Модели принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 00:25, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение сущности управленческого решения, типов, форм, методов и моделей, используемых в процессе принятия решения.
Для реализации поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучение сущности и значения принятия управленческого решения;
анализ существующих классификаций управленческих решений;
изучение методов, используемых в процессе принятия управленческих решений;
изучение индивидуальных и коллегиальных форм принятия решений;
рассмотрение моделей принятия управленческого решения.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие, значение и классификация управленческих решений 5
2. Методы, используемые в процессе принятия управленческих решений 12
3. Формы принятия решения: индивидуальные и коллегиальные решения 17
4.Модели принятия управленческих решений 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 67.20 Кб (Скачать файл)

Современная управленческая теория предлагает методы и приемы, которые руководитель может использовать для оптимизации работы малой  группы и роста эффективности  принятых решений.

       Индивидуальные  управленческие решения — это  решения, которые принимаются  руководителем единолично. В организациях  малого бизнеса небольшое число  уровней управления, высокая степень  риска потери конкурентного статуса.  Руководит такой организацией  предприниматель, который несет  всю ответственность за дальнейшее  ее функционирование в нестабильных  рыночных условиях. Предприниматель  опасается делегировать полномочия  по финансовым и другим значимым  вопросам своим подчиненным и  принимает решения единолично. Положительным  моментом индивидуального решения  является его творческий, неординарный  характер. Можно выделить следующие формы индивидуального решения:

  1. авторитарная;
  2. партисипативная;
  3. "снизу вверх".

1.Авторитарная форма установления целей предполагает, что решение принимается индивидуально руководителем на основе имеющейся у него информации. Обычно к подготовке информации привлекаются специалисты, они могут готовить и варианты решения.

2.Партисипативная форма принятия решения по целям предполагает установление такой процедуры подготовки и обсуждения вариантов решения по целям, при которой к этой деятельности привлекаются те сотрудники, которым в дальнейшем непосредственно предстоит выполнять решение. Принятие же решения осуществляет руководство.

3.Процедура решения по целям "снизу вверх", известная как система ринги, практикуемая в японских компаниях, предполагает следующую схему. Решение принимает исполнитель, направляет принятое им решение на согласование во все подразделения организации, которые будут причастны к выполнению этого решения. Каждый из   согласующих   решение высказывает либо согласие, либо несогласие. После этого в случае несогласия решение возвращается назад, вниз, к исполнителю. В случае же согласия идет на следующее согласование и   в конце концов одобряется руководителем [22,с.269-280].

Недостатки индивидуальных решений  проявляются тогда, когда они приобретают авторитарный характер. Руководитель узурпирует власть, единолично распоряжается ресурсами, определяет кадровую политику организации и оказывает давление на подчиненных. Решения, принимаемые руководителем единолично, позволяют организации какое-то время оставаться на рынке и быть успешной. Однако в дальнейшем, стиль руководства, используемый руководителем, тормозит развитие организации. Руководитель должен уметь лавировать и быть гибким, использовать искусство делегирования полномочий по принятию решений другим людям в организации [21,с.146-150].

Индивидуальные решения, принимаемые одним лицом, требуют  меньше времени на разработку, т. к. не нуждаются в согласовании с  другими членами группового субъекта, характеризуются более высоким  уровнем творчества и новизны. Вместе с тем для индивидуальных решений  характерны более высокий риск ошибок, меньшее количество рассматриваемых вариантов, а следовательно, большая вероятность принятия неоптимального решения.

       Современные  проблемы организаций становятся  все более сложными и требуют  многоаспектного рассмотрения, а  значит, и разнообразных специализированных  знаний. Поэтому в настоящее время  все большее количество управленческих  решений принимаются на основе  обсуждения, путем привлечения разных  специалистов и с помощью различных  организационных форм (рабочие группы, комиссии, комитеты, советы и т.  п.).

       Групповое  решение имеет ряд преимуществ  по сравнению с индивидуальным  . Качество группового решения, как правило, выше, т. к. при его разработке предлагается большее количество возможных вариантов, эти варианты рассматриваются более разносторонне и обоснованно, что уменьшает возможность принятия ошибочного решения. При принятии группового решения происходит распределение ответственности между членами группы, поэтому оно может быть более рискованным, но и более эффективным. Вовлеченность в процесс принятия коллективного решения усиливает мотивацию участников этой работы, а само групповое решение обычно лучше воспринимается коллективом организации по сравнению с индивидуальным [21,с.150-160].

