Миссия организации: сущность и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель — изучить сущность миссии организации, содержание и методику её формулировки.
Задачами данной работы являются:
- определение понятия и сущности миссии организации;
- выявление составляющих миссии и изучение ее формулировки;
- изучение процесса выработки миссии организации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ. . . . . . . . . . 5
1.1 Понятие и сущность миссии организации . . . . . 5
1.2 Формулировка и составляющие миссии организации . . . 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА АНАЛИЗА МИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ . . 17
2.1 Процесс выработки миссии организации . . . . . 17
2.2 Анализ миссии организации на примере МАОУ ВПО «Нижнекамский муниципальный институт». . . . . . . . . 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . 31

Файлы: 1 файл

Курсовая ОМ Миссия организации сущность и содержание.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

3-й этап: исследование командой внешних и внутренних факторов организации, которые должны найти отражение в миссии организации. Этот этап является самым сложным и трудоемким, т. к. сформированной команде необходимо провести комплексный анализ рынка и самой компании для более адекватного и глубокого отражения деятельности компании и ее взаимодействия с бизнес-окружением. Факторы, которые учитываются при выработке миссии: история организации; ключевые компетенции; существующий стиль поведения и предпочтения собственников и менеджмента; ресурсы, которыми располагает организация для достижения своих целей (миссия организации представляет собой некий компромисс между реальными условиями и ресурсами организации); состояние существующей внешней и внутренней среды организации.

Весьма полезным занятием эксперты также считают проведение работы по сбору и анализу всех внутренних и внешних корпоративных  материалов, характеризующих функционирование данной организации (рекламные буклеты  компании, материалы конференций и семинаров, в которых организация принимала участие, пресс-релизы, освещающие деятельность данной организации в СМИ, годовые финансовые отчеты компании и т. д.). Это необходимо сделать для того, чтобы впоследствии, когда миссия уже будет утверждена, не возникло принципиальной несогласованности с предыдущими заявлениями руководства об основных (глобальных) целях организации. Не стоит забывать, что заявления о глобальных целях не означают того, что у компании есть миссия.

4-й этап: разработка, согласование и утверждение миссии. После завершения сбора необходимой информации команда по выработке миссии должна подготовить и представить на утверждение руководству организации структуру будущей миссии. В структуру включаются основные положения, которые будут описаны в миссии. После утверждения структуры составляется первоначальная (черновая) формулировка миссии, которая впоследствии дорабатывается с учетом замечаний и рекомендаций топ-менеджмента. Утверждается окончательная версия документа первым руководителем. В акционерных обществах в зависимости от распределения функций либо первым руководителем компании, либо советом директоров.

5-й этап: доведение утвержденного варианта миссии до всех сотрудников организации и транслирование миссии во внешнюю среду. Чтобы миссия стала «катализатором разделяемого всеми движения вперед» [10], необходимо ее принятие всем персоналом организации к неукоснительному исполнению.

Во внешнюю среду  миссия транслируется через корпоративный  сайт, корпоративные информационно-рекламные материалы, корпоративные СМИ (инструмент дорогой, поэтому позволить себе их выпуск может далеко не любая компания). Можно разработать отдельные программы процедур доведения миссии до персонала и партнеров, клиентов компании.

Приведенная выше последовательность выработки миссии не является готовым рецептом, но сможет помочь менеджерам при выработке миссии в своей организации. При этом не грех будет напомнить еще раз, что одним из важных условий является намерение высшего руководства компании безусловно отстаивать декларируемые принципы и цели, а у Дэвида Майстера на этот счет один ответ: «Делай то, что проповедуешь!».

 

2.2  Анализ миссии организации на примере МАОУ ВПО Нижнекамский муниципальный институт.

 

 

В концентрированной  форме определение миссии организации выражает смысл существования организации и ее предназначение, тем самым доводит до общества цели и направления своего развития, а также позволяет сотрудникам этой организации придать определенную осмысленность и значение их текущим действиям с перспективной точки зрения.

