Моделирование в процессах разработки управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 00:23, курсовая работа

Описание работы

целей организации.
Целью курсовой работы является анализ моделирования в процессах принятия управленческих решений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность и принципы построения моделей в процессе принятия управленческих решений;
Рассмотреть основные виды моделей принятия управленческих решений;
Проанализировать проблемную ситуацию;
Выявить основные этапы построения моделей;

Файлы: 1 файл

Курсовая по методам УР.docx

— 94.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

1.2 Выявление и оценка проблемной ситуации

1.2.1 Выявление, формулировка проблемы и формирование каталога проблем

 

Проведя управленческий анализ, анализ внешней и внутренней среды компании, следует отметить, что компания «Иль де Ботэ» является одной из  лидирующих на рынке. Компания постоянно отслеживает рынок товаров и услуг, и делает все, что бы спрос на их товары был выше, а покупательская способность не падала вниз. Из слабых сторон компании был выявлен высокий уровень конкуренции на рынке, в связи, с чем у компании снизился уровень продаж.

Исходя из всего этого, можно сформировать следующий каталог проблем.

Таблица 1.4

Каталог проблем компании «Иль де Ботэ»

1

Высокий уровень конкурентов на рынке

2

Снижение уровня продаж

3

Высокая ценовая категория

4

Неэффективная маркетинговая политика


 

 

Итак, основной проблемой, требующей решения, является снижение уровня продаж в магазинах компании «Иль де Ботэ».

 

 

 

 

 

 

1.2.2.  Анализ проблемной  ситуации в компании «Иль де  Ботэ»

 

В компании «Иль де Ботэ»  существуют множество проблем, одной из которых является снижение уровня продаж.

Данные об объеме продаж магазинов «Иль де Ботэ» и основных его конкурентов приведены в таблице 1.5.

Таблица 1.5

Объем продаж сетей крупнейших магазинов

Крупнейшие игроки рынка косметики и парфюмерии

Юридическое название

Бренд

Основные форматы

Объем, млрд.руб.

2011

2012

1

Летуаль

Летуаль

Магазин

15,38

17,23

2

Рив Гош

Рив Гош

Магазин

10,2

13,26

3

Иль де Ботэ

Иль де Ботэ

Магазин

9,83

8,18


 

 

Таким образом, мы видим, что уровень продаж в магазинах «Иль де Ботэ» заметно снизился в течение года, а компания является на 3 месте по выручке продаж среди своих конкурентов. Данная проблема для компании является важной, так как может понести некоторые последствия.

Проблема снижения уровня продаж тесно взаимосвязана с другими проблемами компании. Высокая ценовая категория  приводит к низкому числу покупателей, в результате чего клиенты предпочитают другие магазины. Отсутствие хорошей рекламы на рынке, а также отсутствие в магазинах квалифицированных специалистов также  влияют на уровень продаж компании.

Таким образом, от решения одной из главных проблем, можно решить остальные. Увеличить уровень продаж в компании «Иль де Ботэ» можно. Для этого потребуется провести некоторые мероприятия и понести минимальные затраты.

 

1.2.3. Установление причины  возникновения проблемной ситуации в компании «Иль де Ботэ»

 

Установление причин возникновения данной проблемной ситуации позволяет глубже понять закономерность функционирования объекта управления, вскрыть наиболее существенные факторы, влияющие на достижение целей. Большое значение имеет прогнозирование появления проблем в будущем.

Таким образом, необходимо описать комплекс условий и провести анализ причин возникновения и развития данной проблемной ситуации.

Для этого изобразим схему Ишикавы [1,c.46]:


 




 


  


     



 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1- Схема Ишикавы

 

Итак, проанализировав схему Ишикавы, следует отметить , что для повышения уровня продаж в компании «Иль де Ботэ», необходимо повысить конкурентоспособность , пересмотрев ценовую политику компании, а также эффективно развивать систему маркетинга.

 

1.3 Формирование целей, критериев и ограничений

1.3.1 Формирование целей

 

 

 Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Цели компании должны обладать рядом характеристик, которые иногда называют критериями качества поставленных целей. 

 

 Конкретные цели устанавливаются на основе выявления сильных и слабых сторон деятельности компании, ее конкурентных преимуществ. Цели могут быть скорректированы по результатам комплексного анализа внешней среды и внутренних возможностей предприятия.

Таким образом, на основании проделанного анализа деятельности компании «Иль де Ботэ», исходя из сильных, слабых сторон, внешней и внутренней среды, а также анализа возникновения проблемной ситуации, можно сформулировать основную цель деятельности компании.

Основная цель- увеличить объем продаж в 2013 году в 3 раза.

Исходя из этой цели, выделим следующие подцели:

  1. Улучшить маркетинговую стратегию компании;
  2. Повысить конкурентоспособность;
  3. Повысить производительность труда на 25%.

 

 

 

 

1.3.2 Формирование критериев  и ограничений

 

Для конкретизации целей необходимо определить критерии достижения целей.


 


 




 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 – Формирование критериев

Наряду с формированием целей важное значение имеет определение существенных ограничений, влияющих на выбор оптимального решения. Ограничения - это условия, отражающие влияние внешних и внутренних факторов, которые нужно учитывать в задаче принятия решений.

