильных сторон и ограничений, выбор оптимального варианта с учетом возникшей ситуации.
Выработка и принятие решений - это творческий процесс деятельности руководителей. Он, как правило, включает ряд стадий:
Под управленческим решением понимают выбор альтернативы; акт, направленный на разрешение проблемной ситуации.
В конечном итоге управленческое решение представляется как результат управленческой деятельности. В более широком понимании управленческое решения рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
В управленческой практике сложились, дав основных подхода к принятию решений: индивидуальный и групповой.
В рамках индивидуального подхода наибольшую значимость приобретает централизация принятия решений. Имеется в виду, что большая часть решений в организации принимается в высшем звене управления и, как правило, одним или небольшой группой менеджеров, т.е. при централизованном подходе акцент стараются делать на то, чтобы решения принимались высшим звеном управления.
При групповом подходе к принятию решения менеджер любого управленческого уровня управления, ответственный за принятие данного решения, делегирует данные полномочия (передает ответственность по принятию решения) на самый низкий управленческий уровень. Этот подход защищает главных менеджеров от возможности увязнуть в решении мелких ежедневных проблем. Главное преимущество данного подхода состоит в том, что ответственность и власть передаются работникам более низких уровней управления, что увеличивает эффективность принятого решения, ибо оно напрямую затрагивает их интересы.
При рассмотрении процессов принятия решений следует учитывать два момента:
1.
принимать решения, как
2.
принятие решения - это психологический
процесс, поэтому не
Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Решения, основанные на суждениях, - это выбор, обусловленный знаниями накопленным опытом.
Рациональное решение отличается от других тем, что не зависит от прошлого опыта. Оно обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.
В процессе принятия решения менеджеру необходимо дать ответы на следующие вопросы: что делать, как делать, кому поручить работу, для кого делать, где делать, что это дает.
Процесс принятия решений сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и операций. Вопросы о том, сколько и какие стадии должен пройти процесс принятия решений, каково конкретное содержание каждой из них, - спорные и неодинаково решаются менеджерами. Это зависит от квалификации руководителя, ситуации, стиля руководства и культуры организации. Важно, чтобы каждый менеджер понимал сильные стороны и ограничения каждого подхода и процедуры принятия решения и умел выбрать лучший вариант с учетом ситуации и собственного стиля управления.
Чтобы управленческое решение было эффективным, следует учитывать следующие факторы:
1.
Иерархия в принятии решений
- делегирование полномочий по
принятию решения ближе к тому
уровню, на котором имеется больше
необходимой информации и
2.
Использование целевых
3.
Использование непосредственных (прямых)
горизонтальных связей при
4.
Централизация руководства при
принятии решения. Процесс
Управленческое решение - реализованное, воплощенное в жизнь решение.
Этапы управления по целям:
1.
Анализ сложившегося положения
на данный момент, определение
желательных характеристик
2.
Оценка действующей
3. Разработка целей структурных подразделений.
4. Доведение выбранных целей до подразделений - обоснование построения дерева целей.
5. Реализация целей.
2.2. Анализ и принятие управленческих решений
Анализ экономического управления организациями дает возможность определить необходимость применения следующих подходов: системного; комплексного; интеграционного; маркетингового; функционального; динамического; воспроизводственного; процессного; нормативного; количественного (математического); административного; поведенческого; ситуационного процесса.
Можно дать их краткую характеристику.
Системный подход управления предполагает, что любая система или объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов, имеющая выход, то есть цель, вход, связь с внешней средой, обратную связь. В подобной системе "вход" трансформируется в "выход".
В
условиях использования комплексного
подхода управления предприятием необходимо
принимать во внимание технические,
экологические, экономические, организационные,
социальные, психологические, политические,
демографические направления
К
сожалению, комплексного подхода в
действительности, как правило, не соблюдается.
Так, в условиях сооружения новых
предприятий и организаций