Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение управленческих методов на примере предприятия, изучить какие методы используются в настоящее время при управлении предприятиями. А также рассмотреть методы управления в сфере сервиса, и исследовать, каким образом можно наиболее эффективно совмещать эти методы для достижения хорошего результата и для предпринимателя, и для потребителей услуг.
Задачи курсовой работы: собрать, систематизировать и проанализировать теоретическую информацию по изучаемому вопросу.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ……………………...………4
1.1. Административные методы управления……………………………….…5
1.2. Экономические методы управления……………………………………...6
1.3. Социально-психологические методы……………………………………..10
1.3.1. Социологические методы управления………………………………..10
1.3.2. Психологические методы управления………………………………..12
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2. Американская и Японская модели управления……………………………18
2.1 Японские методы управления……………………………………………..18
2.2 Американские методы управления………………………………………..20
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3. Анализ методов управленческой деятельности………………………...23
3.1. Анализ статьи…………………………………………………………….24
3.2. Классификация методов управления гостиничными предприятиями..25
3.3. Административные методы управления гостиницей «Лень»………...26
3.4. Экономические методы управления гостиницей «Лень»……………..28
3.5.Социально-психологические методы управления гостиницей «Лень»…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....…….32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..35
Федеральное агентство го образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра промышленного бизнеса
Курсовая работа
по учебной дисциплине "Основы менеджмента"
на тему «Методы управления в менеджменте»
Исполнитель
Студент Цаплин А.О. группы Мировой рынок металлов 2-1 ________
Руководитель курсовой работы
____________________________
(ученая степень, ученое
Москва 2012
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ……………………...………4
1.1. Административные методы управления……………………………….…5
1.2. Экономические методы управления……………………………………...6
1.3. Социально-психологические методы……………………………………..10
1.3.1. Социологические методы управления………………………………..10
1.3.2. Психологические методы управления………………………………..12
2. Американская и Японская
модели управления……………………………
2.1 Японские методы управления……………………………………………..
2.2 Американские методы управления………………………………………..20
3. Анализ методов управленческой деятельности………………………...23
3.1. Анализ статьи……………………………………………
3.2. Классификация методов управления
гостиничными предприятиями..25
3.3. Административные методы управления
гостиницей «Лень»………...26
3.4. Экономические методы управления гостиницей
«Лень»……………..28
3.5.Социально-психологические методы управления
гостиницей «Лень»…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
Цель курсовой работы –
рассмотрение управленческих методов
на примере предприятия, изучить
какие методы используются в настоящее
время при управлении предприятиями.
А также рассмотреть методы управления
в сфере сервиса, и исследовать, каким
образом можно наиболее эффективно совмещать
эти методы для достижения хорошего результата
и для предпринимателя, и для потребителей
услуг.
Задачи курсовой работы: собрать, систематизировать
и проанализировать теоретическую информацию
по изучаемому вопросу.
ВВЕДЕНИЕ
В общем виде управление (менеджмент) следует
представлять, как умение добиваться поставленных
целей, используя труд, мотивы поведения
и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном
воздействии на людей с целью превращения
неорганизованных элементов в эффективную
и производительную силу. Другими словами,
управление - это человеческие возможности,
с помощью которых лидеры используют ресурсы
для достижения стратегических и тактических
целей организации.
В экономике формируются, функционируют
и развиваются различные объекты, как
государственного социального управления,
так и менеджмента горизонтальных рыночных
структур. Частная, негосударственная
и смешанная собственность являются объектами
управления горизонтальных рыночных структур.
Следовательно, управление - это координация
усилий коллектива людей для достижения
определенных целей. Повышение интереса
к управлению говорит о значительных социальных
и экономических переменах, произошедших
в обществе. Эти изменения не только масштабны,
но и беспрецедентны - ни в каких других
странах мира за столь короткий срок не
происходили коренная ломка одной экономической
системы и формирование другой. К числу
таких изменений относятся следующие:
- изменение структуры
собственности, связанной с
- изменение отраслевой структуры производства
в результате ее приспособления к новой
структуре спроса и возникновения достаточно
большого количества мелких предприятий,
порожденных частным предпринимательством;
- изменение условий внешнеэкономической
деятельности;
Таким образом, все компании, фирмы и предприятия
на определенном этапе столкнулись с имеющей
большое значение проблемой эффективного
управления.
