Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа
Цель работы: разработать план социального развития ОАО ««Юргатранснефть».
В соответствии цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы социального развития предприятия;
-рассмотреть существующие методы управления социального развития предприятия;
- оценить уровень социального развития коллектива ОАО «Юргатранснефть»;
- разработать план социального развития ОАО «Юргатранснефть».
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность, основные цели, задачи и функции управления социальным развитием современных организаций 5
1.2. Методы социального управления 10
1.3. Сущность методов управления, задачи и функции 17
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА НА ПРИМЕРЕ ОАО «Югратранснефть»
2.1. Оценка социальной политики организации 22
2.2. Основные факторы развития социальной среды организации 29
Глава 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Рекомендации по совершенствованию социальной политики 37
Заключение 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. управление СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность, основные цели, задачи
и функции управления
1.2. Методы социального управления 10
1.3. Сущность методов управления, задачи и функции 17
ГЛАВА 2. Оценка уровня социального развития коллектива на примере ОАО «Югратранснефть»
2.1. Оценка социальной политики организации 22
Глава 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Рекомендации по
совершенствованию социальной
Заключение 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Введение
Актуальность данного исследования: поиск путей активизации человеческого фактора внутри организации и учет социально-психологических особенностей всех членов трудового коллектива является одним из решающих условий повышения эффективности деятельности любой организации.
Современные условия диктуют необходимость построения принципиально новых основ управления социальным развитием организаций. При этом основной акцент делается на человека, как на главный элемент этой системы. Содержание социальных мероприятий предприятия фиксируется в коллективных договорах и тарифных соглашениях, значение которых должно повышаться: в частности, формы, системы и размер оплаты труда; установление надбавок работникам; доплата за работу во вредных и тяжелых условиях труда; трудоустройство; строительство жилья; услуги социально-культурного назначения; социальные льготы пенсионерам, семьям с детьми; медицинское обслуживание, физическая культура; личное страхование (помимо взносов в государственную систему социального страхования); денежные субсидии (на покупку жилья); подготовка и переподготовка кадров и др.
Социальный план предприятия долен составляться на основе этого и включать в себя вышеперечисленные социальные программы. И только такой комплексный подход к решению социальных проблем в условиях ограниченности финансовых ресурсов позволит выработать устойчивую тенденцию к повышению жизненного уровня сотрудников организации. Сокращение государственных услуг по социальному обеспечению не приводит к уменьшению потребности граждан в социальной защите. Наоборот, в условиях роста социальной дифференциации современного общества она будет расти.
Данной проблеме исследования методов социального развития посвящены работы таких ученых, как Н.Г. Веселова, И.Е. Ворожейкин, Б.П. Кутырев, Г.В. Щекин [8, 11, 31, 54] и др. Особое внимание вопросам оценки уровня социального развития коллектива предприятия уделяли внимание А.П. Егоршин, А.А. Кириченко, А.Н. Комозин, Е.Н. Пшеничная, Н.В. Сверкунова [15, 24, 26, 46, 47] и др. Аспекты социального планирования рассматриваются в работах А.М. Бабич, К.Д. Дахдуевой, Е.А. Девяткина, А.А. Корсаковой, Е. А. Кобец [5, 13, 14, 25] и др. Но, несмотря на это, многие аспекты социальной проблемы современных коллективов остаются нерешенными, что и подтверждает актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: методы управление социальным развитием.
Предмет: процесс социального развития на примере ОАО ««Юргатранснефть».
Цель работы: разработать план социального развития ОАО ««Юргатранснефть».
В соответствии цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические
вопросы социального развития п
-рассмотреть существующие методы управления социального развития предприятия;
- оценить уровень социального развития коллектива ОАО «Юргатранснефть»;
- разработать план социального развития ОАО «Юргатранснефть».
Практическая значимость исследования в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве теоретической и методической базы при планировании социального развития предприятий.
Теоретической базой исследования послужили учебные пособия на тему исследования, статьи и материалы журналов и сети Интернет.
Эмпирическая база исследования: документы и бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2009-2011 гг. ОАО «Юргатранснефть».
Структура работы: введение, три главы, заключение и список литературы.
В работе использованы различные методы исследования: обобщения, сравнения, анализа, сопоставления.
ГЛАВА 1. управление СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность, основные цели, задачи и функции управления социальным развитием современных организаций
Многие исследователи
дают трактовку социального
1) социальные процессы, связанные с функционированием общественных отношений;
2) социальные процессы,
обусловленные развитием
3) процессы преодоления
негативных социальных явлений;
4) процессы улучшения жизненных условий трудящихся.
Многие исследователи сводят социальное развитие к повышению благосостояния работников, социальных групп. Так, И.Е. Ворожейкин считает, что социальное развитие организации – это изменение к лучшему в ее социальной среде, достижение желаемых перемен в условиях труда, быта и досуга работников, которое осуществляется по следующим направлениям:
1. Создание единого статуса для всех работников, равенство в отношениях.
