Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:29, курсовая работа
Для того чтобы успешно реализовывать свои профессиональные функ-ции, менеджер должен:
• обладать определёнными знаниями и умениями;
• иметь соответствующие личные качества;
• руководствоваться этическими нормами;
• иметь навыки и способности эффективно управлять;
• преодолевать ограничения саморазвития
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА 4
1.1 Функции менеджера 4
1.2 Взаимодействие менеджера с окружающими 6
1.3 Отношение к работе. Активность менеджера 7
ГЛАВА 2 КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА 14
2.1 Личные качества 14
2.2 Профессиональные качества 16
2.3 Организаторские и деловые качества 17
2.4 Ограничения в саморазвитии 22
ГЛАВА 3 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА 4
1.1 Функции менеджера 4
1.2 Взаимодействие менеджера с окружающими 6
1.3 Отношение к работе. Активность менеджера 7
ГЛАВА 2 КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА 14
2.1 Личные качества 14
2.2 Профессиональные качества 16
2.3 Организаторские и деловые качества 17
2.4 Ограничения в саморазвитии 22
ГЛАВА 3 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
Со времен великого полководца А.В. Суворова известно, что «плох тот солдат, который не мечтает быть генералом». Точно так же плох и начинающий клерк, который не хочет в будущем стать самым главным боссом. И это вполне понятно. В работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.
В прошлом на должность менеджеров старались подобрать людей с ярко выраженными диктаторскими замашками, поскольку рабочие были в большинстве своем покорной, малообразованной, безликой массой и наилучшим способом обращения с ними считалось принуждение. В этих условиях формула действий управляющего была: «бизнес — есть бизнес, работай, не рассуждая».
С пониманием того, что рабочих нужно не принуждать к труду, а поощрять, изменились и требования к управляющим. Главным их достоинством стала способность играть роль главы семьи, который по отечески относится к подчиненным, действуя по формуле: «твердость, но справедливость». Все это, безусловно, помогло снять многие проблемы и прежде всего антагонизм между рабочими и менеджерами.
Кризисные ситуации, все больше и больше потрясавшие западную экономику, потребовали от управляющих новых качеств. Просто ужиться с людьми было не достаточно — взаимодействие нужно было обеспечить надежной материальной базой, которую создавал надежный бесперебойный сбыт товаров. Это потребовало от менеджера еще и маклерских способностей.
И наконец,
сегодня фирмы выросли
Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает в нескольких ипостасях.
Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей.
Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.
В-третьих, это — дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.
В-четвертых, это — воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий ею развитие в нужное русло.
В-пятых, это — инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.
В-шестых, это — просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.
Для того чтобы успешно реализовывать свои профессиональные функции, менеджер должен:
Менеджер
— профессионально
Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Это же значение лучше выражено в практически не употребляемом ныне слове «надсмотрщик». Для каждой организации необходимо иметь человека, отвечающего за надзор над всеми подразделениями в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач. Этот вид ответственности — следить за целым — составляет суть работы руководителя.
Руководство — это управление процессами:
1) согласованием различных видов деятельности группы;
2) видеть
динамику процесса внутри
Сфера руководства включает три блока:
1) организационные формы, распределение обязанностей в постановке задач, создание информационных структур;
2) работа
с отдельными людьми и
3) использование власти и принятие решений.
Во всем мире современный менеджер воспринимается как эффективный, инновационный руководитель. А для этого он должен знать закономерности функционирования рыночной экономики, теорию и практику современного менеджмента, формы и методы мотивации людей, теорию организации и методы моделирования организационных структур хозяйствования, методы комплексного анализа результатов деятельности организации. Менеджер должен знать действующее законодательство и основы правового регулирования менеджмента в различных отраслях народного хозяйства и его сферах.
Менеджер
должен уметь нестандартно
В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых:
1 Веснин В.Р. Менеджмент для всех. – М.: Юрист, 1994.
Все эти работы характеризуются: высоким разнообразием (до 200 видов действий в день), разнообразием формы самих этих действий и места их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий.
Выполняя свои повседневные обязанности, менеджер общается с различными категориями лиц. Прежде всего, это партнеры. Иногда они могут быть весьма неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не показывая раздражения.
Другая категория людей, с которыми приходится общаться, — руководители различного ранга. В разговорах с ними выражаться следует четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов или собственных соображений, кратко излагать мысли. Ставя какую-то проблему, лучше всего сразу же предложить вариант ее решения, чтобы босс не занимался ею от начала до конца. Вообще, лучше всего большую часть его работы взять на себя — он этого не забудет.
