Модель современного менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Для того чтобы успешно реализовывать свои профессиональные функ-ции, менеджер должен:
• обладать определёнными знаниями и умениями;
• иметь соответствующие личные качества;
• руководствоваться этическими нормами;
• иметь навыки и способности эффективно управлять;
• преодолевать ограничения саморазвития

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА 4
1.1 Функции менеджера 4
1.2 Взаимодействие менеджера с окружающими 6
1.3 Отношение к работе. Активность менеджера 7
ГЛАВА 2 КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА 14
2.1 Личные качества 14
2.2 Профессиональные качества 16
2.3 Организаторские и деловые качества 17
2.4 Ограничения в саморазвитии 22
ГЛАВА 3 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 32

Файлы: 1 файл

модель современного менеджера.docx

— 76.46 Кб (Скачать файл)

2.3 Организаторские и деловые качества

Третья  группа качеств менеджера, определяющих его собственно говоря как менеджера, являются организаторские, а также деловые. Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение им технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности  подразделений  служб, оперативных  планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.

К организаторским  качествам нужно отнести прежде всего целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недоставок твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

Другим  организаторским качеством, которое  должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

Важным  организаторским качеством менеджера  является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем  логического  внушения, личного  примера, собственного оптимизма.

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти «ключик» к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не  принося, однако, себя в жертву и не становясь «работоманом» (в передовых компаниях считается  дурным  тоном  для  высших руководителей задерживаться в офисе  после окончания трудового дня или брать работу на дом). Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их попусту, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок.

Менеджер  должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей  правоте.

С точки  зрения контактности можно выделить несколько типов руководителей.

Во-первых, те, кто большую  часть  времени, примерно 2/3, тратит на своих подчиненных  и только 1/3 на осуществление внешних  связей.

Во-вторых, те, кто уделяет тому и другому  примерно поровну времени.

В-третьих, те, кто осуществляет только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами  своего уровня.

В-четвертых, те, кто сторонится вообще всех контактов.

Первый  и второй типы руководителей хороши для оперативного управления, четвертый  — для  стратегического. Третий  тип руководителя не отвечает вообще требованиям, предъявляемым к современным управляющим. Его даже в армии с ее жесткой дисциплиной и подчиненностью с трудом поймут.

Важная  черта менеджера — реализм. Он  должен  уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.

Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью. Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

Однако  уверенностью в своих силах могут  похвастаться далеко не многие. Причин ее отсутствия немало: это и недостаток практики, который порождает незнание, что же будет в результате вроде бы правильных шагов; это и опасение вследствие робости, неблагоприятных реакций со стороны окружающих; это и собственная недооценка, неумение себя подать в выгодном свете, правильно выразить свои мысли, Менеджеру неуверенность в себе приносит много неудобств, так как подчиненные, видя такое его свойство, могут устроить «праздник непослушания»

Но, как  считают  психологи, отсутствие уверенности  в себе — «болезнь» отнюдь не смертельная и ее нужно «лечить», развивая в себе недостающие навыки и наблюдая за тем, как поступают другие в ситуациях, требующих уверенного поведения. Вот какие советы дают по этому поводу известные специалисты в области менеджмента  Вудкок  и Френсис.2

Прежде  всего следует избегать чрезмерных эмоций, так как окружающие будут реагировать на них, а не на суть дела. Нужно быть проще, поскольку зачастую  суть теряется из-за сложности изложения своих взглядов и попыток оперировать сразу несколькими проблемами. Упорно  стремиться

к своей  цели, добиваться своего, пока результаты не будут  удовлетворять. Не ронять собственного достоинства и не давать возможности себя сбивать, уводить в сторону. Не отчаиваться в случае ошибок и настойчиво стремиться к цели, не исповедуя  только при этом принципа «мы за ценой не постоим».

Для успешного  руководства менеджер должен обладать доминантностью, то есть властностью, стремлением к личной независимости, к лидерству, хотя и не любой ценой, но в любых обстоятельствах. Он должен  быть готов к упорной и бескомпромиссной борьбе за свои права, не боясь авторитетов, показывать высокий уровень личных притязаний, заставлять окружающих  уважать  себя, демонстрируя  смелость  и  волевой характер.

Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать  реализации их в жизнь.

Но самое  главное — менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен  обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих пере  ним и коллективом задач.

Нужно иметь  в виду, что не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

Существует  определенный набор человеческих качеств, которые мы перечислили выше, составляющий основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного  опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте.

И наконец, в заключение необходимо остановиться на тех моментах, которые определяют эффективность работы менеджера. Ряд из них зависит от него самого и связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства.

Отрицательно  влияет на результативность работы менеджера  отсутствие коллегиальности при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, администрирование вместо убеждения, пристрастное отношение к сотрудникам.