Теоретическая часть
1. Методы управления организацией.
Реализация функций и принципов
управления осуществляется путем применения
различных методов. Методы управления
- это совокупность приемов и способов
воздействия на управляемый объект для
достижения поставленных организацией
целей.
Слово «метод» - греческого происхождения
(в переводе означает способ достижения,
какой либо цели). Через методы управления
реализуется основное содержание управленческой
деятельности.
В практике управления, как правило, одновременно
применяют различные методы и их сочетания.
Так или иначе, но все методы управления
органически дополняют друг друга и находятся
в постоянном динамическом равновесии.
Направленность методов управления всегда
одна и та же - они направлены на людей,
осуществляющих различные виды трудовой
деятельности – на персонал организаций
(предприятий, компаний, фирм).
Управление персоналом включает
в себя целую систему. Система работы с
персоналом – это совокупность взаимосвязанных
действий по обеспечению управления в
труде определенного качества и количества.
Такая система предполагает не только
формальную организацию работы с персоналом
(подбор, расстановка, контроль и пр.), но
и совокупность факторов социально- психологического,
неформального характера.
Управление персоналом на предприятии
– это вид деятельности, который позволяет
реализовать, обобщить широкий спектр
вопросов адаптации индивида к внешним
условиям, учёта личного фактора в построении
системы управления персоналом предприятия.
В системе методов управления персоналом
выделяют:
Рассмотрим более подробно
каждый метод в отдельности.
1.1. Административные
методы управления.
Итак, методы управления – это
способы осуществления управленческих
воздействий на персонал для достижения
целей управления производством. Административные
методы являются способом осуществления
управленческих воздействий на персонал
и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
Административные методы ориентированы
на такие мотивы поведения, как осознанная
необходимость дисциплины труда, чувство
долга, стремление человека трудиться
в определённой организации и т.п. Для
административных методов характерно
их соответствие правовым нормам, действующим
на определённом уровне управления, а
также актам и распоряжениям вышестоящих
органов управления.
Различают
пять основных способов административного
воздействия: организационные воздействия,
распорядительные воздействия, материальная
ответственность и взыскания, дисциплинарная
ответственность и взыскания, административная
ответственность.
Организационные
воздействия основаны на подготовке
и утверждении внутренних нормативных
документов, регламентирующих деятельность
персонала конкретного предприятия. К
ним относятся устав предприятия или организации,
коллективный договор между администрацией
и трудовым коллективом, Правила внутреннего
трудового распорядка, организационная
структура управления, штатное расписание
предприятия, положения о структурных
подразделениях, должностные инструкции
сотрудников и организация рабочих мест.
Распорядительные
воздействия направлены на достижение
поставленных целей управления, соблюдение
внутренних нормативных документов или
поддержание системы управления предприятием
в заданных параметрах путём прямого административного
регулирования. К известным способам распорядительного
воздействия следует отнести приказы,
распоряжения, указания, инструкции, целевое
планирование, нормирование труда, координацию
работ и контроль исполнения.
Дисциплинарная
ответственность и взыскания применяются
в случае нарушения трудового законодательства,
когда имеет место дисциплинарный проступок,
под которым понимается противоправное
неисполнение или ненадлежащее исполнение
трудовых обязанностей работником. Невыполнение
работником трудовых обязанностей существует
тогда, когда доказана его личная вина,
и он действовал умышленно и неосторожно.
Если же работник нарушил свои трудовые
обязанности по причине от него не зависящей
(отсутствие нормальных условий труда,
недостаточная квалификация для выполнения
порученной работы и др.), то он не может
быть привлечён к дисциплинарной ответственности.
Дисциплинарные взыскания налагаются
руководителем предприятия, а также другими
должностными лицами, которым делегированы
в установленном законном порядке соответствующие
права.
