Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 16:57, курсовая работа
Новая ситуация в экономике, в идеологической и политической жизни страны, болезненный переход к рыночным отношениям создали чрезвычайно сложное положение не только для руководителей предприятий, но и для управленцев, работающих в сфере образования, культуры и здравоохранения. Рыночные отношения требуют резкого роста самостоятельности, умения, оказавшись один на один со сложными задачами, решать их самому, не глядя «наверх» в ожидании приказа. Они требуют нового подхода к сотрудникам и коллективам, коренного переосмысления управления социальными системами, к которым, безусловно, относятся образовательные учреждения. Успех гуманизации и демократизации образовательной системы невозможен без реализации «человекоцентристских» принципов в управлении персоналом образовательных учреждений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..4
1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОРГАНИЗАЦИИ………..6
1.1. Основные понятия, функции и принципы управления……………………..6
Модель обучающейся организации как один из путей укрепления сотрудничества педагогики и психологии…………………………………9
КОНЦЕПЦИЯ СЕНГЕ………………………………………………………………16
РОЛЬ МЕНЕДЖЕРОВ В ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОРГАНИЗАЦИИ………………...20
3.1 Управление человеческими Ресурсами……………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………..30
Несомненно, развитие можно рассматривать в виде прогрессии, последовательного перехода с одной стадии на другую. Но именно усвоение новых знаний, приобретение нового понимания, овладение новыми навыками и моделями поведения движет процессом развития. Графически это можно проиллюстрировать примерно следующим образом (см.рис 1.)
Если взглянуть с этой точки зрения, становится очевидным, что существуют различные потребности в обучении, а на различных стадиях развития, чтобы поднять компетентность обучающегося до более высоких уровней, требуются различные технологии обучения. Взрослые отличаются от детей, поэтому их нужно учить по-другому.
Рисунок 1
Первым шагом на пути развития правильного восприятия возможностей обучения является осознание некоей реальной потребности в обучении. Некоторые люди могут совершенно искренне не осознавать, что им нужно научиться чему-то новому. Прошлый опыт обучения – особенно негативный – также оказывает мощнейшее воздействие. Поэтому, создание настоящей атмосферы активного обучения вокруг рабочего места – вот ключевая задача современного руководителя.
Определение потребностей в обучении проводится в двух направлениях:
Даже если сотрудник отличается достаточно высоким уровнем осознания потребности в обучении и осознает возможности обучения, эффективность обучения будет в значительной степени определяться возможностью или реальностью способа использования этих возможностей. Сами учащиеся могут неосознанно создавать барьеры собственному обучению. В частности, это относится к «психологическим защитам», когда из соображений отстаивания своего статуса, престижа или гордости обучающийся бессознательно мешает самому себе извлекать максимум из возможности чему-то научиться. Создание препятствий также может провоцироваться особенностями применяемых методов обучения. Структура обучения или используемые в ходе его реализации методы могут просто не соответствовать его содержанию, а также опыту обучающихся. Необходим тщательный подбор методов и форм обучения, адаптированных под условия деятельности обучающихся, согласованных с уровнем профессионализма сотрудников. Что максимально возможно при организации обучения на рабочем месте.
Теперь рассмотрим особенности обучения взрослых людей.
Первая группа связана с повышением компетентности. Это значит, что человек обладает определенным объёмом и уровнем общих и профессиональных знаний, владеет специфическими приемами, умениями и навыками, осуществляет самооценку образовательной и профессиональной деятельности, стремится оперативно реализовать полученные знания, бережлив ко времени, затрачиваемому на учебу, воспринимает новую информацию в соответствии с ее актуальностью и значимостью.
Вторая группа особенностей связана с личностным статусом. Она включает: осознание своей нравственной, правовой и социальной ответственности, самоутверждение, потребность в самореализации, компромиссность в принятии решений, социальную зрелость и финансовую независимость.
