Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 00:25, курсовая работа
Целью исследования является изучение сущности управленческого решения, типов, форм, методов и моделей, используемых в процессе принятия решения.
Для реализации поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучение сущности и значения принятия управленческого решения;
анализ существующих классификаций управленческих решений;
изучение методов, используемых в процессе принятия управленческих решений;
изучение индивидуальных и коллегиальных форм принятия решений;
рассмотрение моделей принятия управленческого решения.
Введение 3
1. Понятие, значение и классификация управленческих решений 5
2. Методы, используемые в процессе принятия управленческих решений 12
3. Формы принятия решения: индивидуальные и коллегиальные решения 17
4.Модели принятия управленческих решений 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Московский социально-
Финансово-экономический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Теория управления»
на тему: «Управленческие решения»
Выполнила:
студентка 2 курса 14 группы
специальности
«Государственное и
муниципальное управление»
Степченко А.М.
Руководитель: Бизюкина М.С.
Брянск 2011
СОДЕРЖАНИЕ 2
Введение 3
1. Понятие, значение
и классификация
2. Методы, используемые
в процессе принятия
3. Формы принятия
решения: индивидуальные и
4.Модели принятия управленческих решений 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Особое место в теории управления занимает проблема руководства. Традиционно под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления. Одно из множества определений менеджмента формулируется как сбор информации, разработка решений и организация их выполнения, что подчеркивает высокую значимость решений в управленческой деятельности.
Данная курсовая работа посвящена теме «Управленческие решения». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Актуальность проблемы обусловлена тем, что от того или иного управленческого решения зависит уровень эффективности системы менеджмента фирмы или предприятия в целом.
Принятие решений для менеджера постоянная и очень ответственная работа. Необходимость принятия решений пронизывает всё, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей и во многих случаях всей организации, понимание природы и сути этого процесса чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области управления. Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения.
Управленческому решению
присущи как черты, свойственные
всем решениям, принимаемым человеком
независимо от сферы деятельности (наличие
осознанного и
-формирует управляющее
воздействие, связывая таким
-становится результатом
творческой мыслительной
-определяет круг действий субъекта и объекта управления для достижения целей данной системы, то есть ведёт к действию, практическим результатам.
Таким образом, управленческое решение представляет творческий акт целенаправленного воздействия субъекта управления на объект, основанный на знании объективных законов и опыте, ведущий к практическим результатам [13,с.21].
Целью исследования является изучение сущности управленческого решения, типов, форм, методов и моделей, используемых в процессе принятия решения.
Для реализации поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Предметом исследования являются управленческие решения.
При написании курсовой работы были использованы литературные источники отечественных (Максимцова М.М., Ременников В.Б., Фатхутдинов Р.А.) и зарубежных (Бреддик У., Лафта Дж.К.,Якокка Л.) авторов.
Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.
Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.
Что же отличает управленческие (организационные) решения?
1. Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.
2. Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально – экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.
3. Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.
4. Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения [14, с.180-181].
Управленческие решения принимаются руководителями (менеджерами) различных рангов. А что такое решение? Обычно в процессе какой – либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкиваются с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Решение может приниматься человеком в трёх основных системах: технической, биологической и социальной.
Решение, принятое в социальной системе
и направленное на стратегическое планирование,
организацию управленческой деятельности,
управление человеческими ресурсами,
управление производственной и обслуживающей
деятельностью, формирование системы
управления компании, управленческое
консультирование, коммуникации с
внешней средой, называется управленческим.
Как процесс управленческое решение
- это поиск, группировка и анализ
требуемой информации, разработка,
утверждение и реализация управленческого
решения. Как явление управленческое решение
- это план мероприятий , постановление,
устное или письменное распоряжение
и т.п. [4,с.344].
Известно несколько
Таким образом, обобщив приведённые
понятия управленческого
Управленческие решения имеют исключительно важное значение для всей организации. Принятие таких решений является главным аспектом деятельности руководства. Управленческие решения принимаются профессиональными менеджерами, которые стремятся выполнить задачи, стоящие перед организацией. Эти цели являются основой для управленческого решения. Существует точка зрения, согласно которой основная задача менеджмента - это принятие решений. Высокая значимость решений в менеджменте предопределяется тем обстоятельством, что решения оказывают влияние на все функции управления в любой формальной организации. Подлинная сущность менеджмента, или управления, проявляется в успехе принятых решений по прошествии определенного промежутка времени [8,с.399-401].
Большое значение имеет рациональность управленческих решений. Они всегда ориентированы на достижение долгосрочных целей организации. Другие типы решений не могут на это претендовать.
Рассмотрим классификацию
Классификация управленческих решений позволяет изучить их особенности и выбрать наиболее эффективные в условиях конкретной задачи. Однако, в связи со сложностью условий (числа влияющих факторов), целей принятия решений, требований и структуры решения создать простую и чёткую их классификацию представляется проблематичным [9, с.47].
Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице 1.
Классификационный признак |
Группы управленческих решений |
Степень повторяемости проблемы |
Традиционные - Нетипичные |
Значимость цели |
Стратегические - Тактические |
Сфера воздействия |
Глобальные - Локальные |
Длительность реализации |
Долгосрочные - Краткосрочные |
Прогнозируемые последствия решения |
Корректируемые - Некорректируемые |
Метод разработки решения |
Формализованные - Неформализованные |
Количество критериев выбора |
Однокритериальные - Многокритериальные |
Форма принятия |
Единоличные - Коллегиальные |
Способ фиксации решения |
Документированные - Недокументированные |
Характер использованной информации |
Детерминированные - Вероятностные |
Рассмотрим каждый классификационный признак более подробно.
1. Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.
2.Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.
3.Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком - либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.