Методы управления персонала на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Для наиболее полного раскрытия данной темы в работе будут рассмотрены следующие вопросы: Во-первых, теоритические основы управления предприятием; Во-вторых, рассмотрим методы управления персонала; В-третьих, особое внимание на вопрос повышение эффективности управления на предприятии? Уверена, что проделанная работа поможет как в теоретическом, так и в практическом плане при дальнейшем изучении экономических дисциплин.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоритические основы управления персоналом на
предприятии 5
1.1. Понятие и значение персонала в деятельности персонала 5
1.2. Классификация персонала на предприятии 7
2. Методы управления персонала на предприятии 12
2.1. Расстановка персонала на предприятии 12
2.2. Принципы управления персоналом на предприятии 15
2.3. Методы управления персонала на предприятии 17
3. Повышение эффективности управления персоналом на
предприятии 20
3.1. Основные направления мотивации деятельности персонала на предприятии 20
3.2. Материальные стимулы мотивации персонала на
предприятии 22
Заключение 29
Список используемой литературы 0
Приложение 0

Файлы: 1 файл

курсоваЯ.docx

— 98.63 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

Введение 3

1. Теоритические основы управления персоналом на

предприятии 5

  1.1. Понятие и значение персонала в деятельности персонала 5

  1.2. Классификация персонала на предприятии 7

2. Методы управления персонала на предприятии 12

  2.1. Расстановка персонала на предприятии 12

  2.2. Принципы управления персоналом на предприятии 15

  2.3. Методы управления персонала на предприятии 17

3. Повышение эффективности управления персоналом на

предприятии 20

   3.1. Основные направления мотивации деятельности персонала на          предприятии 20

  3.2. Материальные стимулы мотивации персонала на

предприятии 22

Заключение 29

Список используемой литературы 0

Приложение 0

 

 

 

Введение

 

Любому руководителю компании или ее подразделения приходится управлять своим персоналом. Но, как показывает российский опыт, многим руководителям не приходилось специально этому учиться. Рано или поздно успешно  работающие компании и их руководители приходят к моделям управления персоналом, уже освоенным в странах с развитой рыночной экономикой и в передовых российских фирмах. К сожалению, часто приходят к этому достаточно сложным и медленным путем, ценой проб и ошибок. А нужно ли руководителю учиться управлению персоналом? Ведь можно нанять соответствующего специалиста или создать кадровую службу. Можно пользоваться услугами действующей в компании кадровой службы, если таковая есть. Но где гарантия, что этот специалист или эта кадровая служба будут действовать правильно, с применением эффективных подходов и методик? В большей мере такая гарантия может быть обеспечена, если руководителю есть, с чем сравнивать. А для этого ему, как минимум, необходимо четко представлять основы управления персоналом в современной организации.

В условиях рынка  резко возрастает роль эффективности  всех процессов, из которых складывается производство продукции. Необходимо активизировать все имеющиеся в этой сфере резервы, в том числе и в тех областях управления, которым ранее уделялось недостаточно внимания. Одной из таких областей является работа с персоналом. Многократная доказанность эффективности вложений в человеческие ресурсы в условиях перехода к рынку требует достаточно глубокой работы по поиску оптимальных (с точки зрения соотношения затрат результатов) путей развития персонала.

Реальный эффект от управления людьми может быть достигнут  лишь тогда, когда все его элементы будут базироваться на строго научной  основе.

Поэтому изучение вопроса управления персоналом  представляется актуальным в условиях современной России.

В настоящей же работе мы рассмотрим особенности управления персоналом на производстве.

Для наиболее полного  раскрытия данной темы в работе будут  рассмотрены следующие вопросы: Во-первых, теоритические основы управления предприятием; Во-вторых, рассмотрим методы управления персонала; В-третьих, особое внимание на вопрос повышение эффективности управления на предприятии? Уверена, что проделанная работа поможет как в теоретическом, так и в практическом плане при дальнейшем изучении экономических дисциплин.

 

 

1.Теоритические основы управления персоналом на предприятии

 

1.1 Понятие и  значение персонала в деятельности предприятия

Персонал предприятия (фирмы) – это совокупность физических лиц, состоящих с фирмой как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма. Он представляет собой коллектив работников с определённой структуры, соответствующей научно-техническому уровню производства, условиям обеспечения производства рабочей силой и установленным нормативно-правовым требованиям. Категория «персонал предприятия» характеризует кадровый потенциал, трудовые и человеческие ресурсы производства. Она отражает совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и с неосновной деятельностью предприятия.

Для характеристики трудового  потенциала фирмы в экономической  литературе и хозяйственной практике наряду с категорией «персонал» используются и такие понятия, как «кадры», «рабочая сила», «трудовые ресурсы» и «человеческие ресурсы». В одних случаях они употребляются как синонимы, в других – для выделения специфики трудовых ресурсов как особого вида применяемых фирмой ресурсов. Обычно под рабочей силой понимается совокупность физических и умственных способностей человека, которые используются им для производства материальных благ и услуг. Понятие «трудовые  ресурсы» фирмы  характеризует ее потенциальную рабочую силу как часть трудовых  ресурсов  страны, «персонал» - весь личный состав работающих по найму, постоянных  и  временных, квалифицированных и неквалифицированных работников. Под кадрами фирмы понимается основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников  предприятия. В понятие «человеческие ресурсы» вкладывается более широкий  и  глубокий смысл, чем в понятие «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» за счет отражения активной роли человека в экономике, признания экономической целесообразности капиталовложений в формирование, использование и развитие работников. [13, С. 169].

