Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:17, доклад
На данном этапе развития экономики в нашей стране каждый руководитель организации старается максимально эффективно использовать все ее ресурсы для достижения высокого уровня конкурентоспособности производимой продукции или услуг. На российских предприятиях наиболее широко используется денежное стимулирование (повышение заработной платы, премии и т.д.). Но в условиях развивающихся рыночных отношений и повышения конкуренции использование только материальных методов стимулирования приводит к снижению конкурентоспособности продукции и неудовлетворенности нематериальных потребностей персонала.
│Метод причинно- │ │ Причинно-следственный │ ┌─────────────┐
┌────────────────┐ │следственного ├─>│ анализ полученных │ │Время: 5 │
│Причины │ │анализа │ │ результатов │<─┤человеко-дней│
│несоответствий, │ └────────────────┘ └───────────┬────────────┘ └─────────────┘
│проблем, ├─────────────────────────────
│затруднений
├─────────────────────────────
└────────────────┘
┌────────────────────────┐ │Разработка рекомендаций │
│Политика, цели, задачи │ │ по изменению │ ┌─────────────┐
│предприятия, пожелания │ │соответствующей системы │ │Время: 5 │
│высшего и линейного ├─>│ стимулирования, оценка │<─┤человеко-дней│
│руководства, персонала │ │ ресурсов на их │ └─────────────┘
└────────────────────────┘ │ проведение │
┌─────────────┴─┴────────────┐
└────────────────────────────┘
Рисунок 4. Оценка и анализ информации
┌─────────────────────────────
│ Выводы о текущем состоянии системы,│
│ рекомендации, схема изменений │
└──────────────────┬─┬────────
┌────────────────┐ │ Описание состояния │ ┌─────────────┐
│Результаты ├─>│системы, обозначение│<──┤Время: 5 │
│обработки данных│ │ положительных и │ │человеко-дней│ ┌──────────────────────┐
└────────────────┘ │отрицательных сторон│ └─────────────┘ │Результаты обработки │
├─────────────────────────────
┌────────────────┐ ┌─────────────────┐ ┌─────────────┐
│Схема изменений,│ │
┌──────────────┐ │варианты решений├─>│улучшения системы│<─┤человеко-дней│
│Рекомендации │ │ проблем │ └────────┬────────┘ └─────────────┘
│по внедрению │ └────────────────┘ │
│изменений в ├─────────────────────────────
│системе
├─────────────────────────────
│стимулирования│
│улучшению │ ┌─────────────┐ ┌──────────────────────────┐ ┌────────────┐
└──────────────┘ │Годовой отчет│ │ Ознакомление высшего │ │Время: 3 │
│об аудите, ├─>│руководства
с результатами│<─┤человеко-
│презентация │ │ аудита │ └────────────┘ │Оценка │
└─────────────┘ └────────────
┌─────────────┐
├─────────────────────────────
│Результаты │
├─────────────────────────────
│причинно- │
\/
│следственного│ ┌────────────────────┐
│анализа, │ │ Разработка │ ┌────────────┐
│предложения ├────>│программы проведения│ │Время: 4 │
│клиента по │ │ улучшений │<─┤человеко-дня│
┌─────────────┐ │проведению │ └─────────┬──────────┘ └────────────┘
│Программа │ │улучшений │ │
│проведения │ └─────────────┘ │
│улучшений, ├─────────────────────────────
│сроки и
├─────────────────────────────
│ответственные│
│лица │ ┌─────────────────┐ ┌────────────────────┐
└─────────────┘ │Пожелания клиента│ │ Формирование плана │ ┌────────────┐
│по дальнейшему │ │ дальнейшего │ │Время: 3 │
│сотрудничеству │ │ взаимодействия │<─┤человеко-дня│
└─────────────────┘ └───────┬─┬──────────┘ └────────────┘
Рисунок 5. Написание отчета
Последовательность шагов мотивационного аудита
При проведении мотивационного аудита можно воспользоваться следующей последовательностью шагов:
1-й
шаг. Уточните стратегические
и тактические цели
2-й шаг. Проверьте соответствие стимулов целям организации и мотивам работников, оцените соотношение материальных и нематериальных стимулов, уточните эффект от использования отрицательных и положительных стимулов, определите эффект от управления мотивацией в соотношении с затратами.