Кроме основных элементов миссии, в расширенную  формулировку могут войти перечень основных видов деятельности и основные конкурентные преимущества, которых  планируется достичь, а также (для  внутреннего пользования) – основные конкурентные недостатки, которые планируется устранить в первую очередь.

Неправильное  формулирование миссии, по мнению П.Ф. Друкера, приводит к тому, что «люди  тратят время и силы на тщательное выполнение действий, которые не нужно  было предпринимать вообще». Вместе с тем наукой менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила для формулирования миссии. Миссия может выражаться двумя-тремя предложениями, а может быть описана на нескольких листах, главное, чтобы всем заинтересованным лицам было ясно, чем именно компания занимается и почему с ней можно иметь дело.

Рассмотрим  действительную формулировку миссии Муниципального автономного образовательного учреждения Нижнекамский Муниципальный институт. Автор не берет на себя право судить о том, насколько хороша или плоха та или иная формулировка. Главная цель – показать, с помощью каких структурных приемов и/или подходов к формулированию миссии, компании идентифицируют себя на рынке.

Но прежде, чем  переходить к анализу миссии организации  как главной цели ее существования, необходимо провести дескриптивный анализ самой компании. Это связано с необходимостью изучить возможные дополнительные направления деятельности и изменения в стратегии, которые необходимо отразить в миссии организации.

Муниципальное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижнекамский муниципальный институт» основан в 1997 году. Данная организация является юридическим лицом, созданным для реализации образовательных программ высшего профессионального, довузовского и послевузовского образования. Юридический адрес: Россия, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, пр. Химиков 74 б. Учредителем вуза является администрация города и Нижнекамского района.

Нижнекамский  муниципальный институт – это  единственный самостоятельный вуз г. Нижнекамска. Организационно-правовая форма – муниципальное образовательное учреждение.

В настоящее  время в институте работает гуманитарно-экономический  факультет, который включает в себя 10 кафедр, которые осуществляют подготовку специалистов и бакалавров по одиннадцати  специальностям. В организационную  структуру института входят центр  дополнительного профессионального и довузовского образования.

У Института  есть собственное здание, в котором  созданы отличные условия для  образовательной, научной, спортивной и творческой деятельности студентов. Так же, работает столовая, медпункт, библиотека, центр трудоустройства, отдел международных конкурсов и грантов, редакционно-издательский отдел и другие подразделения.

Одним из приоритетных направлений для всего института  является постоянное самосовершенствование. Это связано не только с научно-исследовательской работой студентов и профессорско-преподавательского состава, но и материальной базой вуза в целом.

Фонд библиотеки института насчитывает более 30 тыс. наименований документов, из них около 24 тыс. составляют книги. Так же, библиотека института укомплектована самой современной учебно-методической, научной и справочной литературой по всем реализуемым вузовским программам, курсам и дисциплинам.

Образовательный процесс ведет высококвалифицированный  профессорско-преподавательский коллектив. Из 41 преподавателя 10 имеют ученную степень доктора, 21 – кандидата наук.

Систематически  ведется работа по формированию ведущих  специалистов – организовываются конференции, работает студенческий совет самоуправления, активно ведется работа с волонтерами  города по подготовке к участию во всемирной летней Универсиаде в г. Казань. Так же вкладываются ресурсы в научно-исследовательские работы, которые реализуются благодаря вузу и его сотрудникам.

В Нижнекамском муниципальном институте работает единственная во всем городе кафедра ЮНЕСКО, что позволяет студентам и сотрудникам вуза участвовать в большем количестве международных конкурсов и грантов.

Кроме этого, Центр  трудоустройства и стратегического  партнерства ведет работу с потенциальными работодателями для выпускников  Института. Проводятся исследования спроса на специалистов и специальности в городе, на основании которых проходит корректорская работа по подготовке студентов.

