Миссия организации: сущность и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель — изучить сущность миссии организации, содержание и методику её формулировки.
Задачами данной работы являются:
- определение понятия и сущности миссии организации;
- выявление составляющих миссии и изучение ее формулировки;
- изучение процесса выработки миссии организации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ. . . . . . . . . . 5
1.1 Понятие и сущность миссии организации . . . . . 5
1.2 Формулировка и составляющие миссии организации . . . 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА АНАЛИЗА МИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ . . 17
2.1 Процесс выработки миссии организации . . . . . 17
2.2 Анализ миссии организации на примере МАОУ ВПО «Нижнекамский муниципальный институт». . . . . . . . . 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . 31

Файлы: 1 файл

Курсовая ОМ Миссия организации сущность и содержание.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

НИЖНЕКАМСКИЙ  МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

Кафедра  Менеджмента и туризма 

Группа  691

 

 

 

 

Курсовая  работа

по  дисциплине «Основы менеджмента»

 

 

Уровень образования   специалист

Вид работы    теоретико-практический

 

 

 

На  тему: Миссия организации: сущность и содержание

 

 

 

 

 

Преподаватель   ______________  Васильева О.М.

Нормоконтроль             ______________             Нестерова И.В.       

Студент    ______________  Зайнуллина А.М.

 

 

 

                                            Нижнекамск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ. . . . . . . . . . 5

1.1 Понятие и сущность миссии организации . . . . . 5

1.2 Формулировка и составляющие миссии организации . . .      12

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА АНАЛИЗА МИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ . .       17   

2.1 Процесс выработки миссии организации . . . . .       17

2.2 Анализ миссии организации на примере МАОУ ВПО «Нижнекамский муниципальный институт». . . . . . . . .       21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . .    29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . .       31

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы. Управление организацией базируется на основных элементах теории управления, которыми являются цели создания организации, стратегические планы и пр. Среди этих элементов менеджеры особо выделяют миссию организации, потому что, являясь составляющей частью целей, миссия оказывает влияние на все сферы управления и определяет его методы, приемы и приоритеты.

За последние  десять лет понятие "миссия" стало едва ли не самым модным в лексиконе европейских и американских менеджеров. К настоящему времени почти 90% компаний развитых стран сформулировали свою миссию. В России также начали осознавать важность наличия миссии, поскольку наши компании стали активно сотрудничать с иностранными. Четкое понимание миссии имеет столь огромное значение, что влияет как на дальнейшее развитие организации, так и на само ее выживание. Достаточно привести хотя бы тот факт, что все зарубежные, а теперь и крупные российские спонсоры требуют в заявках на благотворительное финансирование указания миссии организации. Спонсоры должны знать, для чего создается организация и к чему она стремится. Иначе им трудно будет принять решение о выделении денег.

Роль миссии очень важна для эффективного управления организацией и достижения её целей. Миссия оказывает влияние на организационную структуру управления и методы принятия решений. Именно поэтому современным отечественным предприятиям необходимо уделять больше внимания этому элементу менеджмента.

Данная тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. В новом тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные  управленцы. Умение четко сформулировать миссию организации является залогом успеха фирмы.

Цель — изучить сущность миссии организации, содержание и методику её формулировки.

Задачами данной работы являются:

- определение  понятия и сущности миссии  организации;

- выявление составляющих миссии и изучение ее формулировки;

- изучение процесса выработки миссии организации;

- изучение миссии  МАОУ ВПО «Нижнекамский муниципальный  институт».

Объект исследования — миссия организации и методика ее формулировки.

Предметом исследования является сущность, содержание и формулировка миссии организации на примере Муниципального автономного образовательного учреждения Нижнекамский муниципальный институт.

Теоретическая база. Разработанность темы в отечественной и зарубежной литературе достаточно велика. Можно отметить таких авторов, как Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Н. Дятлов, О. Виханский и др.

Структура работы. Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе будет описаны теоретические подходы к изучению миссии организации, охарактеризована ее сущность. Во второй главе будет рассмотрена методика формулировки миссии и анализ МАОУ ВПО «Нижнекамский муниципальный институт».

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1 Понятие  и сущность миссии организации

 

Миссия – одно их самых дискуссионных понятий в современном управлении. В деловом мире трудно найти человека, совсем незнакомого с понятием «миссия компании». В одних организациях миссию воспринимают достаточно формально, как некий модный атрибут, другие видят в миссии панацею от всех вызовов рынка, а третьи, в свою очередь, считают, что хорошая миссия может объединить и дополнительно мотивировать персонал, повысить конкурентоспособность компании. [1, 32]

В учебных пособия  по менеджменту разных авторов так же можно встретить разные определения понятию "миссия", которые дополняют друг друга и помогают лучше понять сущность этой управленческой категории, поэтому рассмотрим несколько из них.

В своем известном  учебнике Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. дают такое определение: "Основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования — обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии"[11].

В учебнике Д. Хасби "Стратегический менеджмент" миссия определена, как "генеральная цель организации, характеризующая, что представляет собой организация, зачем она существует и каково ее единственное в своем роде место. Выбрать такую цель — значит ответить на основной вопрос: "Чем мы занимаемся?". [16, 59]

Профессор О.С. Виханский в учебнике приводит определение миссии в широком и в узком понимании. В широком понимании, «миссия – это философия и предназначение, смысл существования организации», а в узком — «сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация». [4]

П. Друккер определяет миссию как основную цель, ради достижения которой компания создаётся. Миссия имеет комплексный характер, включает как внешние, так и внутренние ориентиры деятельности компании, выражает сущность делового успеха, к которому она стремится. [8, 178]

Миссия фирмы  должна рассматриваться с точки  зрения определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения, руководство фактически создаёт клиентов для поддержки организации в будущем.

