Методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия.
Задачами данной работы являются:
1. Рассмотреть методы принятия управленческих решений: теоретический аспект;
2. Раскрыть процесс принятия управленческих решений;
3. Проанализировать принятие управленческих решений.

Файлы: 1 файл

Курсовая Управленческие решения.docx

— 59.21 Кб (Скачать файл)

    Административная  ответственность и взыскания  применяются в случаях совершения административных правонарушений. Различают  такие виды административного взыскания, как предупреждения, штрафы, административный арест, исправительные работы, конфискация  или возмездное изъятие предметов.

    Организационно-распорядительные методы управления, наряду с социально-психологическими и экономическими, относятся к  методам организования деятельности. Именно они обеспечивают четкое распределение обязанностей в аппарате управления, соблюдение правовых норм и полномочий в решении вопросов функционирования предприятия, а также применения мер принуждения и дисциплинарной ответственности.

    Система организационно-распорядительных методов  реализуется в двух равнозначных направлениях.

    · Воздействие на структуру управления (регламентация и нормирование деятельности) - отражает статику управления. Эти  методы получили название организационных  методов.

    · Воздействие на процесс управления (организация выполнения решений, контроль) - отражает динамику процесса. Это распорядительные методы.

    Формы проявления организационно-распорядительных методов:

    · обязательное предписание (приказ и  т. п.);

    · согласительные (консультации);

    · рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и т. п.).

    Практика  осуществления организационно-распорядительных методов выделяет три типа подчинения:

    1. вынужденное и внешне навязанное  вызывает ощущение зависимости,  нажим "сверху";

    2. пассивное. Чувство удовлетворения  появляется при снятии с сотрудника  части ответственности и отсутствии  необходимости принятия самостоятельных  решений;

    3. внутренне осознанное.

    Чаще  всего именно прямое воздействие  ведет к формированию пассивного подчинения. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия посредством  постановки задач и применения методов  организационного стимулирования.

    Итак, организационно-распорядительные методы являются необходимым условием создания и функционирования организаций. Это  связано с необходимостью формализации отношений, функций, связей, процедур и  т. п., без чего невозможна как регистрация  предприятий, так и построение системы  управления, ее функционирование.

   С переходом на рыночные отношения, роль этих методов в процессе управления предприятием изменилась: из основных в системе управления они перешли  в разряд обеспечивающих, уступив  место социально-психологическим  и экономическим методам.

    Организационно-распорядительные методы находят широкое применение в управлении текущей деятельностью. Для обеспечения эффективности-управления необходима комплексность и системность  в применении инструментов (методов) менеджмента. 
 
 
 

    3.Принятие  управленческих решений

    3.2. Экономические методы

    Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.

    Ранее, предметом регулирования экономическими методами считались централизованное планирование, хозяйственный расчёт, заработная плата, т.е. имело место  узкое толкование роли и места  экономических методов, что ограничивало диапазон принимаемых решений и  рычагов регулирования на уровне предприятия. Экономические методы должны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики, что  вызывает необходимость нового теоретического обоснования роли экономических  методов.

    Путём совместного анализа экономических  законов и категорий, товарно-денежных отношений и принципов рыночной экономики разработалась новая  схема классификации экономических  методов управления:

   Плановое  ведение хозяйства является главным  законом функционирования любого предприятия (организации), которое имеет чётко  разработанные цели и стратегию  их достижения. В рыночной экономике  проявление экономических методов  имеет иной характер, чем в административной экономике. Так, вместо централизованного  планирования утверждается, что предприятия - свободный товаропроизводитель, который  выступает на рынке равным партнёром  других предприятий в общественной кооперации труда. План экономического развития является основной формой обеспечения  баланса между рыночным спросом  на товар, необходимыми ресурсами и  производством продукции и услуг.

   Хозяйственный расчёт является методом ведения  хозяйства, основанным на соизмерении  затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной  деятельности (объём продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении  рентабельности производства, экономном  расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах  труда. Он позволяет сочетать интересы предприятия с интересами подразделений  и отдельных работников. Хозяйственный  расчёт основан на самостоятельности, когда предприятия (организации) являются юридическими лицами и выступают  на рынке свободными товаропроизводителями  продукции, работ и услуг. Самоокупаемость  предприятия определяется отсутствием  бюджетного финансирования и дотационности  в покрытии убытков, т.е. оно полностью  окупает свои затраты за счёт доходов  и в случае длительной убыточности  объявляется банкротом. Самофинансирование является главным принципом расширенного воспроизводства, и развития предприятия  за счёт собственной прибыли.

   Оплата  труда является основным мотивом  трудовой деятельности и денежным измерителем  стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда  и его процессом и отражает количество и сложность труда  работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для  служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей  силы с учётом средних затрат труда  при его нормальной продолжительности.

   Дополнительная  заработная плата позволяет учесть сложность и квалификацию труда, совмещение профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия  в случае беременности или обучения сотрудников и др. Вознаграждение определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды времени. Премия напрямую связывает результаты труда  каждого подразделения и работника  с главным экономическим критерием  предприятия - прибылью.

   Рабочая сила является главным элементом  любого трудового процесса, обеспечивающим переработку предметов труда  с помощью средств труда в конечный продукт. Это всегда главная ценность любого предприятия или организации.

   Рынок труда является неотъемлемой частью рыночной экономики и представляет собой совокупность экономических  отношений, складывающихся в сфере  обмена. Он является составной частью механизма формирования и изменения  пропорций общественного воспроизводства, предопределят распределение рабочей  силы пропорционально структуре  общественных потребностей и уровню материального производства, обеспечивает поддержание равновесия между спросом  на труд и предложением рабочей силы, формирует резервы в сфере  обращения и позволяет увязать  экономические интересы субъектов  трудовых отношений.

