Методы управления персонала на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Для наиболее полного раскрытия данной темы в работе будут рассмотрены следующие вопросы: Во-первых, теоритические основы управления предприятием; Во-вторых, рассмотрим методы управления персонала; В-третьих, особое внимание на вопрос повышение эффективности управления на предприятии? Уверена, что проделанная работа поможет как в теоретическом, так и в практическом плане при дальнейшем изучении экономических дисциплин.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоритические основы управления персоналом на
предприятии 5
1.1. Понятие и значение персонала в деятельности персонала 5
1.2. Классификация персонала на предприятии 7
2. Методы управления персонала на предприятии 12
2.1. Расстановка персонала на предприятии 12
2.2. Принципы управления персоналом на предприятии 15
2.3. Методы управления персонала на предприятии 17
3. Повышение эффективности управления персоналом на
предприятии 20
3.1. Основные направления мотивации деятельности персонала на предприятии 20
3.2. Материальные стимулы мотивации персонала на
предприятии 22
Заключение 29
Список используемой литературы 0
Приложение 0

Файлы: 1 файл

курсоваЯ.docx

— 98.63 Кб (Скачать файл)

В группе служащих обычно выделяются такие категории работающих, как руководители, специалисты и собственно служащие. Отнесение работников предприятия к той или иной группе определяется классификатором профессий рабочих, должностей и тарифных разрядов служащих, имеющих, по существу, значение общероссийского государственного стандарта. К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений, а также их заместители по следующим должностям: директора, начальники, управляющие, заведующие на предприятии, в структурных единицах и подразделениях; главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер, главный механик, главный технолог, главный экономист и др.). К специалистам относятся  работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими аналогичными видами деятельности. К собственно служащим относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство (агенты, кассиры, контролеры, делопроизводители, учетчики, чертежники и др.). [13, С. 172].

В зависимости от характера трудовой деятельности кадры предприятия  подразделяются по профессиям, специальностям и уровням квалификации. Профессионально-квалификационная структура кадров складывается под воздействием профессионального и квалификационного разделения труда. При этом под профессией подразумевается особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков, а под специальностью — вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков. Специальность определяет вид трудовой деятельности в рамках одной и той же профессии. Работники каждой профессии и специальности различаются уровнем квалификации, т. е. степенью овладения работниками той или иной профессией или специальностью, которая отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях. Тарифные разряды и категории – это одновременно и показатели, характеризующие степень сложности работ. Профессионально-квалификационная структура служащих фирмы находит отражение в штатном расписании - документе, ежегодно утверждаемом ее руководителем и представляющем собой перечень сгруппированных по отделам и службам должностей служащих с указанием разряда (категории) работ и должностного оклада. Пересмотр штатного расписания осуществляется в течение года путем внесения в него соответствующих изменений в соответствии с приказом руководителя предприятия.

В зависимости от срока, на который  заключается договор найма, работники фирмы подразделяются на постоянных, временных и сезонных. К постоянным относятся работники, поступившие на работу без указания срока; к временным – поступившие на работу на определенный срок, но не свыше двух месяцев; к сезонным – поступившие на работу на период сезонных работ на срок, не превышающий шести месяцев. В международной практике в зависимости от характера деятельности персонал предприятия разделяют на работников управления (менеджеров высшего, среднего и низшего звена); инженерно-технический персонал и конторских служащих («белые воротнички»); рабочих, занятых физическим трудом («синие воротнички»), и работников социальной инфраструктуры («серые воротнички»). [13, С. 173].

 

2.Методы управления персоналом на предприятии

 

2.1 Расстановка персонала на предприятии

Расстановка (размещение) персонала. Это распределение принятых работников по подразделениям и рабочим местам в соответствии с их способностями и принятой на предприятии системой организации труда. Использование работников в строгом соответствии с их профессией и квалификацией, обеспечение их взаимозаменяемости на основе овладения смежными профессиями, равномерная и полная загрузка персонала и обеспечение точного учета количественных и качественных результатов труда должны обеспечить слаженную деятельность коллектива по реализации основных целей и задач предприятия.

