Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:29, курсовая работа
Для того чтобы успешно реализовывать свои профессиональные функ-ции, менеджер должен:
• обладать определёнными знаниями и умениями;
• иметь соответствующие личные качества;
• руководствоваться этическими нормами;
• иметь навыки и способности эффективно управлять;
• преодолевать ограничения саморазвития
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА 4
1.1 Функции менеджера 4
1.2 Взаимодействие менеджера с окружающими 6
1.3 Отношение к работе. Активность менеджера 7
ГЛАВА 2 КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА 14
2.1 Личные качества 14
2.2 Профессиональные качества 16
2.3 Организаторские и деловые качества 17
2.4 Ограничения в саморазвитии 22
ГЛАВА 3 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
3. Деловой. Противоположен авральному, предполагает работу по рассчитанным и оптимальным схемам. Такой стиль можно было бы предпочесть всем прочим, если только работа позволяет это, не содержит неожиданных сюрпризов и поддается прогнозу.
4. Демократический. К нему склонны лидеры-организаторы, управляющие по принципу: «Моя точка зрения — одна из возможных». Именно такой стиль способен давать наилучшие результаты, но до известных границ, за которыми дело подменяется его обсуждением.
5. Либеральный. Годится для сплоченного коллектива единомышленников. Вместо самостоятельности способствует безответственности и уверенности, что «работа не волк».
6. Компромиссный. В его основе — способность руководителя, уступая людям с различными интересами, добиваться своих целей. Но если компромиссы войдут в привычку и заменят принципиальность соглашательством, то хорошего от такого руководителя ждать не приходится.
Взаимоотношения подчиненных с руководителем, психологический климат коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем.
Выделяю
также следующие стили
Авторитарный (или директивный, или диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств:
1) высокая
вероятность ошибочных
2) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;
4) благоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.).
Демократический (или коллективный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и
инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем и самими сотрудниками («максимум контроля»), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.
Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях руководителя.
Либерально-анархический (или попустительский, или нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой стороны, «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются; нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек»), вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.
Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т. п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.
Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом.
Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива (П. Херси, К. Бландэд).
Эффективным стилем управления (по мнению большинства зарубежных специалистов по менеджменту) является партисипативный (соучаствующий) стиль, которому свойственны следующие черты:
1) регулярные
совещания руководителя с
2) открытость
в отношениях между
3) вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационны решений;
4) делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий, прав;
5) участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений;
6) создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений («группы контроля качества»);
7) предоставление
работнику возможности
Партисипативный стиль применим, если:
1) руководитель уверен в себе, имеет высокий образовательный и творческий уровень, умеет ценить и использовать творческие предложения подчиненных;
2) подчиненные
имеют высокий уровень знаний,
умений, потребность в творчестве,
независимости, личностном
3) задача, стоящая перед людьми, предполагает множественность решений, требует теоретического анализа и высокого профессионализма исполнения, достаточно напряженных усилий и творческого подхода. Таким образом, этот стиль целесообразен в наукоемких производствах, в фирмах новаторского типа, в научных организациях.
Итак, современный менеджер – профессиональный руководитель, чья ответственная работа является одной из важнейших составляющих общего успеха фирмы, предприятия, организации.
Роль менеджера не преувеличена. Менеджеру приходится решать сложнейшие задачи своей фирмы, и часто в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.
Менеджер выполняет основные управленческие функции:
Особенностью деятельности менеджера, одной из основ его успеха является высокая насыщенность человеческими контактами. Это предполагает хорошее знание основ психологии, социологии, принципов организационного поведения. Активный менеджер, получивший признание подчиненных, способен скоординировать их деятельность наилучшим образом, добившись максимальной отдачи общему делу.
Успех профессиональной деятельности менеджера зависит и от его личностных качеств, среди которых принципиальность, эмоциональное равновесие, эмоциональная зрелость. Важны организаторские и деловые качества, прежде всего целеустремленность, энергичность, дисциплинированность, повышенная работоспособность.
Особенности администраторских и лидерских качеств руководителя определяет и его управленческий стиль.
Критерием
эффективности руководства
Таким образом, рыночная экономика требует от менеджера:
1. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. – М.: Юрист, 1994.
2. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М., 1991.
3. Глухов В.В. Основы менеджмента. – Спб, 1995.
4. Доблаев В.Л. Организационное поведение. – М.: ЭКМОС, 2002.
5. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. – М., 1993.
6. Лютенс Ф. Организационное поведение. – М.: ИНФРА-М, 1999.
7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс,2003.
Менеджмент / Автор-составитель Г.Б. Казначевская – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 352 с.
Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1991. – 320 с.
Основы менеджмента: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. – 11-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2007. – 336 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии, 4-е изд., перераб. и доп.. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 665 с.
Управление персоналом: учебное пособие для студентов вузов / И. А. Скопылатов, О. Ю. Ефремов. - СПб.: Изд-во Смольного ун-та, 2000. - 400 с.
Уткин Э.А. и др. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу «Менеджмент». — М.: Финансы и статистика, 2001. — 192 с
Приложение А
ТЕСТ на соответствие индивидуальных особенностей человека основным чертам профессии менеджера
Дайте ответы «да» или «нет» на следующие вопросы.
1. Есть ли у вас желание начать собственное дело, т. е. стать предпринимателем, трудиться иа себя вместо того, чтобы работать на других, и «вкалывать на всю катушку», ее считаясь со временем, выходными днями и т. д.?
2. Располагаете ли вы необходимой энергией для самых решительных действий при любых неожиданных жизненных поворотах?
3. Согласны ли вы принять участие в сделке, когда нет достаточной ясности и определенности, но выигрыш, возможно, будет большой?
4. Откажетесь
ли вы от гарантированной
5. Любите, ли вы новые идеи и концепции, причем самые неожиданные?
6. Способны ли вы постоянно генерировать оригинальные идеи, реализация которых дает прибыль?
7. Желаете
ли вы испытать себя в
8. Способны ли вы принять пари на сумму, которой вы в данный момент не располагаете?
9. Откажетесь
ли вы от привлекательной
10. Будете ли вы предлагать новые идеи, если реакция на них вашего руководителя неопределенна?
11. Независимый ли у вас характер?
12. Располагаете
ли вы большим запасом
13. Любите ли вы острые ощущения, события, которые «щекочут» нервы?
14. Пойдете ли вы на работу, связанную с многочисленными разъездами?
15. Если бы вам пришлось играть в азартные игры, то предпочли бы вы самые крупные ставки?
16. Опасаетесь
ли вы крутых жизненных
Оценка результатов
Сосчитайте, сколько у вас получилось положительных ответов, и при числе 13 и более рассчитывайте, что можете попытать силы в предпринимательстве.
Приложение Б
ТЕСТ на обладание качествами, необходимыми для руководства другими, и на определение того, какой начальник получится из тестируемого
1. Обычно вы предпочитаете:
А - планировать свою деятельность;
Б - действовать спонтанно.
2. Ваши друзья:
А - часто изливают вам душу;
Б - редко делятся с вами личными проблемами.
3. Что скорее могло бы стать вашим хобби?
А - коллекционирование;
Б - игра в теннис.
4. Большее удовольствие вам доставляет игра:
А - в шахматы;
Б - в карты или вообще в азартные игры.
5. В компании:
А - вам нравится всех развеселить;
Б — вы не любите оказываться в роли клоуна.
6. Обычно вам удается понравиться лицу противоположного пола:
А - с первого взгляда;
Б - после непродолжительной беседы.