Материальная
ответственность и взыскания. Материальная
ответственность работников выражается
в их обязанности возместить ущерб, причинённый
виновным действием или бездействию предприятию,
на котором они работают. Материальная
ответственность возлагается на работников
за ущерб, причинённый предприятию, с которым
они состоят в трудовых отношениях, а также
за ущерб, возникший в связи с возмещением
им ущерба, причинённого его работниками
третьим лицам, если этот ущерб возмещён
предприятием. В этом случае по заявленному
иску на работника может быть в порядке
регресса возложена обязанность возместить
этот ущерб предприятию в пределах, предусмотренным
гражданским законодательством. Чаще
всего к видам ущерба, который необходимо
возмещать, относятся следующие случаи:
уничтожение или порча имущества по небрежности
рабочего; утрата документов, оборудования;
вынужденный простой на предприятии по
вине работника и др. Материальная ответственность
может быть полной и ограниченной, индивидуальной
и коллективной.
Административные методы управления
являются мощным рычагом достижения поставленных
целей в случаях, когда нужно подчинить
коллектив и направить его на решение
конкретных задач управления. Идеальным
условием их эффективности является высокий
уровень регламентации управления и трудовой
дисциплины, когда управленческие воздействия
без значительных искажений реализуются
нижестоящими звеньями управления. Это
особенно актуально в больших многоуровневых
системах управления, к которым относятся
крупные предприятия. (3*)
1.2. Экономические
методы управления.
Экономические методы носят косвенный
характер управленческого воздействия.
Такими методами осуществляют материальное
стимулирование коллективов и отдельных
работников; они основаны на использовании
экономического механизма. Экономические
методы должны базироваться на товарно-денежных
отношениях рыночной экономики, что вызывает
необходимость нового теоретического
обоснования роли экономических методов.
Путём совместного анализа экономических
законов и категорий, товарно-денежных
отношений и принципов рыночной экономики
разработалась новая схема классификации
экономических методов управления:
Плановое
ведение хозяйства является главным
законом функционирования любой организации,
которая имеет чётко разработанные цели
и стратегию их достижения. В рыночной
экономике проявление экономических методов
имеет иной характер, чем в административной
экономике. Так, вместо централизованного
планирования утверждается, что предприятия
- свободный товаропроизводитель, который
выступает на рынке равным партнёром других
предприятий в общественной кооперации
труда. План экономического развития является
основной формой обеспечения баланса
между рыночным спросом на товар, необходимыми
ресурсами и производством продукции
и услуг. Государственный заказ трансформируется
в портфель заказов предприятия с учётом
спроса и предложения, в котором госзаказ
уже не имеет доминирующего значения.
Для достижения поставленных целей
необходимо чётко определить критерии
эффективности и конечные результаты
производства в виде совокупности показателей,
установленных в плане экономического
развития. Таким образом, роль экономических
методов заключается в увязке перечисленных
выше категорий и мобилизации трудового
коллектива на достижение конечных результатов.
Хозяйственный
расчёт является методом ведения хозяйства,
основанным на соизмерении затрат предприятия
на производство продукции с результатами
хозяйственной деятельности (объём продаж,
выручка), полном возмещении расходов
на производство за счёт полученных доходов,
обеспечении рентабельности производства,
экономном расходовании ресурсов и материальной
заинтересованности работников в результатах
труда. Он позволяет сочетать интересы
предприятия с интересами подразделений
и отдельных работников. Хозяйственный
расчёт основан на самостоятельности,
когда организации являются юридическими
лицами и выступают на рынке свободными
товаропроизводителями продукции, работ
и услуг. Самоокупаемость предприятия
определяется отсутствием бюджетного
финансирования и дотационности в покрытии
убытков, т.е. оно полностью окупает свои
затраты за счёт доходов и в случае длительной
убыточности объявляется банкротом. Самофинансирование
является главным принципом расширенного
воспроизводства, и развития предприятия
за счёт собственной прибыли.