Профессиональное обучение, подготовка и переподготовка работников. Профессиональное обучение персонала  предприятия связано с необходимостью обеспечения максимального соответствия способностей и возможностей работника характеру и содержанию работы, а также с необходимостью максимального использования и развития всех его способностей. Занятые на производственных предприятиях работники постоянно находятся в процессе обучения, поскольку появляется новое оборудование, применяются новые технологические процессы, осуществляется реорганизация производства и управления и т.д.

Основными причинами, обусловливающими необходимость профессионального обучения и переподготовки персонала, являются:

  • недостаток квалифицированной рабочей силы на национальном или региональном уровне;

  • увеличивающаяся стоимость рабочей силы как важнейшего производственного ресурса;

  • конкуренция, требующая сокращения затрат и более эффективного использования трудовых ресурсов;

  • технологические изменения, предполагающие овладение новыми знаниями и переподготовку работников;

  • появление новых производственных процессов;

  • укрупнение производства, требующее новых навыков управления и координации деятельности внутренних подразделений предприятия;

  • подготовка к занятию новой, более высокой должности;

  • развитие потенциала работников;

  • рост объема производства и реализации продукции;

  • социальная ответственность предприятия за своих работников. [13, С. 182].

Выделяют две основные формы обучения персонала – внутрипроизводственную (непосредственно на рабочем месте) и внепроизводственную. Внутрипроизводственное обучение осуществляется в процессе работы непосредственно на рабочем месте. Эту форму подготовки отличает тесная связь с повседневной деятельностью предприятия и его внутренних подразделений, оперативность и более низкие затраты. Важнейшими методами обучения на рабочем месте являются производственный инструктаж, направленное приобретение опыта, смена (ротация) рабочего места, делегирование части функций и ответственности и др.

Обучение вне рабочего места (внепроизводственное обучение) связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от выполнения служебных обязанностей, однако, зачастую является более эффективным за счет проведения занятий опытными специалистами, использования современного оборудования и информации. Как правило, методы профессиональной подготовки вне рабочего места предназначены, прежде всего, для приобретения теоретических знаний, обучения решению проблем, принятию решений и др.

В процессе обучения следует  выделять образование, подготовку и  профессиональное развитие кадров. Образование связано с получением теоретических знаний и осуществляется в школах, высших и средних специальных учебных заведениях, подготовка связана с использованием и применением знаний к той или иной конкретной работе, а профессиональное развитие кадров - с повышением уровня (степени) овладения приемами и навыками применительно к конкретной профессии.

На большинстве предприятий  руководство подготовкой и повышением квалификации кадров возлагается на главного инженера. В его подчинении находятся отделы или бюро технического обучения или отдельные работники, выполняющие аналогичные функции, а также соответствующие учебные подразделения (курсы, школы, учебно-производственные комбинаты и др.). Специалисты по техническому обучению имеются и в крупных цехах. Кроме того, значительную работу по обучению персонала осуществляют линейные руководители предприятия, особенно мастера и старшие мастера.

Обучение, подготовка и  переподготовка кадров на предприятии  осуществляется с учетом категорий и групп работающих. Обучение рабочих на производстве является преобладающей формой их подготовки. Обычно выделяются три основных вида подготовки: подготовка новых рабочих (ранее не имевших профессий), переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям (в случае их высвобождения, расширения их профиля или потребностей производства) и повышение квалификации (последовательное совершенствование профессиональных знаний и навыков по имеющейся профессии). При этом подготовка осуществляется обычно по курсовой, групповой и индивидуальной системам обучения.

 Обучение служащих  на производстве осуществляется  в форме самостоятельной работы, для чего на предприятиях создаются библиотеки и бюро технической и экономической информации, а также в вечерних высших и средних специальных учебных заведениях и на специальных курсах по тем или иным проблемам управленческой деятельности. В процессе обучения работников предприятия применяются и такие способы и методы обучения, как инструктаж, использование тренажеров, ролевые игры, изучение прецедентов, лекции, дискуссии, фильмы и телепередачи, ротация кадров, создание кадрового резерва. [13, С. 184].