Для компании «Иль де Ботэ»  ограничениями к данным критериям будут:

  • Материальные ограничения (постоянно необходима материальная база для предлагаемых проектов)
  • Трудовые ограничения (квалифицированный персонал)

 

1.4 Построение дерева решений

 

Для достижения поставленной цели необходимо сформулировать все возможные варианты разрешения проблемы. Для этого построим дерево решений:


 





 


 



 

 

Рисунок 1.3.- Дерево решений

Таким образом, нам следует выбрать наиболее выгодный вариант решения данной проблемы.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Теоретические аспекты моделирования в процессах принятия управленческого решения

2.1 Модели и их эффективность  в принятии управленческих решений

 

Модель в управленческом решении - это представление объекта системы или идеи в некоторой форме отличной от самой целостности. Она является упрощенным изображением конкретной жизненной (управленческой) ситуации. Другими словами, в моделях определенным образом отображаются реальные события, обстоятельства и т.д. [8,c.88].

После правильной постановки задачи в управленческом решении следующим этапом процесса предусмотрено построение модели. Разработчик должен определить главную цель модели, какие выходные нормативы или информацию предполагается получить, используя модель, чтобы помочь руководству разрешить стоящую перед ним проблему.

После построения модели ее следует проверить на достоверность. Один из аспектов проверки заключается в определении степени соответствия модели реальному миру. Специалист по науке управления должен установить - все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель. Проверка многих моделей управления показала, что они несовершенны, поскольку не охватывают всех релевантных переменных. Естественно, чем лучше модель отражает реальный мир, тем выше ее потенциал как средства оказания помощи руководителю в принятии хорошего решения, если предположить, что модель не слишком сложна в использовании. Второй аспект проверки модели связан с установлением степени, в которой информация, получаемая с ее помощью, действительно помогает руководству совладать с проблемой.

Применение модели: после проверки на достоверность модель готова к использованию. Как говорит Шеннон, ни одну модель науки управления «нельзя считать успешно выстроенной, пока она не принята, не понята и не применена на практике» Это кажется очевидным, но зачастую оказывается одним из самых тревожных моментов построения модели[5,c.168].

Как все средства и методы, модели науки управления могут привести к ошибкам. Эффективность модели может быть снижена действием ряда потенциальных погрешностей. Наиболее часто встречающиеся - недостоверные исходные допущения, ограниченные возможности получения нужной информации, страхи пользователя, слабое использование на практике, чрезмерно высокая стоимость. Это наиболее общие проблемы моделирования.

 

2.2. Основные виды моделей принятия управленческих решений

 

Число всевозможных конкретных моделей науки управления безгранично. Рассмотрим наиболее распространенные типы.

  1. Метод платежной матрицы: используется, когда требуется установить, какая альтернатива способна внести наибольший вклад в достижении цели.
  2. Дерево решений: позволяет представить проблему схематично и сравнить возможные результаты визуально[1,c.58].
  3. Модель линейного программирования: применяется для оптимального определения способа решения при наличии конкурирующих потребностей.

Линейное программирование - это наука о методах исследования и отыскания наибольших и наименьших значений линейной функции, на неизвестные которой наложены линейные ограничения. Особенно широкое распространение линейное программирование получило в экономике.

Модель линейного программирования применяется для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов. Линейное программирование обычно используется для решения именно производственных проблем.

  1. Экономический анализ: предполагает изучение количественных и качественных характеристик, показателей отражающих финансово-хозяйственную деятельность организации. Это дает возможность получить достаточно полное представление о результатах работы предприятия, определить его перспективы, скорректировать тенденции развития и мобилизовать внутренние резервы.

Предметом экономического анализа являются показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации – информация, отражающая хозяйственно-финансовые процессы и факторы, влияющие на показатели деятельности организации.

Экономический анализ является элементом управления, который позволяет получить объективную информацию о хозяйственно-финансовой деятельности организации для обоснования грамотных управленческих решений и регулирования ее развития. Поэтому в основе классификации видов экономического анализа лежат функции управления[4,c.42].

  1. Обобщенная модель управления запасами: используется для определения времени размещения запасов на ресурсы и их количество, а также массы готовой продукции на складах.
  2. Матрица многокритериальной оценки: используется при разработке управленческих решений, когда важно правильно оценить сложившуюся ситуацию и альтернативные варианты решений, чтобы выбрать наиболее эффективное решение, соответствующее целям организации.

Метод многокритериальной оценки заключается в следующем: 
Метод многокритериальной оценки заключается в следующем:

  1. Определить критерии, по которым мы оцениваем варианты.
  2. Взвесить критерии, определить их сравнительную важность.
  3. Оценить варианты по каждому критерию.
  4. Подсчитать взвешенные оценки вариантов, выбрать оптимальный. 

2.3. Этапы построения моделей

 

  1. Анализ объекта моделирования: в основу модели при ее формировании кладутся некоторые первоначальные знания об объекте, закономерности, устанавливающие свойства этого объекта (или класса объектов), его характеристики, особенности связи между составляющими объекта, элементами. Получение этих знаний и их уточнение и являются содержанием первого этапа моделирования.

На этом этапе:

  • формируется, возможно, более полное описание объекта: выделяются его элементы, устанавливаются связи между ними, вычленяются существенные для исследования характеристики, выявляются параметры, изменение которых влияет или может влиять на объект;
  • формируются, подлежащие последующей проверке гипотезы о закономерностях, присущих изучаемому объекту, о характере влияния на него изменения тех или иных параметров и связей между его элементами;
  • исходные предположения переводятся на четкий однозначный язык количественных отношений, и устраняется нечеткие, неоднозначные высказывания или определения, которые заменяются, быть может, и приближенными, но четкими, не допускающими различных толкований высказываниями.
  1. Оценка результатов: заключается, в установлении адекватности модели и объекта исследования - в определении степени близости,, сходства, машинных и человеческих действий или их результатов. При этом существенно не "абсолютное качество" машинных результатов, а степень сходства с объектом исследования.

Информация о работе Моделирование в процессах разработки управленческих решений