Оплата труда
является основным мотивом трудовой деятельности
и денежным измерителем стоимости рабочей
силы. Она обеспечивает связь между результатами
труда и его процессом и отражает количество
и сложность труда работников различной
квалификации. Устанавливая должностные
оклады для служащих и тарифные ставки
для рабочих, руководство предприятия
определяет нормативную стоимость рабочей
силы с учётом средних затрат труда при
его нормальной продолжительности.
Дополнительная заработная плата
позволяет учесть сложность и квалификацию
труда, совмещение профессий, сверхнормативную
работу, социальные гарантии предприятия
в случае беременности или обучения сотрудников
и др. Вознаграждение определяет индивидуальный
вклад работников в конечные результаты
производства в конкретные периоды времени.
Премия напрямую связывает результаты
труда каждого подразделения и работника
с главным экономическим критерием предприятия
- прибылью.
Руководитель предприятия может
с помощью перечисленных компонентов
оплаты труда регулировать материальную
заинтересованность работников с экономически
возможными расходами на производство
по статье «заработная плата», применять
различные системы оплаты труда - сдельную
или повременную, формировать материальные
и духовные потребности работников и обеспечивать
рост их жизненного уровня. Если руководитель
чрезмерно жаден или расточительно щедр
в оплате труда, то его перспективы не
безоблачны, т.к. в первом случае работники
«разбегутся», а во втором доживут до разорения
предприятия. (6*)
Рабочая сила
является главным элементом любого трудового
процесса, обеспечивающим переработку
предметов труда с помощью средств труда
в конечный продукт. Это всегда главная
ценность любого предприятия или организации.
Рынок труда
является неотъемлемой частью рыночной
экономики и представляет собой совокупность
экономических отношений, складывающихся
в сфере обмена. Он является составной
частью механизма формирования и изменения
пропорций общественного воспроизводства,
предопределят распределение рабочей
силы пропорционально структуре общественных
потребностей и уровню материального
производства, обеспечивает поддержание
равновесия между спросом на труд и предложением
рабочей силы, формирует резервы в сфере
обращения и позволяет увязать экономические
интересы субъектов трудовых отношений.
Одной из составляющих на рынке труда,
наряду со спросом и предложением, является
цена на рабочую силу. Оплачивая рабочую
силу как дорогой товар, собственник стремиться
наиболее эффективно её использовать.
И здесь на первый план выступают экономические
факторы, которые заставляют руководителей
и организаторов производства уделять
первостепенное внимание устранению простоев,
потерь рабочего времени, обеспечению
соответствующего уровня производства,
труда и управления. Эффективное использование
рабочей силы требует, чтобы этот дорогой
товар находился в работоспособном состоянии.
Следовательно, необходимо заниматься
условиями труда и быта работников, постоянно
развивать их способность к труду путём
непрерывной системы подготовки и переподготовки
кадров, повышения их квалификации. Всё
это увеличивает цену на рабочую силу.
В настоящее время из-за низкой
цены на рабочую силу нельзя говорить
об оздоровлении условий труда, социальном
прогрессе и ускорении научно-технического
прогресса. Поэтому влияние рынка труда
на повышение эффективности производства
имеет первостепенное значение.
Итак, экономические методы выступают
в качестве различных способов воздействия
руководителей на персонал для достижения
поставленных целей. При позитивном использовании
экономических методов конечный результат
проявляется в хорошем качестве продукции
и высокой прибыли. Наоборот, при неправильном
использовании экономических законов,
их игнорировании или пренебрежении ими
можно ожидать низких или негативных результатов.
В качестве примера проявления экономических
методов управления персонала можно привести
следующее:
Также руководители через
вознаграждение, премии, надбавки вызывают
у персонала заинтересованность
в конечных результатах своего труда,
качестве продукции или услуг, тем
самым, принося доход себе и компании
в целом.
1.3.Социально-психологические
методы.
