Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:06, курсовая работа
Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Процесс принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
Введение……………………………………………………………………….…..1
1. Моделирование ситуаций и разработка решений…………...………………6
1.1 Процесс принятия решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям……………………………………………………….6
1.2 Стадии реализации решения………………………………………………....8
1.3 Моделирование…….......…………………………………..…………...........13
2. Моделирование ситуаций и разработка решений на примере гостиницы «Двина»………………………………………………………………………..…24
2.1 Характеристика гостиницы «Двина»………………………………….……24
2.2 Использование программного обеспечения как фактора повышения качества принятия управленческих решений в гостинице «Двина»………...27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...31
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1 Процесс принятия решений. Требования,
предъявляемые к управленческим решениям……………………………………………………….
1.2 Стадии реализации решения………………………………………………....8
1.3 Моделирование…….......……………………
2. Моделирование ситуаций
и разработка решений на
2.1 Характеристика гостиницы «Двина»………………………………….……24
2.2 Использование программного обеспечения как фактора повышения качества принятия управленческих решений в гостинице «Двина»………...27
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Принятие решений необходимо
для выполнения управленческих функций.
Процесс принятия обоснованных объективных
решений в ситуациях
Менеджеру должно быть известно, что хорошо структурированные проблемы имеют многовариантные решения. Оптимальное решение для таких проблем может быть найдено с помощью методов исследования операций и моделирования. Например, выбор оптимального варианта развития и реконструкции предприятия, расчет оптимальной загрузки производственных мощностей, разработка оптимальных режимов технологических процессов.
Актуальность темы "Моделирование ситуаций и разработка решений" обусловлена тем, что принятие решений является неотъемлемой частью процесса управления, центром, вокруг которого вращается жизнь организации. Многолетний опыт принятия решений сводился лишь к интуитивному мнению руководителя на свой опыт. Но ответственность за принятие организационных решений велика, ведь от индивидуального решения в организации может зависеть судьба самой организации и отдельных ее членов. Поэтому руководитель в сегодняшнем сложном и быстро меняющемся мире не может принимать непродуманных решений.
В связи с этим в данной работе поставлена цель дать общее понятие принятия решений, исследовать основные положения теории принятия решений, в том числе понятия «Процесс принятия решений», методов их формирования и оценки, которые должен соблюдать менеджер в организации, чтобы принимать качественные решения, действовать более рационально и систематизировано, чтобы его решения были наиболее эффективными.
1. Моделирование ситуаций и разработка решений
1.1 Процесс принятия решений
Процесс принятия решений – центральный пункт теории управления. Управленческое решение – центральный момент всего процесса управления, результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Импульсом управленческого решения является необходимость снижения остроты или полного снятия проблемы, т.е. приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям:
1.Минимальное число корректировок.
2.Сбалансированность прав и обязанностей менеджера.
3.Единство, распорядительство.
4.Строгая ответственность.
5.Обоснованность принятия решений.
6.Конкретность.
7.Своевременность.
Попробуем представить содержание основных этапов принятия и реализации решения:
1. Сбор информации о возможных проблемах
1.1 Наблюдение за внутренней средой фирмы
1.2 Наблюдение за внешней средой
2. Выявление и определение причин возникновения проблемы
2.1 Описание проблемной ситуации
2.2 Выявление организационного звена, где возникла проблема
2.3 Формулировка проблемы
2.4 Оценка ее важности
2.5 Выявление причин возникновения проблемы
3. Формулирование целей решения проблемы
3.1 Определение целей фирмы
3.2 Формулировка целей решения проблемы
4. Обоснование стратегии решения проблемы
4.1 Детальное описание объекта
4.2 Определение области изменения переменных факторов
4.3 Определение требований к решению
4.4 Определение критериев эффективности решения
4.5 Определение ограничений
5. Разработка вариантов решения
5.1 Расчленение задачи на подзадачи
5.2 Поиски идей решения по каждой подзадаче
5.3 Построение моделей и проведение расчетов
5.4 Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и
подсистеме
5.5 Обобщение результатов по каждой подзадаче
5.6 Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче
5.7 Разработка вариантов решения всей задачи
6. Выбор лучшего варианта
6.1 Анализ эффективности вариантов решения
6.2 Оценка влияния неуправляемых параметров
7. Корректировка и согласование решения
7.1 Проработка решения с исполнителями
7.2 Согласование решения
с функционально
службами
7.3 Утверждение решения
8. Реализация решения
8.1 Подготовка рабочего плана реализации
8.2 Его реализация
8.3 Внесение изменений в решение в ходе реализации
8.4 Оценка эффективности
принятого и реализованного
1.2 Стадии реализации решения.
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий. Руководители, либо ответственные в принятии решения обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.
Проблема выбора решения одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования:
- обоснованность решения;
- оптимальность выбора;
- правомочность решения;
- краткость и ясность;
- конкретность во времени;
- адресность к исполнителям;
- оперативность выполнения.
Рассмотрим классификацию управленческих решений.
Классификация управленческих
решений необходима для определения
общих и конкретно - специфических
подходов к их разработке, реализации
и оценке, что позволяет повысить
их качество, эффективность и
- по функциональному содержанию;
- по характеру решаемых задач (сфере действия);
- по иерархии управления;
- по характеру организации разработки;
- по характеру целей;
- по причинам возникновения;
- по исходным методам разработки;
- по организационному оформлению.
Управленческие решения могут быть классифицированы по функциональному содержанию, т.е. по отношению к общим функциям управления, например:
- решения плановые;
- организационные;
- контролирующие;
- прогнозирующие.
Обычно такие решения затрагивают в той или иной мере все функции управления, однако в каждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой - то основной функцией.
Другой принцип классификации связан с характером решаемых задач:
- экономических;
- организационных;
- технологических;
- технических;
- экологических и прочих.
Чаще всего управленческие решения связаны не с одной, а с рядом задач, в той или иной степени имея комплексный характер.
По уровням иерархии систем управления выделяют управленческие решения на уровне базовой системы; на уровне подсистем; на уровне отдельных элементов системы. Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.
В зависимости от организации разработки решений выделяются следующие управленческие решения:
- единоличные;
- коллегиальные;
- коллективные.
Предпочтение способа организации выработки управленческого решения зависит от многих причин:
- компетентности руководителя;
- уровня квалификации коллектива;
- характера задач;
- ресурсов и т.д.
По характеру целей принимаемые решения могут быть представлены как:
- текущие (оперативные);
- тактические;
- стратегические.
По причинам возникновения управленческие решения делятся на:
- ситуационные, связанные
с характером возникающих
- по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;
- программные, связанные с включением данного объекта управления в определенную структуру программно - целевых отношений, мероприятий;
- инициативные, связанные
с проявлением инициативы
- эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности воспроизводственных процессов в системе (например, сезонности сельскохозяйственного производства, сплава леса по рекам, геологических работ).
Важным классификационным подходом служат исходные методы разработки управленческого решения. К их числу можно отнести:
- графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевых моделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем);
- математические методы,
предполагающие формализацию пр
- эвристические, связанные
с широким использованием
По организационному оформлению управленческие решения делятся на:
- жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;
- ориентирующие, определяющие направление развития системы;
Информация о работе Моделирование ситуаций и разработка решений