Методы управления в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение управленческих методов на примере предприятия, изучить какие методы используются в настоящее время при управлении предприятиями. А также рассмотреть методы управления в сфере сервиса, и исследовать, каким образом можно наиболее эффективно совмещать эти методы для достижения хорошего результата и для предпринимателя, и для потребителей услуг.
Задачи курсовой работы: собрать, систематизировать и проанализировать теоретическую информацию по изучаемому вопросу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ……………………...………4
1.1. Административные методы управления……………………………….…5
1.2. Экономические методы управления……………………………………...6
1.3. Социально-психологические методы……………………………………..10
1.3.1. Социологические методы управления………………………………..10
1.3.2. Психологические методы управления………………………………..12
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2. Американская и Японская модели управления……………………………18
2.1 Японские методы управления……………………………………………..18
2.2 Американские методы управления………………………………………..20

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3. Анализ методов управленческой деятельности………………………...23
3.1. Анализ статьи…………………………………………………………….24
3.2. Классификация методов управления гостиничными предприятиями..25
3.3. Административные методы управления гостиницей «Лень»………...26
3.4. Экономические методы управления гостиницей «Лень»……………..28
3.5.Социально-психологические методы управления гостиницей «Лень»…30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....…….32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовая раюота по основам менеджмента.docx

— 78.88 Кб (Скачать файл)

 
         3.2. Классификация методов управления гостиничным предприятием 
 
   Методы управления гостиничным предприятием могут быть классифицированы следующим образом: 
· организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях; 
· экономические, обусловленные экономическими стимулами; 
· социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. 
   Деление методов на административные и экономические в известной мере условно, так как абсолютно четко обособить каждый из них не представляется возможным: они взаимопроникают друг в друга и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности. 
   Особую остроту проблема методов управления в сфере гостиничного хозяйства приобретает в обстановке перехода к рыночной экономике, многообразия форм собственности, ликвидации монополии производителей услуг в рамках одной специализированной отрасли, переориентации сферы услуг на рынок потребителя. 
   Важнейшей отличительной чертой создаваемой рыночной экономики является переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления, рост роли социально-психологических методов. 
 
               3.3. Административные методы управления гостиницей «Лень» 
 
   Объективной основой использования этих методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Деятельность по управлению гостиничным предприятием невозможна без разумного применения административных методов (которые нередко называют организационно-административными или организационно-распорядительными). С их помощью формируются основные системы управления в сфере услуг в виде ее устойчивых связей и отношений, положений, предусматривающих права и ответственность подразделений аппарата управления, отдельных работников. Необходимость использования централизованного воздействия на гостиницу «Лень» посредством административных методов вытекает из объективной потребности в реализации общенародных интересов и правильного их сочетания с интересами отдельного коллектива, каждого работника, собственника. 
   Административные методы в сфере гостиничного хозяйства реализуются путем прямого воздействия руководителей, собственников на подчиненных. Такое воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения, различные положения, правила, нормативы и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, их четкую работу, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность. Все это осуществляется на рассматриваемом предприятии. Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право. Однако административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, т.е. администрированием. 
   Организационно-административные методы управления гостиничным предприятием оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, основными целями которого являются: 
1. правовое регулирование трудовых отношений; 
2. укрепление законности; 
3. защита прав и законных интересов предприятия и его работников в соответствии с КЗоТ и другими законодательными актами. 
В гостинице «Лень» применяются три формы проявления организационно-административных методов: 
· обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.); 
· согласительные (консультация, компромисс); 
· рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.). 
 
   Как правило, это прямые задания и распоряжения вышестоящих органов управления (волевое воздействие руководителя на подчиненных), которые направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей в целях оптимизации производственных процессов. Организационно-административные методы отличаются от других четкой направленностью директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. По существу организационно-административные методы - это методы принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность. 
   Организационное воздействие на структуру управления гостиничным предприятием осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования.

В практике управленческой деятельности административное воздействие  связано, как правило, с тремя типами подчинения: 
· вынужденное и внешне навязанное. Оно сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим "сверху"; 
· пассивное. Для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений; 
· осознанное, внутренне обоснованное. 
 
   В целом организационно-административные методы руководства существуют в форме организационного и распорядительного воздействия. 
   В сущности, вся система пронизана организационно-распорядительной деятельностью. Организационно-административное воздействие включает в себя следующие компоненты: виды и типы воздействия, адресат, постановка задания и определение критерия его выполнения, установление ответственности, инструктаж подчиненных и т.д. 
 