Социально-психологические методы
- это способы осуществления управленческих
воздействий на персонал, базирующиеся
на использовании закономерностей социологии
и психологии. Объектом воздействия этих
методов являются группы людей и отдельные
личности. По масштабу и способам воздействия
эти методы можно разделить на две основные
группы: социологические методы, которые
направлены на группы людей и их взаимодействия
в процессе производства (внешний мир
человека); психологические методы, которые
направленно воздействуют на личность
конкретного человека (внутренний мир
человека).
Такое разделение достаточно условно,
т.к. в современном общественном производстве
человек всегда действует не в изолированном
мире, а в группе разных по психологии
людей. Однако эффективное управление
человеческими ресурсами, состоящими
из совокупности высокоразвитых личностей,
предполагает знание как социологических,
так и психологических методов
1.3.1. Социологические
методы управления.
Социологические методы играют
важную роль в управлении персоналом,
они позволяют установить назначение
и место сотрудников в коллективе, выявить
лидеров и обеспечить их поддержку, связать
мотивацию людей с конечными результатами
производства, обеспечить эффективные
коммуникации и разрешение конфликтов
в коллективе.
-Социальное планирование обеспечивает
постановку социальных целей и критериев,
разработку социальных нормативов (уровень
жизни, оплата труда, потребность в жилье,
условия труда и др.) и плановых показателей,
достижение конечных социальных результатов.
-Социологические методы исследования
составляют научный инструментарий в
работе с персоналом, они предоставляют
необходимые данные для подбора, оценки,
расстановки и обучения персонала и позволяют
обоснованно принимать кадровые решения.
-Анкетирование позволяет собирать необходимую
информацию путем массового опроса людей
с помощью специальных анкет.
-Интервьюирование предполагает подготовку
до беседы, затем, в ходе диалога с собеседником,
- получение необходимой информации. Интервью
- идеальный вариант беседы с руководителем,
политическим или государственным деятелем,
требует высокой квалификации интервьюера
и значительного времени.
-Собеседование является распространенным
методом при деловых переговорах, приеме
на работу, воспитательных мероприятиях,
когда в неформальной беседе решаются
небольшие кадровые задачи. (1*)
Личностные качества
характеризуют внешний образ сотрудника,
который достаточно стабильно проявляется
в коллективе и является неотъемлемой
частью социологии личности. Мораль является
особой формой общественного сознания,
регулирующего действия и поведение человека
в обществе с помощью нравственных норм.
В процессе исторического развития человечества
нравственные нормы получили обыденное
выражение в виде народной мудрости и
идейное обоснование в религиозных учениях
на основе идеалов добра и зла, чести и
бесчестия, мудрости и глупости, одобрения
или осуждения и др.
Партнерство
- важный компонент любой социальной группы,
заключается в налаживании разнообразных
форм взаимоотношений, на базе которых
организуется общение людей. В партнерстве
люди выступают как равноправные члены
во взаимоотношениях между собой в отличие
от формальной связи руководителя с подчиненным,
где имеет место зависимость одного человека
от другого. Различают такие формы партнерства:
деловое, дружеское, по увлечениям (хобби),
семейное - между родственниками, сексуальные
- интимные взаимоотношения людей.
Таким образом, партнерство составляет
один из ключевых компонентов корпоративной
культуры предприятия и социологических
методов в работе с персоналом.
Общение — это
специфическая форма взаимодействия людей
на основе непрерывного обмена информацией.
Межличностное общение возникает между
различными людьми в формах руководитель
- подчиненный - сотрудник - друг и других
более сложных формах общения нескольких
людей. Личностное общение имеет место
в простых формах взаимоотношений руководителя
с подчиненным, сотрудников между собой,
когда существуют два субъекта коммуникаций.
Вербальное, или словесное, общение возникает
в процессе устного или письменного обмена
информацией. Невербальное общение имеет
место, когда используются другие знаковые
формы передачи информации, например жесты,
мимика, звуки, поза и т.д. Управленческое
общение включает в себя три основных
этапа: выдача распорядительной информации,
получение обратной информации, выдача
оценочной информации.