2. Социальное партнерство,
создание тождественности
3. Равенство в возможностях продвижения по карьерной лестнице.
4. Забота о нуждах работника.
5. Повышение профессионализма менеджеров [11, С. 18, 31-33].
По мнению А.Я. Кибанова, социальное развитие организации означает все изменения в ее социальной среде – в тех материальных, общественных и духовно-нравственных условиях, в которых работники организации трудятся и в которых происходят распределение и потребление благ, складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности [23, С. 311]. Соглашаясь с точкой зрения А. Я. Кибанова, отметим, что социальное развитие организации представляет собой развитие социальной среды и сферы социальных отношений, основанное на законах практической деятельности людей, проявляющееся во всестороннем улучшении качества жизни работников трудового коллектива. Управление социальным развитием организации представляет собой совокупность приемов, процедур и правил целенаправленного воздействия субъекта управления на объект на основе научных подходов, знания закономерностей протекания социальных процессов и реальной практики управления.
Выявление сути и специфики управления социальным развитием имеет важное практическое значение и требует теоретического осмысления. Прежде всего, необходимо обратить внимание на объект управления социальным развитием предприятия – социальную среду организации.
Как считают Девяткин Е.А., Корсакова А.А., к основным факторам непосредственной социальной среды организации относятся [14, С. 321]:
Михалева Е. А. под социальной средой понимает
сам персонал с его различиями по демографическим
и профессионально-
К основным составляющим социальной среды организации относятся: потенциал организации, социальная инфраструктура, условия работы и охрана труда, социальная защищенность работников, социально-психологический климат в коллективе, стимулирование трудового поведения, внерабочее время и использование досуга. Основу социальной среды организации образует персонал. Он обладает рядом характеристик, оценивая которые можно установить соответствие качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места. Кроме различия людей по возрасту, полу и национальной принадлежности они отличаются по своим потребностям, интересам, возможностям, поведению, вкусам. У каждого из них – свои физические и интеллектуальные способности, свое мировоззрение, образ и стиль жизни. В трудовой жизни реализуются присущие работнику свойства – его квалификация, опыт, знания, работоспособность, отношение к труду и ряд других, совокупность которых должна обеспечить такой процесс труда, который будет соответствовать определенным правовым нормам, характеризующим эталон трудовой деятельности.
Социальная среда организации
тесно взаимосвязана с
Л. Н. Коновалова считает, что субъектами управления могут быть и неформальные группы во главе с неформальными лидерами, причем эффективность влияния таких групп иногда может быть выше, чем формальных образований [27, С. 101]. Основной целью управления социальным развитием предприятия является повышение качества трудовой жизни. Этого можно достичь путем создания благоприятных условий труда и отдыха работников; повышения их образовательного уровня; повышения трудовой активности рабочих; обеспечения им безопасности на производстве, в быту, местах отдыха; удовлетворения и развития потребностей работников; укрепления здоровья и увеличения продолжительности их жизни, а также стабилизации отношений в трудовых коллективах и совершенствования социально-психологических отношений. Достижение всего комплекса целей обеспечивает повышение качества трудовой жизни работников организации. Оно может быть достигнуто в процессе решения целого комплекса взаимосвязанных задач, таких как повышение благосостояния членов трудового коллектива, улучшение условий трудовой деятельности, создание благоприятного и стабильного социально- психологического климата в коллективе.
Основными задачами социального развития предприятия являются: стимулирование средствами, как материального вознаграждения, так и морального поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу; оптимизация структуры персонала; улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда; соблюдение социальных гарантий и гражданских прав работников, социальное страхование; улучшение социальной инфраструктуры; рост жизненного уровня работников и членов их семей; создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом [4, 8, 10, 21].
В соответствии с этими целями и задачами формируется комплексная система управления социальным развитием организации.
Управление социальным развитием организации является сложным и многогранным процессом. Наиболее характерными особенностями этого процесса являются, прежде всего, то, что он осуществляется только там, где имеет место совместная деятельность людей. Не менее значимым является планирования социального развития коллективов предпринимательских фирм, придающее взаимодействию людей сплоченность и организованность.
Управление социальным развитием, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся, по сути, управленческими отношениями. Возникают они, прежде всего, между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций управления. А.Н. Аверин выделил три группы функций управления социальным развитием предпринимательских фирм [1, С. 71, 76-77,79]. К первой группе относятся функции, направленные на формирование и оптимизацию социальной организации коллектива, и на совершенствование его социальной структуры, то есть на прогрессивное развитие имеющихся в нем социально-профессиональных и других групп и отношений между ними (функция обогащения содержания труда, предполагающая чередование производственных функций, увеличение информационной насыщенности трудового процесса, нестандартные режимы труда, обеспечение профессионального роста работников).
Вторую группу составляют
функции, направленные на удовлетворение
материальных и духовных потребностей
сотрудников трудового коллекти
Информация о работе Методы управления социальным развитием предприятия