В гостинице «Лень» эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций или решение общей задачи 
 
                3.4. Экономические методы управления гостиницей «Лень» 
 
   Экономическим методам управления в сфере гостиничного бизнеса отводится центральное место, и гостиница «Лень» не исключение. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.  
   Принципиальный вопрос коллективной организации труда в фирме - овладение экономическими методами управления, которые применительно к управлению организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Другими словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта. 
   Потребность в экономических методах управления в сфере услуг закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях разгосударствления предприятий гостиничного хозяйства и развития частного предпринимательства с помощью директивного воздействия не всегда возможно и разумно решать сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения в услугах. Экономические методы управления должны занять и неизбежно займут доминирующее положение в сфере гостиничного бизнеса. Это необходимо для обеспечения нормальных условий функционирования в новых условиях хозяйствования, и на рассматриваемом предприятии делаются шаги к осуществлению этого положения. Одновременно сокращается число звеньев управления в службе сервиса, которая становится хозяйственно самостоятельной. В силу своей специфики - повседневного удовлетворения индивидуальных нужд населения - сфера гостиничного хозяйства нуждается в неизмеримо меньшей централизации, чем какая-либо иная сфера труда. 
 
   Сущность экономических методов состоит в том, чтобы путем косвенного воздействия на экономические интересы потребителя услуг и работников сферы услуг с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создавать эффективный механизм работы. Тем самым экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников сферы услуг добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений. 
   Чтобы экономические методы управления были действенными на предприятии гостиничного хозяйства, необходимо как минимум обеспечить "отзывчивость" организации на экономические рычаги. Без этого теряет смысл расширение прав структурных единиц и самофинансирование организации. В свою очередь расширение самостоятельности ведет к большей свободе коллективов в хозяйственной деятельности и экономическим методам руководства. В гостинице «Лень» созданы условия обоснованной самостоятельности. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы. Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов гостиничного предприятия, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников производственного процесса. 
   Перестройка экономического механизма по совершенствованию планирования, экономического стимулирования и управления должна обеспечить необходимые социально-экономические предпосылки реализации программы перехода на работу в условиях рынка. Для этого коренным образом должны измениться методология и технология планирования на изучаемом предприятии, в основе которых лежит нормативный метод. С учетом нормативов формируются взаимоотношения организации, как с вышестоящими органами управления, так и с бюджетом. Применение стабильных нормативов позволит улучшить систему образования средств, остающихся в распоряжении организации для решения различных экономических и социальных задач. Т.е. после осуществления обязательных отчислений и платежей образуются фонды производственного и социального развития и оплаты труда. В конечном итоге формируются доходы гостиничной организации. В некоторых случаях эти фонды не выделяются, а образованная прибыль по решению трудового коллектива распределяется на развитие производственной и материальной сфер; так происходит и в гостинице «Лень». 
 
3.5. Социально-психологические методы управления на примере гостиницы «Лень» 
 
   Результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников может помочь руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, то на 85% - от умения работать с людьми. Зная особенности поведения, характера каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психологический климат, поэтому существенным условием образования и развития трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Это особенно важно для гостиничного предприятия - ведь в этой сфере как нигде важна вежливость, любезность персонала, а соответственно и доброе расположение духа, хорошие отношения в коллективе. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда примерно в 1,5 раза может увеличиться или в несколько раз уменьшиться. 
   Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления гостиничным предприятием вызывает нездоровые взаимоотношения, что снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно идет в коллективах рыночного типа. Так, 91% опрошенных работников гостиничного бизнеса считают, что среди членов трудовых коллективов стала складываться атмосфера взаимной требовательности и ответственности, изменилось (в лучшую сторону) отношение к труду и распределению его оплаты, 82% опрошенных интересуются и "болеют" за успехи своих коллег. Таким образом, чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей при управлении гостиницей «Исеть» применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.) 
Главная цель применения этих методов при управлении рассматриваемым предприятием - формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи.    (8*) 
   Основное средство воздействия на коллектив - убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем рассматриваемого предприятия биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом же социально-психологического руководства в трудовом коллективе являются взаимоотношения работников, их отношение к средствам труда и окружающей среде.

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
   Основной вывод по курсовой работе можно сформулировать следующим образом: в сфере гостиничного бизнеса целесообразно совмещать разные методы управления. 
 