Третья группа особенностей связана с определенными барьерами восприятия образовательной деятельности:
Исходя из этого, обучение взрослых должно сосредотачиваться на проблеме.
Таким образом, обучающаяся организация может быть представлена следующим образом (см. рис.2).
Рисунок 2
Концепт «обучающейся организации» предложен Питером Сенджем и развит Грэхэмом Гестом, где:
2. КОНЦЕПЦИЯ СЕНГЕ.
Питер Майкл Сенге - американский ученый,
директор Центра организационного обучения
в школе менеджмента Массачусетского
технологического университета.
Он известен как автор книги «Пятая дисциплина:
искусство и практика самообучающейся организации»
с 1990 года (новая редакция 2007 года). Кроме
того, он по-прежнему читает лекции в качестве
доцента в группе системной динамики в школе менеджмента
Массачусетского
В 1972 году он получил степень магистра
в области социальных систем моделирования
Массачусетского
В 1978 году он получил степень доктора философии Массачусетского
Он является основателем кафедры Общества организационного обучения (SoL). С 1996 года он стал регулярно практиковался в медитации после того, как посетил Дзен Буддийский монастырь.
Концепция Сенге. Термин «обучающиеся организации» (learning companies), широко распространившийся в Европе и США в 1990-е гг., в России стал известен недавно. Одна из известных концепций обучающейся организации принадлежит американцу П. Сенге. Другая, «европейская», была разработана несколькими авторами: Т. Бойделом, Н. Диксоном и П. Сенджем.
Обучающаяся организация — это не новая модель построения и развития компании, а скорее комбинация передовых управленческих инструментов, сведенных воедино.
Концепция П. Сенге базируется на пяти «умениях организации»:
Обучающаяся организация предполагает, что обучение — не просто накопление знаний, а осмысленное развитие умения их использовать. Есть много мнений относительно свойств, которыми должна обладать организация, чтобы считаться «обучающейся». Авторы «европейской» концепции дают 11 характеристик обучающейся организации.
1. «Обучающийся» подход к
2. «Партисипативная» политика
3. Информационная открытость. Информация
в большей степени
4. Учет и контроль деятельности организации. Системы учета,
5. Внутренний обмен услугами. Каждое подразделение и поставляет, и потребляет услуги. Подразделения, отделы, секции имеют реальные возможности для того, чтобы действовать по своему усмотрению.
6. Гибкие механизмы
7. Структура, предоставляющая
8. Постоянное «сканирование»
9. Совместные проекты
10. Климат, способствующий обучению. Главный принцип работы для
каждого работника организации — всегда стремиться к
11. Постоянное саморазвитие
3. РОЛЬ МЕНЕДЖЕРОВ В ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Роль менеджера в организации - направляющая,
формирующая, структурирующая, и в целом организующая.
Деятельность менеджера направлена на
то, чтобы работники стали не просто арифметической
суммой людей со своими проблемами и интересами,
но сплоченным коллективом, нацеленным
на созидание, на выполнение общественной
задачи, чтобы проявились все позитивные
эффекты социальной организации, ради
которых люди и объединятся в ней, чтобы организация
стала действительно
Руководитель в роли преподавателя должен проявить способность обучить подчиненного необходимым приемам и навыкам труда, этике профессии.
Роль представителя организации - подписывает от
имени организации документы, представляет
организацию во внешней среде, в вышестоящих
организациях, взаимодействует со средствами
массовой информации, принимает посетителей
организации, в целом, осуществляет связи с общественностью,
принимает совместно с общественными
На данный момент позиция организаций основана на адаптивном обучении – копировании.
Senge (1990) замечает, что усиленная адаптивность это только первая стадия, компании должны ориентироваться на созидательном обучении, или на обучении “двойная петля” (Argyris 1977). Созидательное обучение направлено на постоянное экспериментирование и обратную связь в самом процессе оценки того, как организация подходит к определению и решению проблем.