       Существенным  недостатком коллективного решения  является его сравнительно низкая  оперативность: выработка такого  решения требует значительного  времени для формирования группы, подготовки материалов для обсуждения, ознакомления членов группы с  проблемой, обсуждения и согласования  мнений. Чем больше размер группы, тем больше времени требуется  для этой работы. Практика показывает, что наиболее эффективно работают  группы, состоящие не более чем  из семи человек (это не относится  к массовым формам принятия  коллективных решений - конференциям, собраниям, съездам, референдумам  и т. п., - для которых подготавливаются  проекты решений группами с  ограниченной численностью).

       Необходимо  отметить, что коллегиальность принятия  решения не исключает персональной  ответственности руководителя за  него.

      Таким образом,  к успеху приводит оптимальное  сочетание опыта и знаний высококвалифицированных  специалистов-экспертов и искусства  руководителя правильно понять  и оценить ситуацию и принять  подчас единственно верное решение. 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Модели принятия управленческих  решений

 

Умение принимать решения  необходимо для реализации управленческих функций, поэтому процесс принятия решений является основой теории управления.

Процесс моделирования часто  применяется при решении сложных  проблем в управлении, так как  позволяет избежать значительных трудностей и издержек при проведении экспериментов  в реальной жизни. Основой моделирования  является необходимость относительного упрощения реальной жизненной ситуации или события, вместе с тем это  упрощение не должно нарушать основных закономерностей функционирования изучаемой системы.

Типы моделей: физическая, аналоговая (организационная схема, график), математическая (использование символов для описания действия или объектов) [16,с.136-137]. 

Процесс построения моделей  состоит из нескольких этапов: постановка задачи; построение модели; проверка модели на достоверность описания данного  процесса, объекта или явления; применение модели; обновление модели в процессе исследования или реализации.

Эффективность модели может  быть снижена за счет ряда потенциальных  погрешностей, к которым можно  отнести недостоверные исходные допущения, информационные ограничения, непонимание модели самими пользователями, чрезмерная стоимость создания модели и т.п.

 Одним из важнейших условий, от которого зависит успех организации, является конкурентоспособность. Очевидно, что возможность прогнозировать действия конкурентов - существенное преимущество для любой коммерческой организации. Принимая решение, следует выбирать альтернативу, позволяющую уменьшить степень противодействия, что в свою очередь снизит степень риска. Такую возможность предоставляет менеджеру теория игр, математические модели которой побуждают анализировать возможные альтернативы своих действий с учётом возможных ответных действий конкурентов.

Первоначально разработанные  для военно-стратегических целей  модели теории игр применяются в  бизнесе для прогнозирования  реакции конкурентов на принимаемые  решения, например, на изменение цен, выпуск новых видов товаров и  услуг, выход на новые сегменты рынка  и т.п.

Так, принимая решение об изменении уровня цен на свои товары, руководство фирмы должно прогнозировать реакцию и возможные ответные действия основных конкурентов. И если с помощью модели теории игр будет  установлено, что, например, при повышении  цены конкуренты не сделают того же, организация, чтобы не попасть в  невыгодное положение, должна отказаться от этой альтернативы и поискать другое решение проблемы. Следует, однако, отметить, что используются эти модели довольно редко, так как слишком упрощены по сравнению с реальными экономическими ситуациями, настолько изменчивыми, что полученные прогнозы бывают не слишком достоверны [3,с.75]. 

Модель теории очередей (модель оптимального обслуживания). Они используются для нахождения оптимального числа каналов обслуживания при определённом уровне потребности в них. К ситуациям, в которых такие модели могут быть полезны относятся, например, определение количества телефонных линий, необходимых для ответов на звонки клиентов; операционистов в банке, чтобы клиенты не ждали, пока ими смогут заняться и т.п. Проблема здесь заключается в том, что дополнительные каналы обслуживания (больше телефонных линий, банковских служащих) требуют дополнительных ресурсов, а их загрузка неравномерна (избыточная пропускная способность в одни периоды времени и появление очередей - в другие). Следовательно, нужно найти такое решение, которое позволяет сбалансировать дополнительные расходы на расширение каналов обслуживания и потери от их недостатка. Модели теории очередей как раз и служат инструментом нахождения такого оптимального решения [11,с.105-107].