Переговоры -
это специфическая форма человеческого
общения, когда две или более сторон, имеющие
различные цели и задачи, пытаются увязать
между собой различные интересы на основе
продуманной схемы разговора (диалога)
и, как правило, избегают прямого конфликта.
Итак, знание социологических методов
управления позволяет руководителю коллектива
объективно осуществлять социальное планирование,
регулировать социально-психологический
климат, обеспечивать эффективные коммуникации
и поддерживать на хорошем уровне корпоративную
культуру. Для этого целесообразно систематически
(не реже одного раза в год) проводить социологические
исследования в коллективе; особенно полезно
знать мнение членов коллектива о руководителе.
1.3.2. Психологические
методы управления.
Психологические методы играют
очень важную роль в работе с персоналом,
т. к. направлены на конкретную личность
рабочего или служащего и, как правило,
строго персонифицированы и индивидуальны.
Главной их особенностью является обращение
к внутреннему миру человека, его личности,
интеллекту, чувствам, образам и поведению
с тем, чтобы направить внутренний потенциал
человека на решение конкретных задач
предприятия.
Психологическое
планирование составляет новое направление
в работе с персоналом по формированию
эффективного психологического состояния
коллектива предприятия. Оно исходит из
необходимости концепции всестороннего
развития личности человека, устранения
негативных тенденций деградации отсталой
части трудового коллектива. Психологическое
планирование предполагает постановку
целей развития, и критериев эффективности,
разработку психологических нормативов,
методов планирования психологического
климата и достижения конечных результатов.
К наиболее важным результатам психологического
планирования относятся:
- формирование подразделений ("команд")
на основе психологического соответствия
сотрудников;
- комфортный психологический климат в
коллективе;
- формирование личной мотивации людей
исходя из философии предприятия;
- минимизацию психологических конфликтов
(скандалов, обид, стрессов, раздражений);
- разработку служебной карьеры на основе
психологической ориентации работников;
- рост интеллектуальных способностей
членов коллектива и уровня их образования
- формирование корпоративной культуры
на основе норм поведения и образов идеальных
сотрудников.
Целесообразно, чтобы психологическое
планирование и регулирование выполняла
профессиональная психологическая служба
предприятия, состоящая из социальных
психологов.
Способы психологического воздействия
относят к числу важнейших элементов психологических
методов управления. Они концентрируют
все необходимые и разрешенные законом
приемы воздействия на людей для координации
в процессе совместной трудовой деятельности.
К способам психологического воздействия
относятся: внушение, убеждение, подражание,
вовлечение, принуждение, побуждение,
осуждение, требование, запрещение, плацебо,
порицание, командование, обманутое ожидание,
"взрыв", метод Сократа, намек, комплимент,
похвала, просьба, совет. Рассмотрим их
более подробно.
1)Внушение представляет
психологическое целенаправленное воздействие
на личность подчиненного со стороны руководителя
при помощи его апелляции к групповым
ожиданиям и мотивам побуждения к труду.
Внушение может вызвать у человека, иногда
помимо его воли и сознания, определенное
состояние чувств и привести к совершению
человеком определенного поступка. Крайне
негативной формой внушения является
зомбирование личности, когда человеку
прививаются строго определенные формы
поведения, выходящие за пределы моральных
норм (мафиозные группы, банд формирования,
религиозные секты типа "аум сенрике"
и др.).
2)Убеждение базируется
на аргументированном и логическом воздействии
на психику человека для достижения поставленных
целей, снятия психологических барьеров,
устранения конфликтов в коллективе.
3)Подражание
является способом воздействия на отдельного
работника или социальную группу путем
личного примера руководителя или новатора
производства, образцы поведения которого
являются примером для других.
4)Вовлечение
является психологическим приемом, при
помощи которого работники становятся
соучастниками трудового или общественного
процесса, например выборов руководителя,
принятия согласованных решений, соревнования
в коллективе и др.
5)Побуждение
- позитивная форма морального воздействия
на человека, когда подчеркиваются положительные
качества работника, его квалификация
и опыт, уверенность в успешном выполнении
порученной работы, что позволяет повысить
моральную значимость сотрудника на предприятии.