2.2 Принципы управления персоналом на предприятии

Все проблемы, возникающие в системе  управления (менеджмента) любыми объектами, решаются людьми. Руководитель (менеджер) как субъект управления должен проанализировать ситуацию, спрогнозировать стратегию и организовать оперативное управление по ее реализации. А исполнитель как объект управления должен реализовать управленческое решение, принятое руководителем. В этом случае перед руководителем и исполнителем стоят совершенно разные задачи. Поэтому неправомерно с методической точки зрения к субъекту и объекту применять одни и те же принципы управления.

Главными условиями, определяющими  степень достижения целей управления, являются профессионализм, организованность и порядочность руководителя. И чем  выше уровень иерархии управления, тем выше уровень сложности проблемы и ответственности за ее решение, а также размер заработной платы руководителя.

Менеджеру низшего звена (например, мастеру цеха, заведующему научно-исследовательским  сектором) по сравнению с менеджером высшего звена (руководителем организации, предприятия) значительно проще  выполнять свои функции, а исполнителю (например, конструктору III категории, рабочему) — еще проще.

Руководителю в своей  работе приходится решать проблемы из любой сферы:  техники, технологии, организации производства, экономики, психологии, экологии, управления и т. д. Поэтому принципы или правила работы руководителя должны концентрировать основные принципы управления экономикой, качеством продукции, планирования, формирования коллектива, оперативного управления и т. д. Это весьма широкий круг принципов, при соблюдении которых руководителями (менеджерами высшего и среднего звена) может быть достигнута цель системы.

Таким образом, при формировании структуры  и содержания принципов управления персоналом будем исходить из следующих  посылок: 1) комплексный охват главных принципов деятельности организации по основным направлениям; 2) ранжирование менеджеров и исполнителей (специалистов) по уровню иерархии управления; 3) дифференциация числа применяемых принципов работы в зависимости от сложности, повторяемости и стоимости решения управленческой задачи.

В приложении таблице 1. приведены принципы работы руководителя высшего звена как субъекта управления. Если он будет выступать в качестве объекта управления по отношению к вышестоящему субъекту, то ему следует руководствоваться принципами работы исполнителя.

Число принципов работы руководителей  среднего и низшего звена как  субъектов управления такое же, что  и руководителя высшего звена, отличия  — в глубине проработки ситуации и прогнозировании параметров проблемы. Чем сложнее и дороже решение  проблемы, тем детальнее она должна быть проработана и больше должно быть применено принципов. [12, С. 457].

Руководитель как субъект  управления в этом случае ведет учет, контроль и мотивацию реализации решения. Организацию процессов, координацию и оперативное регулирование осуществляют совместно руководитель, исполнитель и вспомогательные работники. При этом за качество планов и конечный результат несет ответственность руководитель (совет директоров).

К принципам работы исполнителя  как объекта правления относят  следующие:

  • исполнительность (точно в срок, качество и затраты в соответствии с планом);
  • инициативность в совершенствовании технологии, организации труда, повышении его качества, снижении затрат, в нахождении и устранении в работе «узких» мест (совместно с руководителем);
  • ведение нормального образа жизни, честность, порядочность;
  • стремление к продвижению по служебной лестнице, удовлетворению высших потребностей, гармоничному развитию личности. [12, С. 462].

2.3 Методы управления  персоналом на предприятии

Метод управления – это способ воздействия субъекта управления на объект по практическому осуществлению стратегических и тактических целей системы управления. Система управления представляет собой совокупность внешней среды и внутренней структуры, состоящей из целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. Целью системы управления является достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг), организации и т.д. на внешнем или внутреннем рынке.

Для достижения конечной цели субъект  управления должен с одинаково высоким уровнем качества выполнять все функции управления, начиная со стратегического анализа и кончая регулированием. Эти функции должны выполняться с применением научных подходов и наиболее подходящих для данной ситуации методов управления.

Информация о работе Методы управления персонала на предприятии