Цели Нижнекамского  муниципального института:

- формирование  способности быстрой адаптации  к изменяющимся внешним условиям;

- открытие аспирантуры  и получение статуса Академии;

- достижение  рентабельности всех видов уставной  деятельности;

- повышение  качества подготовки специалистов;

- разработка  комплекса мер, направленных на  сохранение имеющегося контингента;

- увеличение  количества обучающихся до 1000 человек: 300 дневников, 700 заочников;

- создание системы  дистанционного обучения (СДО);

- координация  работы международной и грантовой  деятельности вуза;

- внедрение  Электронного института;

- расширение стратегического партнерства;

- создание и  поддержание позитивного имиджа  Института;

- развитие высокого  корпоративного духа и постоянная  работа по его укреплению;

- внедрение  в образовательный процесс инноваций  и высоких технологий;

- освоение преподавателями новых учебных дисциплин, разработка новых учебников и учебно-методических комплексов;

- проведение  ежегодных студенческих научно-практических конференций.

Задачами НМИ  являются:

- удовлетворение  потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, в получении профессионального образования и квалификации в выбранной области профессиональной деятельности;

- обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации  специалистов;

- организация  и проведение фундаментальных  и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования;

- распространение  знаний среди населения, повышение  его общеобразовательного и культурного  уровня;

- выполнение  других работ в соответствии с предметом основной деятельности.

Свою миссию коллектив Нижнекамского муниципального института видит как максимальное удовлетворение потребностей населения, предприятий, организаций в получении качественного и доступного образования, в подготовке квалифицированных, востребованных реальной экономикой специалистов.

Приоритетом Института  всегда было и остается стремление формировать свободно мыслящую творческую личность, способную самостоятельно решать мировоззренческие и профессиональные задачи. Сохраняя традиции российской высшей школы, коллектив вуза активно развивает инновационные подходы во всех сферах деятельности, постоянно повышая свой статус в научно-образовательном пространстве России

Существует  более короткая формулировка миссии Муниципального автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижнекамский муниципальный институт»: подготовка высококвалифицированных специалистов, научных, педагогических и управленческих кадров, конкурентоспособных на рынке труда, в соответствии с существующими и перспективными требованиями личности, общества и государства.

Проводя анализ миссии Муниципального автономного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования  «Нижнекамский муниципальный институт»  можно сделать следующий вывод.

Существующая  миссия удовлетворяет основным взглядом к их содержанию. Она представляет то, ради чего существует организация, устанавливает базу для определения и обеспечения непротиворечивости ее целей, создает критерий для оценки необходимости выполнения всех действий, осуществляемых в компании, согласовывает интересы всех лиц, связанных с организацией, способствует созданию корпоративного духа, расширяет для сотрудников смысл и содержание их деятельности.

В миссии Нижнекамского  муниципального института содержится описание предлагаемых организацией услуг, определение основных потребителей и клиентов. Так же в ней прослеживается основная цель существования компании – удовлетворение спроса, посредством подготовки качественных, свободно мыслящих и творчески настроенных специалистов.

Философия и внутренняя концепция выражаются в конкретно выраженных базовых взглядах и ценности организации, в рамках которых описываются собственное мнение компании о себе, источники ее силы. Это подтверждается тем, что институт заявляет о возможности подготовки квалифицированных и востребованных реальной экономикой специалистов.

Внешний образ фирмы, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность компании перед партнерами, потребителями, обществом в целом, получает свое подтверждение посредством социальной ответственности. Перед потребителями это подчеркивается предоставлением качественного и доступного образования, перед потенциальными работодателями, как подготовка квалифицированных и конкурентоспособных специалистов. При этом подчёркивается забота о традициях российской высшей школы, и о будущем развитии здорового и потенциально активного общества.

В связи с  тем, что в миссии Муниципального автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижнекамский муниципальный институт» содержится основная философия, приоритетное направление и концепция деятельности организации представляется реальным сплотить коллектив ради достижения основной цели.

Информация о работе Миссия организации: сущность и содержание