Методы управления социальным развитием предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработать план социального развития ОАО ««Юргатранснефть».
В соответствии цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы социального развития предприятия;
-рассмотреть существующие методы управления социального развития предприятия;
- оценить уровень социального развития коллектива ОАО «Юргатранснефть»;
- разработать план социального развития ОАО «Юргатранснефть».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность, основные цели, задачи и функции управления социальным развитием современных организаций 5
1.2. Методы социального управления 10
1.3. Сущность методов управления, задачи и функции 17
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА НА ПРИМЕРЕ ОАО «Югратранснефть»
2.1. Оценка социальной политики организации 22
2.2. Основные факторы развития социальной среды организации 29
Глава 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Рекомендации по совершенствованию социальной политики 37
Заключение 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

методы управления социал разв предпр Югратранснефть-1.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

В процессе управления социальным развитием организации Ф. А. Мустафаева выделила ряд последовательно связанных этапов, каждый из которых имеет самостоятельное значение [39, С. 30-37]. Такими этапами являются:

1) формирование информационной  базы о состоянии объекта управления  социальным развитием организации;

2) оценка состояния  (уровня социального развития) объекта, его социального потенциала и выявление существующих проблем;

3) проведение специальных  исследований (социологических, социально-экономических,  социально-психологических) с целью  определения эффективных путей  использования социальных ресурсов организации и решения социальных проблем;

4) выработка управленческих  решений, направленных на повышение  уровня социального развития  объекта, разработка плана социального  развития;

5) реализация управленческих  решений и контроль.

Управление социальным развитием организации есть совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов, которые невозможны без осуществления такой функции управления, как планирование.

1.2. Методы социального управления и их классификация

Реализация  законов и принципов управления происходит благодаря применению различных  методов управления. Метод управления представляет собой воздействие различных приёмов и способов на управляемый объект для эффективного достижения поставленных целей. Обычно в практике управления применяют совокупность методов, дополняющих друг друга.

Классификация методов управления

По содержанию, назначению и возможностям методы управления классифицируются на группы:

1. Административные.

2. Организационные (если объединяют эти две группы в одну, то тогда их называют организационно-административными или организационно-распорядительными).

3. Экономические.

4. Социальные.

5. Социально-психологические.

          6. Психологические.

Выделяют следующие  методы управления:

По содержанию, назначению и возможностям методы управления классифицируются на группы:

1. Административные.

2. Организационные (если объединяют эти две группы в одну, то тогда их называют организационно-административными или организационно-распорядительными).

3. Экономические.

4. Социальные.

5. Социально-психологические.

6. Психологические.

Применительно к классификации  существуют следующие подходы:

Первый состоит в делении  методов управления на отдельные  группы с целью более глубокого  познания их содержания, «инвентаризации» и в конечном итоге создания арсенала.

Второй подход называется аспектным. Его представители считают (и  не без оснований), что любой метод имеет разные грани — организационную, административную, социальную, экономическую и психологическую. Важно сочетание этих граней, их соотношение для усиления или ослабления какой-то из них в соответствии с конкретными условиями, целями, задачами[12.36].

Третий подход — эмпирический. Его сторонники считают бессмысленной любую классификацию методов управления, так как она не нужна на практике. В конкретной ситуации руководитель решает проблему, какой метод использовать, а не ищет ответ на вопрос: «К какой группе этот метод принадлежит?»

В процессе управления социальной работой  используются разнообразные методы — организационно-административные, экономические, социально-психологические, психологические. Рассмотрим организационные методы, в которые входят и административные.

Ключевым словом в данной группе методов выступает «организация», которое имеет три значения. Первое значение отражает различные государственные, негосударственные, общественные, коммерческие, некоммерческие, международные, производственные, непроизводственные и другие образования, учреждения, предприятия или организации. Организация, с одной стороны, проявляется в определенных организационных формах (министерство, департамент, комитет, управление, служба, отдел и др.), а с другой — в характере специализированной деятельности (профсоюзная, финансовая, строительная, торговая, международная Организации и т.д.).

Организация проявляется как в  выборе той или иной организационной  формы, так и в обосновании  организационной структуры, которая должна соответствовать данной организационной форме, характеру данной организации. Организационная форма и организационная структура являются «зримыми предметами организации», имеющей определенную степень стабильности, статичности. Поэтому рассматриваемое значение понятия «организация» называется предметным или Статичным и обусловливает предметное значение целого ряда организационных методов, с помощью которых создаются или расформировываются определенная организация и соответствующая организационная структура.

Второе значение используется в  смысле совокупности действий, позволяющих  что-либо сделать, решить, упорядочить, систематизировать, подготовить, объединить, разъединить и  т.п. для достижения целей, выполнения задач. Оно отражает одну из главных функций управления руководителя, администратора и потому называется функциональным.

Можно встретить и другое определение этого значения — динамическое. В нем подчеркивается подвижность организационных действий род влиянием условий, обстановки, ситуации, целей, задач.

Третье значение понятия «организация»  отражает уровень (качество) взаимосвязи, взаимодействия, упорядоченности элементов  и частей системы, который должен быть достигнут или уже достигнут.

Иначе говоря, в этом смысле «организация» — это, с одной стороны, желательное состояние элемента, части или системы в целом, а с другой — результат их упорядочения. Именно такой смысл часто придается понятиям «организация управления», «организация финансов», «организация социальной работы», «организация труда персонала», «организация документов», «организация совещания» и т.д.