Как сказал Питер  Друкер: "Существует только одно обоснованное определение цели предпринимательства — создание клиента. Если предпринимательство берёт на себя миссию создания клиентов, оно также получит прибыль, необходимую для своего выживания, если исключить плохое управление при осуществлении этой миссии".

Гольдштейн  Г.Я. описывает сущность миссии организации  в своем учебнике следующим образом: "Миссия организации — выражение ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства. Она устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Таким образом, центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации?" [6, 93]

Профессор В.П. Баранчеев  определяет миссию как «первый шаг  в снижении неопределенности представлений о фирме прежде всего у собственников, руководства и персонала, а затем у всех тех, кто имеет и хотел бы иметь с ней дело. Это инструмент управления, способ выделения данной фирмы среди конкурентов, способ распознавания потребителями ее продукции». [2]

В.П. Баранчеев выделяет три вида миссии:

  • миссия-предназначение – узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характера продукции и услуг и круга их потребителей; первое представление о причине возникновения и смысле существования предприятия;
  • миссия-ориентация – широкое, развернутое представление о системе ценностей, которых придерживается руководство и персонал фирмы, что хотя бы в общих чертах позволяет судить о поведении фирмы, об ее отношениях к потребителям и партнерам;
  • миссия-политика – концентрация главных целей и более четкое представление о поведении фирмы на ближайший период и на перспективу, т. е. «видение» будущего состояния фирмы.

Если обобщить приведенные  выше и другие трактовки миссии, то можно сделать вывод, что миссия в ее вербальном выражении – это сформулированное утверждение, раскрывающее четко выраженную причину и смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Миссия не имеет временного срока, т. е. не подразумевает выполнения задач в течение определенного временного интервала. Для наглядности возьмем, например, формулировку миссии оценочной компании Swiss Appraisal, которая входит в структуру швейцарского холдинга SRG Holding, SA: «профессиональные услуги в области оценки за минимальную стоимость в рекордный срок». Сказать, что компания достигла этого результата на каком-то промежутке времени, невозможно. Компания только может постоянно двигаться в этом направлении. Таким образом «миссия создает либо направление движения, либо какие-то правила игры». [18]

Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так  как в целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут  направляться усилия, и какие ценности будут при этом приоритетными.

Понятие «миссия  организации» в практике отечественного менеджмента получило свое распространение  только с 2000-х гг. Можно выделить две основные причины такого состояния дел:

1. Рыночные преобразования в России начали активно проводить лишь с 90-х годов;

2. Миссия — это плод менеджмента, а менеджмент, в его сегодняшнем понимании, актуален для компаний, вышедших за рамки текущего выживания и смотрящих в будущее.

Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние  на деятельность организации, а, следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:

- собственники организации  – они заинтересованы в организации, так как она им обеспечивает определенный стабильный доход. Если в данный период времени доход отсутствует, то у собственников имеется определенный долгосрочный интерес, связанный с данной организацией;

- сотрудники организации  – так как она дает им возможность удовлетворять свои потребности как нижнего уровня (зарплата, условия работы, гарантия найма и др.), так и более высокие (развитие личности, карьера, власть и влияние и др.);

- потребители – отдающие организации свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности;

- деловые партнеры – их интересуют связи с представителями данной организации, а также какая-либо помощь в рамках этого сотрудничества;

- местное сообщество – интерес проявляется в рабочих местах, которые предоставляет организация жителям данного региона (города, округа, области), в развитии инфраструктуры, в охране окружающей среды. Компания может являться градообразующим предприятием, в этом случае интерес местного сообщества к организации значительно возрастает;

- профсоюзы – их интерес проявляется в помощи при решении трудовых споров;

- государство – получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с   другими  членами  общества  пользуется  и организация. [17, 227]

Необходимо  рассмотреть основные задачи, которые  решает миссия организаций:

- представляет в явном виде то, для чего существует организация, и устанавливает базу для определения и обеспечения непротиворечивости ее целей;

- определяет, чем компания отличается от всех других компаний, действующих на том же рынке;

- создает критерий для оценки необходимости выполнения всех действий, осуществляемых в компании;

- согласовывает интересы всех лиц, связанных с организацией (собственников, руководство, персонал, клиентов и др.);

- способствует созданию корпоративного духа, в том числе расширяет для сотрудников смысл и содержание их деятельности.[4]

Итак, если есть четко сформулированная и разделяемая  всеми сотрудниками миссия фирмы, значит, выполняются главные функции предназначения миссии, так как на основании нее:

- определяются  цели предприятия;

- сотрудники  побуждаются к совместной работе;

- происходит  планирование;

- привлекаются  инвестиции;

- фирма может  выгодно отличаться от конкурентов.

Миссия в  данном случае становится определяющим фактором конкурентоспособности компании, что позволяет ей смело идти к намеченным целям. [3, 164]

Если миссия, осмысленная персоналом и поддержанная им, на предприятии отсутствует, значит, у компании нет основной деловой концепции, нет четко определенной цели, то такая компания не может рассчитывать на успех в своем бизнесе.

Миссия — это необходимый элемент общей системы усилий руководителя фирмы, предпринимаемых им для достижения успеха. Без этого шага рассчитывать на успех в сегодняшнем бизнесе просто не приходится. [14] Очевидно также, что на пути к успеху это один из первых шагов, только начало длительной работы по преобразованию деятельности предприятия, по превращению фирмы в эффективную, непрерывно растущую и самообучающуюся структуру.

Информация о работе Миссия организации: сущность и содержание