   Приняв за основу экономический метод, можно добиться материальной заинтересованности людей в качественной работе, что играет колоссальную роль в современных условиях. Но любой системой нужно управлять, поэтому на предприятии не обойтись без административного вмешательства, что и обосновывает необходимость использования при управлении гостиничным предприятием административных методов.          В то же время в сфере услуг огромную роль играют взаимоотношения в коллективе; важно создать приятную атмосферу, обеспечить все условия для качественной бесперебойной работы. А для этого, в свою очередь, широко используются социально-психологические методы управления предприятием. Таким образом, для наиболее эффективной работы предприятия административные и социально-психологические методы используются как приложение к основным используемым - экономическим методам управления.  
   В России гостиничный бизнес в том виде, в котором он существует на Западе, только начинает развиваться. И многое пока не получается у российских предпринимателей, многое еще предстоит освоить, но и пройден уже немалый путь; у России есть все предпосылки для дальнейшего развития сферы гостиничного хозяйства, и, реализуя свой потенциал, наша страна вполне сможет выйти на мировой уровень предоставления услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Руководители среднего звена (начальник отдела кадров, службы сбыта, отдела капитального строительства) назначаются и освобождаются от должности первым руководителем или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества подразделений. Они управляют деятельностью руководителей низового звена: устанавливают задания, осуществляют текущий контроль, проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, соблюдению дисциплины, санитарных норм, решают кадровые вопросы, поощряют и наказывают своих подчиненных. Данная прослойка менеджеров создает «эффект одеяла» между высшим и низовыми уровнями, так как является наиболее бюрократизированной и тормозит внедрение новых форм и методов работы.

Руководители низового звена (бригадир, начальник участка, руководитель группы новой техники) работают непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их действия, обеспечивают условия для выполнения качественно и в срок производственных зданий, контролируют соблюдение графика работ, рациональное использование оборудования, ресурсов дисциплины, ТБ, содействуют рационализаторству, внедрению новых методов работы. Они имеют право в установленном порядке премировать подчиненных, налагать на них дисциплинарную ответственность.

Помимо официальных  руководители организации имеют  неофициальные обязанности по отношению  к подчиненным, состоящие в справедливом и уважительном отношении к работникам, проявлении интереса к их здоровью, личным проблемам, успехам, взаимоотношениям в коллективе, оказании помощи.

Кадры управления.

Работники, составляющие аппарат управления, именуются кадрами  управления и подразделяются на три  основные группы.

Руководители – менеджеры, возглавляющие предприятие или структурное подразделение, имеют высшее образование и практический опыт работы, направляют работу организации (подразделения), принимают управленческие решения и полностью несут ответственность за результаты.

Специалисты – сотрудники аппарата управления, обладающие специальными знаниями, имеют высшее или средние специальное образование, разрабатывают различные варианты решений и отвечают за качество выполняемых работ. Это инженеры, экономисты, бухгалтеры, юристы и т.д.

Технические исполнители – люди, обслуживающие  процесс управления – секретари, машинисты, лаборанты, курьеры и т.д., имеют специальную профессионально-техническую подготовку, выполняют вспомогательные функции и в основном технические операции, которые характеризуются большой частотой повторения, более просты по исполнению и не требуют высокой квалификации работников (размножение документов, доставка почты, разноска данных в карточки).

Приложение 2.

Три категории требований к профессиональной компетенции менеджера: 

1) знания в  области теории и умения в  сфере практики управления

 

              2) способность к коммуникациям и умении работать с людьми

 

              3) компетентность в области специализации предприятия

 

                  Основные роли менеджера

1) Стратегическая. Менеджер  ставит цели организации, разрабатывает  стратегии, составляет долгосрочные  планы т.д.

2) Экспертно-инновационная.  Менеджер создает условия для  перестройки системы управления, организации в целом на основе  анализа изменений окружающей  среды и т.д.

3) Административная. Имеет  следующие функции:

Ø контрольная – оценка промежуточных и конечных результатов деятельности организации и отдельных звеньев

Ø организационная – создание необходимых условий деятельности: распределение полномочий, задач, ресурсов и т.д.

Ø направляющая – координация работы персонала

Ø кадровая – организация подбора, обучения, передвижения персонала

Ø стимулирующая – убеждение и воодушевление исполнителей, поощрение и наказание

4) Коммуникационная. Менеджер  проводит совещания, ведет прием  посетителей, занимается деловой  перепиской и т.д.

5) Социальная. Менеджер  создает в организации благоприятный  морально-психологический климат, поддерживает  традиции и т.д.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
1) Сухов В.Д. Сухов С.В, Москвичев Ю.А. «Основы менеджмента», 2003.

2) Александров Г.И. «Менеджмент  в сфере услуг»//экспресс - информ. - 2005.

3) Оучи У. «Методы эффективного  управления» - М.: Экономика, 1989.

4) Парилов Ф.Л. «Менеджмент  в индустрии гостеприимства»  - М., 2006.

5) http://rudocs.exdat.com/docs/index-89119.html      (1*)

6) http://menedzhmenti.ru/page47/page51/index.html       (2*)

7) www.wikipedia.ru       (3*)

8) www.claw.ru                (4*)

9) www.dipdip.ru            (5*)

10)www.infomanagment.ru      (6*)

11) www.ref.ru              (7*)

12) www.gitunik.ru         (8*)

~ ~


Информация о работе Методы управления в менеджменте