С подчиненными общение должно быть в высшей мере доверительным и доброжелательным — от них, как мы уже знаем, в решающей степени зависит судьба менеджера.
И наконец, менеджер постоянно общается с коллегами — руководителями других подразделений. Прямого влияния на них он оказать не может и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться, обольщать, убеждать.
В процессе общения менеджеру приходится выполнять три основных роли, степень «посвященности» которым во многом определяется его рангом.
Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними. Эту роль может играть номинальный глава фирмы, обеспечивающий ее имидж и представительство во внешнем мире; фактический лидер, вдохновляющий действия людей, направленные на достижение целей фирмы; коммуникатор, создающий возможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками.
Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам.
В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.
Менеджеры высшего звена фирмы обычно являются номинальными главами, координаторами, представителями, определяют цели и основные принципы деятельности. Менеджеры среднего звена чаще всего выступают в качестве генераторов идей, представителей на переговорах, координаторов деятельности своих подчиненных, определяя их функциональные обязанности и цели, совершенствующие производственный процесс. Менеджеры низшего звена — мастера — находятся ближе к непосредственным исполнителям. Цели для них формируются на ближайшую перспективу непосредственными руководителями и ориентированы на повышение производительности труда, квалификации отдельных работников, снижение брака. В отличие от предыдущих категорий управленцев они решают вопрос не «Что делать?», а «Как делать?».
По своему отношению к работе менеджеры делятся на пассивных и активных. Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких проблем, причем с рутинных позиций. Они берутся лишь за то, что служит на пользу их карьере и позволяет «набрать очки», да и здесь, боясь риска, действуют только по схеме «так, чтобы наверняка», не пытаются расширить кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют их воровством у своих подчиненных.
Во многом близки к пассивным руководителям, хотя, понятно, и не вполне аналогичны им, отечественные хозяйственники. Попробуем сравнить их с западными коллегами, активными руководителями, о которых речь пойдет в дальнейшем.1
Качества хозяйственного руководителя, сформированного в условиях административно-командной системы |
Качества активного менеджера воспитанного в условиях современной рыночной экономики и iii этапа НТР |
1. Действует на основе привычки исполнять решения, принятые наверху, внутренне не свободен, безынициативен, боится риска |
Самостоятельно принимает решения, внутренне свободен, инициативен, идет на риск, предусмотрев заранее последствия |
2. Выступает преимущественно в роли инженера, диспетчера, «пожарного», снабженца |
Играет роль, предполагающую решение экономических и правовых проблем фирмы; воспитывает подчиненных, улаживает конфликты |
3. Иррационален, соблюдает культ
вышестоящих начальников |
Рационален и критичен ко всем явлениям и лицам, окружающим его |
4. Обладает двойным мышлением и псевдологикой. Для вида реализует плановые задания, а фактически работает в своих интересах |
Логичен, лишен раздвоенности сознания и поступков |
5. Ориентирован на выполнение любой ценой плана или получение прибыли, сводя к минимуму возможные неприятности от самостоятельных действий |
Озабочен созданием команды единомышленников, условий оптимизации руководства и групповой самоорганизации |
6. Недемократичен, не способен к диалогу как в сознании, так и в жизни, не сориентирован на личность подчиненного |
Культивирует диалог, дискуссии, плюрализм мнений; ориентирован на личность сотрудника |
7. Не гибок, слабо ориентирован в окружающей действительности, плохо информирован, не стремится к новым знаниям |
Динамичен, открыт для информации |
8. Не умеет работать в условиях выбора из многообразия альтернатив. Привык к опеке государства |
Сориентирован на свободу выбора, участие в конкурентной борьбе. Самостоятелен в делах и мыслях |
9. Некомпетентен в вопросах управления, психологии, имеет ограниченный кругозор и эрудицию |
Умеет работать с людьми, много знает, имеет широкий взгляд на жизнь |
10. Смотрит «наверх», пассивен в отношениях с подчиненными, пытается все запретить |
Налаживает контакты с «низами», активен, предоставляет подчиненным свободу действий и творчества |
11. Ожидает финансирования и дотаций из бюджета, льготных кредитов, помощи ресурсами, не ищет заработков, а пытается их «вывести» с помощью монопольного вздутия цен |
Ориентирован на самоокупаемость и самофинансирование, ищет пути заработать средства своими силами, выкрутиться из самых трудных положений, не дожидаясь банкротства, надеется на себя |