Однако  в некоторых случаях эффективность  работы руководителя зависит от подчиненных. Например, если они плохо проработали вопрос или боятся сами принимать решение, то часто бегают за консультацией к шефу, отвлекая его от других более важных дел. То же бывает, если подчиненные не знают точно своего задания и взваливают на себя работу, с которой не могут справиться, и руководитель вынужден им помогать, чтобы не «завалить» дело. Во многом это происходит, кстати, от неумения планировать. Сложности для руководителя возникают и в том случае, когда подчиненный не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций.

2.4 Ограничения в саморазвитии

Определенный  интерес в этой связи представляет собой концепция ограничений. Идея ее состоит в том, что все менеджеры имеют возможность развивать и повышать эффективность своей работы. Однако присутствуют такие области, в которых они, мягко говоря, не компетентны, что и является для менеджеров ограничением. Выявив такие ограничения, можно сосредоточить внимание на тех факторах, которые препятствуют полной реализации всех личных возможностей менеджера. В связи с этим выделяются следующие потенциальные ограничения в деятельности руководителя:3

1) неумение  управлять собой. Те руководители, которые не умеют правильно «разряжаться», бороться с конфликтами и стрессами, эффективно использовать свое время, энергию и навыки, не могут управлять другими людьми;

2) размытые  личные ценности. Если личные  ценности не ясны для себя  и окружающих, то они будут  восприниматься в искаженном виде. В результате этого эффективность принятия и реализации управленческих решений снизится;

3)  неясные  личные цели. Менеджер, не способный  определить свои цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности;

4)  заторможенное  личное развитие. Способность к  саморазвитию характеризуется не только постоянной учебой, но и умением внедрить в практику полученные знания. Для менеджера важно получить признание, а для этого нужно постоянно повышать свое общее развитие;

5) неумение  решать проблемы (принимать решения). Особый талант менеджера —  это способность быстро и правильно  принимать решения. Решение проблем никогда не бывает простым делом, но соответствующие навыки могут быть в значительной степени развиты. Менеджер, страдающий таким ограничением, как недостаточность навыка решения проблемы, постоянно позволяет себе оставлять нерешенные вопросы на завтра. В результате накапливается большой круг проблем, которые руководитель решить уже не в состоянии. Естественно, такой менеджер терпит фиаско;

6)  отсутствие  творчества в работе. Творчество  в управлении всегда ценилось очень высоко. Творческая личность подготовлена к работе в условиях неопределенности. Менеджеры, использующие в своей деятельности ситуационный (непредвиденный) подход, способны играть много ролей, своевременно корректировать свои действия в зависимости от сложившейся ситуации. Для достижения стратегических целей организации они могут порвать с традициями, использовать новаторские идеи, идти на оправданный риск. В свою очередь, менеджер, обладающий относительно низкой изобретательностью, редко выдвигает новые идеи, не способен заставить других творчески мыслить и использовать новые подходы в работе;

7)  неумение  влиять на людей. На многих  людей производит впечатление властность, манера держаться, невербальные формы влияния (жесты, внешний вид и т.п.). Менеджеры, имеющие низкую влиятельность, часто обвиняют других в том, что последние к ним не прислушиваются, а равные с ними по положению не считают их достаточно влиятельными;

8) непонимание  специфики управленческого труда.  Менеджер должен добиваться результатов  не личным трудом, а через труд  других лиц. До тех пор, пока  руководители не оценят эффективности своего управления другими людьми, высоких результатов в деятельности организации им не добиться;

9)  низкие  организаторские способности (неспособность  руководить). Речь идет о способности менеджера «заряжать» энергией членов коллектива, о его умении оптимально организовать трудовой процесс. Аритмия трудового процесса и неэффективность применяемых методов работы приводят к тому, что люди чувствуют себя неуверенными в завтрашнем дне, не получают удовлетворенности от трудовой деятельности и, соответственно, работают ниже своих возможностей;

10) неумение  обучать. Каждый руководитель  должен заботиться о повышении компетентности тех, кем он руководит. Хороший руководитель выступает, кроме всего прочего, и в роли учителя. Повышение квалификации, в какой бы форме оно ни проводилось, — важнейший элемент управленческой эффективности;

11) неумение  формировать коллектив.

 

ГЛАВА 3 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ   СТИЛЬ   РУКОВОДИТЕЛЯ

Особенности администраторских и лидерских  качеств руководителя определяет и  его управленческий стиль. Здесь  существует определенная классификация.4

1. Авторитарный. Наилучший с точки зрении администратора, который в любом деле прежде всего ценит единоначалие.

2. Авральный. «Давай-давай, потом разберемся» — девиз руководителя-авральщика. Мера, подходящая для исключительной ситуации, став системой, дезорганизует нормальную работу, ведет к конфликтам, недовольству  в коллективе, не говоря уже о скромных трудовых результатах.

Информация о работе Модель современного менеджера