В советский период для побуждения к труду
широко использовались такие формы, как
занесение на Доску почета, вручение Почетной
грамоты, присвоение звания "Победитель
соревнования", "Ударник труда"
и др.
6)Принуждение
- крайняя форма морального воздействия,
когда другие приемы воздействия на личность
не дали результатов и работника заставляют,
возможно, даже против его воли и желания,
выполнять определенную работу. Желательно
применять принуждение только в чрезвычайных
(форс-мажорных) обстоятельствах, когда
бездействие может привести к жертвам,
ущербу, гибели имущества, людей, несчастным
случаям.
7)Осуждение -
прием психологического воздействия на
человека, который допускает большие отклонения
от моральных норм в коллективе или результаты
труда и качество работы которого крайне
неудовлетворительны. Такой прием не может
применяться для воздействия на людей
со слабой психикой. Практически бесполезен
для воздействия на отсталую часть коллектива.
8)Требование
имеет силу распоряжения. В связи с этим
оно может быть эффективным только в том
случае, когда руководитель обладает большой
властью или пользуется непререкаемым
авторитетом. В других случаях этот прием
может оказаться бесполезным или даже
вредным. Во многих отношениях категорическое
требование идентично с запрещением, выступающим
в виде легкой формы принуждения.
9)Запрещение
предполагает тормозящее воздействие
на личность. К нему мы относим запрещение
импульсивных действий неустойчивого
характера, что, в сущности, является вариантом
внушения, а также запрещение недозволенного
поведения (выпивка, бездеятельность,
попытка хищения или брака). Этот метод
стоит на грани двух главных методов воздействия
- принуждения и убеждения.
10)Порицание обладает
убеждающей силой только в условиях, когда
собеседник идентифицирует себя с руководителем:
"он один из нас". В других случаях
порицание воспринимается как менторское
назидание, которое можно выслушать, но
которому не нужно следовать. В силу того,
что человек довольно активно защищает
свое "Я", он часто рассматривает
этот прием как покушение на свою самостоятельность.
11)Командование
применяется тогда, когда требуется быстрое
и точное исполнение без каких бы, то ни
было критических реакций. При выполнении
команд не рассуждают. В жизни встречаются
запретительные и побудительные разновидности
команд. Первые: "Прекратите!", "Перестаньте
нервничать!", "Замолчите!" и т.д.
- направлены на немедленное торможение
нежелательных актов поведения. Они подаются
твердым спокойным голосом или голосом
с эмоционально окрашенным оттенком. Вторые:
"Идите!", "Принесите!", "Выполняйте!"
и т.д. - нацелены на включение поведенческих
механизмов людей.
12)Обманутое ожидание
эффективно в ситуации напряженного ожидания.
Предшествующие события должны сформировать
у собеседника строго направленный ход
мыслей. Если вдруг обнаруживается несостоятельность
этой направленности, то собеседник оказывается
в растерянности и без возражений воспринимает
предлагаемую ему идею. Такое положение
дел характерно для многих ситуаций в
жизни.
13)"Взрыв"
- прием, известный как мгновенная перестройка
личности под влиянием сильных эмоциональных
переживаний. Применение "взрыва"
требует создания специальной обстановки,
в которой возникли бы чувства, способные
поразить человека своей неожиданностью
и необычностью. В такой обстановке у человека
происходит сбой нервных процессов. Неожиданный
раздражитель вызывает у него сильный
стресс. Это приводит к коренному изменению
взглядов на вещи, события, отдельных людей
и даже мир в целом.
14)Метод Сократа
основан на стремлении оградить собеседника
от того, чтобы тот сказал "нет". Как
только собеседник скажет "нет", его
очень трудно повернуть в обратную сторону.
Метод назван именем древнегреческого
философа Сократа, который часто пользовался
им, стараясь вести беседу так, чтобы собеседнику
было легче сказать "да". Как мы знаем,
Сократ непременно доказывал свою точку
зрения, не вызывая со стороны оппонентов
не только явного негодования, но даже
самых незначительных негативных реакций.