Модель управления запасами. Любая организация должна поддерживать некоторый уровень запасов своих ресурсов, чтобы избежать простоев или перерывов в технологических процессах и сбыте товаров или услуг. Для производственной фирмы необходимы определённые запасы материалов, комплектующих изделий, готовой продукции, для банка - денежной наличности, для больницы - лекарств, инструментов и т.д. Поддержание высокого уровня запасов повышает  надёжность функционирования организации и избавляет от потерь, связанных с их нехваткой. С другой стороны, создание запасов требует дополнительных издержек на хранение, складирование, транспортировку, страхование и т.п. Кроме того, избыточные запасы связывают оборотные средства и препятствуют прибыльному инвестированию капитала, например, в ценные бумаги или банковские депозиты. Модели управления запасами позволяют найти оптимальное решение, т.е. такое решение, при котором уровень запаса, который минимизирует издержки на его создание и поддержание при заданном уровне непрерывности производственных процессов [3,с.225-229].                                                                                                        

Модель линейного программирования. Их применяют для нахождения оптимального решения в ситуации распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Например, с помощью модели линейного программирования управляющий производством может определить оптимальную производственную программу, т.е. рассчитать, какое количество изделий каждого наименования следует производить для получения наибольшей прибыли при известных объемах материалов и деталей, фонде времени работы оборудования и рентабельности каждого типа изделия. Большая часть разработанных для практического применения оптимизационных моделей  сводится к  задачам  линейного программирования. Однако с учётом характера анализируемых операций и сложившихся форм зависимости факторов могут применяться и модели других типов: при нелинейных формах зависимости результата операции от основных факторов - модели нелинейного программирования; при необходимости включения в анализ фактора времени - модели динамического программирования; при вероятностном влиянии факторов на результат операции - модели математической статистики (корреляционно-регрессионный анализ) [8,с.117-120]. 

Имитационное моделирование  подразумевает создание модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. Используется в ситуациях, связанных с чрезмерно большим числом переменных, трудностью математического анализа определенных зависимостей между переменными или высоким уровнем неопределенности. Все модели подразумевают применение имитации в широком смысле.

 Управленческие модели помогают  сделать существенный шаг в  сторону количественных оценок  и количественного анализа результатов  принимаемх решений. Создание и использование моделей процесса принятия решений могут даже качественно оцениваемые управленческие ситуации оценивать количественно. Использование управленческих моделей  позволяет разработать и внедрить в практику принятия управленческих решений современные технологии. Профессиональное применение  моделей процесса принятия решений, в частности обеспечивать большую степень непротиворечивости, согласованности и надёжности принимаемых управленческих решений, с другой – более полно реализовать интуицию, опыт и знания. Однако надо помнить, что модель позволяет найти рациональное решение лишь для того упрощённого варианта ситуации принятия решения, которое используется в модели [7,с.359-362]. 

 

 

 

 

Заключение

 

Решение - это выбор альтернативы, выполняемой руководителем  в  пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц. Необходимость  принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности , возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.

    Управленческое решение не похоже на любой другой тип решения. Его основными целями являются процветание и постоянное развитие всей организации. Решения, которые принимаются не в рамках формальных организаций, а в другой обстановке или в искусственно созданных исследователями условиях, не могут считаться управленческими решениями.      Управленческое решение имеет ряд определенных характеристик. Оно также характеризуется рядом четких параметров, которые делают его особым феноменом.

     Управленческое решение является следствием сложного процесса, который необходимо сначала понять, а затем уже эффективно использовать. Более того, это очень важный процесс, которому необходимо уделять много времени и внимания. Совершенно необходимое условие хорошего руководства и эффективной организации - это последовательное принятие решений, которые приводят к успеху.

    Решение - это результат управленческого труда, который в конечном счете повышает или снижает эффективность функционирования предприятия. Решения, принимаемые в процессе управления, классифицируют по различным признакам: степени повторяемости проблемы, значимости цели, сфере воздействия, длительности раелизации, прогнозируемым последствиям решений, характеру использованной информации, методу разработки решения, количеству критериев выбора, способу фиксации решения. В процессе принятия решения в зависимости от требований, условий  задачи используются различные методы . В отечественной литературе приводится ряд методов при принятии решений. В соответствии с одной из этих классификаций вся совокупность методов делится на 4 группы:

Информация о работе Модели принятия управленческих решений