Человеческие ресурсы фирмы являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность. Человеческие ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли. Отличие человеческих ресурсов от других видов ресурсов предприятия заключается в том, что каждый наемный работник может отказаться от предложенных ему условий и потребовать изменения условий труда и модификации неприемлемых с его точки зрения работ, переобучения другим профессиям и специальностям, может, наконец, уволиться с фирмы по собственному желанию. Организованные в профсоюзы работники выступают в качестве субъекта переговоров с администрацией об условиях труда и его оплаты при заключении коллективных договоров на предприятии. Затраты на персонал, включающие затраты на оплату труда, жилье, социальную защиту работников, профессиональное обучение, культурно-бытовое обслуживание и налоги, связанные с использованием рабочей силы, прочно занимают второе место (после материальных) в структуре затрат производственного предприятия.

Персонал  фирмы   и  его изменения имеют определенные количественные, качественные  и  структурные характеристики, которые могут быть с меньшей или большей степенью достоверности измерены и отражены следующими абсолютными и относительными показателями:

  • списочная и явочная численность работников фирмы и /или; ее внутренних подразделений, отдельных категорий и групп на определенную дату;
  • среднесписочная численность работников  фирмы   и /или её внутренних подразделений за определенный период;
  • удельный вес работников отдельных подразделений (групп, категорий) в общей численности работников  фирмы;
  • темпы роста (прироста) численности работников  фирмы  за определенный период;
  • средний разряд рабочих предприятия;
  • удельный вес служащих, имеющих высшее или среднее специальное образование в общей численности служащих и /или работников предприятия;
  • средний стаж работы по специальности руководителей  и  специалистов  фирмы;
  • текучесть кадров;
  • фондовооруженность труда работников и /или рабочих на фирме и др.

Совокупность перечисленных   и  ряда других показателей может дать представление о количественном, качественном  и  структурном состоянии персонала  фирмы   и  тенденциях его изменения для целей управления персоналом, в том числе планирования, анализа  и  разработки мероприятий по повышению эффективности использования человеческих ресурсов предприятия. [13, С. 170].

 

1.2.Классификация  персонала на предприятии

Количественная характеристика трудовых ресурсов предприятия в первую очередь измеряется такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников. Списочная численность работников предприятия – это численность работников списочного состава на определенное число или дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников. Явочная численность — это количество работников списочного состава, явившихся на работу. Разница между явочным и списочным составом характеризует количество целодневных простоев (отпуска, болезни, командировки и т. д.).

Для определения численности работников за определенный период используется показатель среднесписочной численности. Он применяется для исчисления производительности труда, средней заработной платы, коэффициентов оборота, текучести кадров и ряда других показателей. Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на количество календарных дней месяца. Среднесписочная численность работников за квартал (год) определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы предприятия в квартале (году) и деления полученной суммы на 3(12). Для правильного определения среднесписочной численности работников необходимо вести ежедневный учет работников списочного  состава с учетом приказов (распоряжений) о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора.

Кроме численности работников количественная характеристика трудового потенциала предприятия и его внутренних подразделений может быть представлена и фондом ресурсов труда (Фрт) в человеко-днях или в человеко-часах, который можно определить путем умножения среднесписочной численности работников (Чсн) на среднюю продолжительность рабочего периода в днях или часах (Трв):

                              Фртснрв                                                                                                  (1)

Качественная характеристика трудовых ресурсов (персонала) предприятия определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности его работников для выполнения целей предприятия и производимых ими работ. Качественные характеристики персонала предприятия и качество труда оценить значительно сложнее. В настоящее время нет единого понимания качества труда и качественной составляющей трудового потенциала рабочей силы. Длительные дискуссии по этим вопросам в экономической литературе наметили лишь основной круг параметров или характеристик, определяющих качество труда: экономические (сложность труда, квалификация работника, отраслевая принадлежность, условия труда, трудовой стаж); личностные (дисциплинированность, наличие навыков, добросовестность, оперативность, творческая активность); организационно-технические (привлекательность труда, его техническое оснащение, уровень технологической организации производства, рациональная организация труда) и социально-культурные (коллективизм, социальная активность, общекультурное и нравственное развитие). [13, С. 171].

Структурная характеристика трудовых ресурсов (персонала) предприятия определяется составом и количественным соотношением отдельных категорий и групп работников предприятия. В зависимости от выполняемых функций работники производственного предприятия разделяются на несколько категорий и групп. Работники торговли и общественного питания, жилищного хозяйства, медицинских и оздоровительных учреждений, учебных заведений и курсов, а также учреждений дошкольного воспитания и культуры, состоящих на балансе предприятия, относятся к непромышленному персоналу предприятия.

Кадры предприятия, непосредственно связанные с процессом производства продукции (услуг), т. е. занятые основной производственной деятельностью, представляют собой промышленно-производственный персонал. К нему относятся все работники основных, вспомогательных, подсобных и обслуживающих цехов; научно-исследовательских, конструкторских, технологических организаций и лабораторий, находящихся на балансе предприятия; заводоуправления со всеми отделами и службами, а также служб, занятых капитальным и текущим ремонтом оборудования и транспортных средств своего предприятия. 

Работники промышленно-производственного персонала подразделяются на две основные группы: рабочие и служащие. К рабочим относятся лица, непосредственно занятые созданием материальных ценностей, ремонтом основных средств, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др. В свою очередь рабочие обычно подразделяются на основных и вспомогательных.

Информация о работе Методы управления персонала на предприятии