15)Намек - прием
косвенного убеждения посредством шутки,
иронии и аналогии. В некотором смысле
формой намека может быть совет. Сущность
намека состоит в том, что он апеллирует
не к сознанию, не к логическому рассуждению,
а к эмоциям. Поскольку намек таит в себе
потенциальную возможность оскорбления
личности собеседника, то пользоваться
им лучше всего в ситуации конкретного
настроения.
16)Комплимент
нередко смешивают с лестью. Если сказать
человеку: "Как складно вы говорите!",
то это польстит ему. Лесть приятна далеко
не каждому, хотя часто люди не отмахиваются
от нее. Французская пословица гласит"
"Лесть - это умение сказать человеку
то, что он сам о себе думает". Комплимент
никого не обижает, он всех возвышает.
17)Похвала является
позитивным психологическим приемом воздействия
на человека и оказывает более сильное
действие, чем осуждение. Иногда достаточно
сказать молодому сотруднику: "Сегодня
Вы работаете значительно лучше и если
еще чуть-чуть улучшите качество, то Вы
достигнете превосходных результатов".
Однако такая похвала опытному работнику
может быть воспринята как обида, и его
успехи лучше отметить в торжественной
обстановке перед всем коллективом.
18)Просьба является
весьма распространенной формой общения
между коллегами, молодыми и опытными
работниками и реже применяется во взаимоотношениях
руководителя с подчиненными. Просящий,
обращается за советом, помощью, инструкцией
к другому сотруднику, когда сомневается
в формах и методах выполнения работы
или не в силах ее сделать самостоятельно.
Просьба руководителя является эффективным
методом руководства, т.к. воспринимается
подчиненным как доброжелательное распоряжение
и демонстрирует уважение к его личности.
19)Совет - психологический
метод, основанный на сочетании просьбы
и убеждения, часто применяемый во взаимоотношениях
коллег, наставников молодых рабочих и
опытных руководителей. Можно сказать
рабочему: "Иванов, замени инструмент"
- это форма распоряжения. Можно сказать
по-другому: "Я Вам советую заменить
инструмент". Однако в оперативной работе,
требующей принятия быстрых решений, использование
советов и просьб руководителем должно
быть минимизировано и исключено в тех
случаях, когда рабочий допускает брак
и срыв заданий.
20)Поведение -
совокупность взаимосвязанных реакций,
осуществляемых человеком для приспособления
к внешней среде. Поведение человека можно
представить в виде броуновского движения
внутри достаточно широкого поля, образованного
моральными нормами, принятыми в той социальной
группе, к которой принадлежит человек.
Общественная мораль зависит от экономического
строя общества, национальной принадлежности,
социального класса, уровня жизни, образования
и ряда других признаков, формирование
общественной морали исторически на протяжении
многих тысячелетий осуществляет религия
и фиксирует в священных писаниях (Библия,
Коран) в виде образцов поведения Бога,
ангелов и дьявола. (4*)
Итак, социально-психологические методы
представляют собой наиболее тонкий инструмент
воздействия на социальные группы людей
и личность человека. Искусство управления
людьми заключается в дозированном и дифференцированном
применении тех или иных приёмов из перечисленных
выше.
Нестабильность экономического
состояния предприятия, финансовые трудности,
несвоевременная выплата заработной платы,
длительные простои, не способствуют поддержанию
хорошего социально-психологического
климата, т.к. руководитель значительно
больше времени вынужден уделять не человеческому
общению и функциям управления персоналом,
а непосредственно производству, маркетингу,
финансам, т.е. другим функциям. Примером
социально-психологических методов управления
может служить удовлетворение и стимулирование
персонала. Чтобы сохранить хороших работников,
следует следить, чтобы они были счастливы
и довольны, стараться их стимулировать
для лучшего выполнения ими работы, что,
в свою очередь, принесёт пользу компании.
Классификация людей по приведенным
выше формам поведения позволяет правильно
подобрать способы психологического воздействия.