3-й
шаг. Разработайте
Ключевые моменты мотивационного аудита
Мотивационный
аудит направлен на определение
соответствия действующей в организации
системы стимулирования стратегическим
и тактическим целям
Ключевой момент N 1:
Соответствие системы стимулирования целям организации.
Например,
руководитель организации, занимающейся
продажами грузового
Ключевой момент N 2:
Соответствие системы стимулирования потребностям работников.
Например,
промышленное предприятие по выпуску
гигиенической продукции, которое
находится в маленьком
Ключевой момент N 3:
Информированность работников о системе стимулирования.
Например, на одном из пивоваренных заводов у работников есть возможность бесплатно посещать фитнес-центр. Работники телефонной службы компании узнали об этом случайно после 5 лет работы на данном предприятии.
Ключевой момент N 4:
Соотношение
материального и
На крупном предприятии связи, имеющем десятки филиалов в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, случилось ЧП. В нескольких филиалах из плана исчезли ремонтно-профилактические работы, которые проводятся только в летнее время, что выяснилось в конце сентября. Пришлось срочно прибегать к управлению мотивацией подчиненных, зарплата которых была крайне низкой. Один руководитель, обеспечивая выполнение квартального плана за 2 недели, пообещал оплатить работу исходя из стоимости сверхурочных. Другой руководитель позволил работникам все сэкономленное время не выходить на работу. В первом случае работа не была завершена к нужному сроку, а во втором работники справились за 5 дней. Качество работ впоследствии оказалось одинаковым.
Ключевой момент N 5:
Эффект от использования отрицательных стимулов.
В одной консалтинговой компании работали два одинаковых по полу, возрасту и квалификации консультанта. Оба отличались высоким творческим потенциалом и делали бонусы для заказчика. Однажды одному из них руководитель направления вернул отчет со словами: "Это совершенно не то, что нужно". Не уточнив сути претензий, работник переработал и значительно улучшил структуру отчета, добавил фотографии участников программы, сделал заготовки для внедрения рекомендаций. Когда же другому консультанту руководитель вернул отчет, тот попросил сделать конкретные указания на то, что не устраивает, а не получив ответа, отказался от продолжения сотрудничества, так и не исправив отчета.
Ключевой момент N 6:
Стоимость умения управлять мотивацией.
Например, в сбытовом офисе транснациональной компании, занимающейся производством кондитерских изделий, работало пять региональных менеджеров, отвечавших за Москву, Центральную Россию, Дальний Восток и др. Один менеджер, который обслуживал Дальний Восток, приносил компании столько же, сколько все остальные менеджеры, вместе взятые. Верите ли вы, что Дальний Восток может закупать больше леденцов, чем Москва и Московская область?
Методы проведения мотивационного аудита
При отборе методов мотивационного аудита важно учитывать, что в его проведении может быть затронут как весь персонал компании, так и отдельные его категории. Например, одна из крупных продуктовых сетей поставила целью определить, почему перспективные менеджеры по продажам покидают организацию, отработав в ней 2 - 3 месяца. А сбытовой офис пивоваренной компании внимательно относится к удовлетворенности всего персонала предлагаемыми организацией стимулами и ищет возможности для повышения результативности их работы.
Методами проведения мотивационного аудита могут быть:
- установочные, экспертные, структурированные интервью;
- анализ действующей документации;
- наблюдение за работой руководителей;
- анкетирование и тестирование персонала;
- формализованное описание процедур;
- статистические методы обработки.
Для различных уровней управления, а также служащих и рабочих требуются различные наборы методик. Кроме того, на предприятиях различного профиля и с различной корпоративной культурой методики для одной и той же категории персонала могут сильно отличаться. Например, на одном из промышленных предприятий рабочие никогда не заполняли анкет, поэтому информацию пришлось получать в ходе структурированного интервью.
Информация о работе Мотивационный аудит как технология повышения эффективности управления персоналом