Любой элемент, подсистема и система  немыслимы без организации. Она  выступает как свойство, атрибут  элементов, частей, систем, их функционирования, развития, совершенствования. Поэтому данное значение понятия «организация» называется атрибутивным.

1. Социальные  и социально- психологические.  Они применяются с целью повышения  социальной активности людей.  Социальные методы включают в  себя:

  • методы социального нормирования, позволяющие упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путём введения различных норм (правила внутреннего распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия);
  • социально-политические методы, включающие социальное образование и привлекающие работников к активной деятельности в социальном управлении;
  • методы социального регулирования служат для упорядочения социальных отношений. Для этого выявляют, с целью регулирования, интересы и цели различных коллективов, групп и индивидов (договора, взаимные обязательства, системы отбора, распределение и удовлетворение социальных потребностей);
  • методы морального стимулирования. Их используют для выделения и поощрения коллективов, групп, отдельных работников, которые достигли определённых успехов в профессиональной деятельности.
  • социально-психологические методы. Их используют для обеспечения социальных потребностей человека, для повышения трудовой активности личности. Для этого используют различные способы мотивации: внушение, побуждение, подражание и т. д.
  • психологические методы. Они направлены на регулирование отношений между людьми, что достигается определённым подбором и расстановкой кадров. Сюда включаются методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения.

2. Экономические  методы. Они связаны с достижением  экономических целей управления  с использованием экономических  законов и категорий рыночной  экономики. Сюда можно отнести  методы экономического стимулирования.

3. Организационно-административные  методы. Основу этих методов составляет  власть, дисциплина, ответственность.  Данный метод имеет виды: указания, правила, рекомендации, контроль. Главной  задачей этих методов является  координация действий объектов управления[3.214].

4. Методы самоуправления. Самоуправление даёт возможность  человеку из объекта управления  превратиться в субъект управления. Самоуправление повышает эффективность  всего управленческого процесса, так как основывается на заинтересованности рабочих и подключению их творческой деятельности. Сюда включается методика комплексной мотивации людей. В неё входит несколько приёмов:

  • мотивация работников. За достигнутые цели здесь выплачиваются премии, вручаются награды, происходит переподготовка.
  • мотивирование работы. Сюда входит улучшение рабочих мест и расширение сферы деятельности работников.
  • мотивирование организационной деятельности. Здесь применяется расширение полномочий сотрудников.

В социальной системе  управления выделяют также научные методы управления. К данным методам относят: моделирование, прогнозирование, программирование, эксперимент, экспертные оценки, информационные технологии.

В целом же для  эффективного социального управления используют совокупность тех или  иных методов.

         Социальные методы предназначены для воздействия на социально-психологические отношения между людьми. Они базируются преимущественно на неформальных факторах, интересах личности и коллектива в процессе управления. Описание целесообразно начать с их перечисления и составления некоторых схем, облегчающих понимание сущности и задач конкретных методов.

    Одна из общепринятых классификаций:

  • моральное поощрение;
  • социальное планирование (установление и развитие социальных норм поведения);
  • убеждение;
  • внушение;
  • личный пример;
  • регулирование межличностных и межгрупповых отношений;
  • создание и поддержание морального климата в коллективе. 

 

 Кроме того, существуют  ещё несколько методов, служащих  для выявления факторов, влияющих  на эффективность производства и качества труда:

  • анкетирование;
  • применение специальных тестов;
  • хронометраж;
  • опросы;

специальные социологические  исследования

 

Управление  социальной работой — это разновидность социального управления. Данное понятие многозначно и выражает разные стороны, грани и аспекты управления.

  Значение управления социальной работой — это процесс, включающий ряд элементов. Основа любого вида управления — информация, которая в «человеческих системах» тем или иным образом организуется.

На основе информации происходит определение, формулирование и закрепление (в организационно-административных документах) целей, задач. Целевая ориентация — важный элемент социального управления, за которым следует система действий, мер, мероприятий или управленческих решений. Управление определенным образом организуется через распределение функций и формирование оргструктур, подбор и расстановку кадров (персонала).

В процессе управления важно также увязать цели, задачи и решения с ресурсами — информационными, материальными, трудовыми, финансовыми, временными.

 

1.3. Сущность методов управления, задачи и функции

 

 Процесс социального управления осуществляется посредством целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления, на волю людей, под которой понимается регулирующий фактор сознания, выражающийся в способности человека совершать целенаправленные действия. Воля регулирует поведение людей, направляет действия людей на достижение поставленной цели.

     Для достижения единства людей нужно добиваться единства их воли. Единство воли достигается благодаря согласованию целей и порядка деятельности, подчинению одной воли другой.

Воздействие субъекта управления на волю объекта управления осуществляется различными приемами, средствами, способами, которые именуются методами социального управления.

Следовательно, метод  управления — это способ практического осуществления целей, задач и функций управления. Содержание метода управления дает ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее рационально можно достичь целей управления, осуществить управленческую деятельность.

Методы управления находятся  в диалектическом единстве с целями управления. Цель обусловливает специфику  использования методов, выбор методов  в известной степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, каким образом достигаются цели управления. Методы определяют качественную сторону управления. Их совершенствование означает улучшение управления.

Информация о работе Методы управления социальным развитием предприятия