   Одной из составляющих на рынке труда, наряду со спросом и предложением, является цена на рабочую силу. Оплачивая  рабочую силу как дорогой товар, собственник стремиться наиболее эффективно её использовать. И здесь на первый план выступают экономические факторы, которые заставляют руководителей  и организаторов производства уделять  первостепенное внимание устранению простоев, потерь рабочего времени, обеспечению  соответствующего уровня производства, труда и управления. Эффективное  использование рабочей силы требует, чтобы этот дорогой товар находился  в работоспособном состоянии. Следовательно, необходимо заниматься условиями труда  и быта работников, постоянно развивать  их способность к труду путём  непрерывной системы подготовки и переподготовки кадров, повышения  их квалификации. Всё это увеличивает  цену на рабочую силу.

   Важное  значение имеют стоимость рабочей  силы и уровень жизни. Стоимость  рабочей силы является денежным мерилом  оплаты труда и в рыночных условиях определяется путём спроса и предложения. Однако стоимость рабочей силы не может быть ниже прожиточного минимума, умноженного на число членов семьи работника; в противном случае происходит деградация трудящихся. Поэтому руководитель предприятия должен заботиться о неуклонном росте уровня жизни своих работников - главном факторе роста материальных и духовных потребностей.

   Рыночное  ценообразование является регулятором  товарно-денежных отношений и важным экономическим инструментом в соизмерении  доходов и расходов, цены и себестоимости  продукции. Стоимость товара отображает общественно необходимые затраты труда на производство и определяется отношением валовой стоимости товаров, произведенных в государстве за год, к количеству товаров.

    3.3. Социально-психологические  методы

    Социально-психологические  методы управления основаны на использовании  в процессе управления персоналом социальных и психологических интересов, как  отдельных работников, так и коллектива в целом.

    Роль  социально - психологических методов  постоянно возрастает. Это обусловлено  тремя моментами:

    - повышением образовательного и  культурного уровня работников, что вызывает с их стороны  ожидание в применении методов  управления их деятельностью,  основанных на учете их интересов,  интересов коллективов, в которых  они работают, методов, которые  не подавляют их как личность, вызывают рост их творческой  активности;

    - развитием демократических начал  в управлении;

    - значительная часть коллективов  является не только наемными  работниками, но и акционерами  предприятия, что вызывает необходимость  некоторого насыщения организационных  (административно-правовых) и экономических  методов - методами социально-психологического  воздействия.

    Речь  идет не об усилении одного метода за счет ослабления другого, а о подкреплении одного метода другим. Это означает, например, что экономические методы, связанные с разработкой систем материального стимулирования труда  работников, должны максимально учитывать  социально-психологические факторы, которые сложились в коллективе.

    Использование социально-психологических методов  предполагает оценку социально-психологического микроклимата в коллективе и его  роль в формировании отдельных работников. Она осуществляется с использованием психологических тестов, наблюдений, анкетирования и т.д.; разработку мероприятий по развитию социально-психологических  отношений в коллективе до требуемого уровня с помощью учебы, психологических  тренингов; учебу руководителей  по овладению социально-психологическими методами управления коллективом, подготовку коллектива к приему социально-психологических  методов воздействия со стороны  руководителей.

    Целенаправленное  формирование атмосферы общественных мнений, их ориентация, образуют необходимые  условия для проявления социальной активности общества и личности. Методы формирования и использования общественного и индивидуального сознания, социальной активности, основывающиеся на общественно значимых морально-этических категориях и ценностях, образуют в совокупности социально-психологические, или воспитательные, методы управления (СПМУ).

    Поскольку содержание духовной жизни общества отличается исключительным разнообразием, различны интересы, вкусы и взгляды  различных групп людей, социально-психологические  методы также весьма разнообразны. В связи с этим особую важность приобретает их классификация. Один из возможных способов заключается  в последовательной иерархии социальных процессов по уровням:

    1) общество;

    2) коллектив;

    3) группа;

    4) личность.

    Рассмотрим  эту классификацию методов подробнее.

    На  уровне общества действуют методы управления социально-массовыми процессами. Это, главным образом, методы воздействия  средств массовой информации, пропаганды на население страны, регионов, социальные слои с целью формирования определенных представлений о текущем характере  общественного развития и состоянии  социально-массовых процессов (социальном состоянии общества, безработице, преступности, гражданских свободах). При этом ответственность (как моральную, так  и юридическую) за объективность  и своевременность информации несут  не только средства массовой информации, но и органы государственной власти. На следующем уровне действуют методы управления коллективами и группами, включающие:

    а) оценку индивидуальных качеств работников;

    б) выработку ориентиров, создающих  условия для максимального проявления профессиональных качеств работников.

    На  этом уровне конкретизируются законы развитая общества (точнее, всего объективного мира), формируется и проявляется  личность каждого работника. Организующая сила коллективного общения формирует  не только профессиональные качества работника, но и развивает его  как целостную личность. Тем самым  социальная устремленность коллектива в целом органично связывается  с социальной устремленностью, социально  значимыми целями, морально-этическими нормами поведения отдельного работника. Уровень развития СПМУ практически  однозначно характеризует уровень  развития коллектива как социальной целостности, систему ее социальных ориентиров, сложившийся морально-психологический  климат в коллективе.

Информация о работе Методы принятия управленческих решений